Петропавловский вокзал — один из самых старинных, красивых, современных и уникальных в стране. Однако, несмотря на то, что он расположен в Казахстане, владеет им российская компания АО «РЖД». Ровно 129 лет назад 11 июля сюда на станцию в Петропавловск прибыл первый поезд. С этого момента началась не только история здешней железной дороги, но и сам город получил новый толчок развития. Петропавловск.kz рассказывает историю железнодорожного вокзала и объясняет, почему он находится в российской собственности.
Сегодня сложно себе такое представить, но 130 лет назад в Петропавловске ходили гружёные повозки и караваны с верблюдами. Всё изменилось благодаря появлению здесь Транссибирской железной дороги, к строительству которой причастен сам Николай II.
Дело самого царя
Государь России входил в комитет Сибирской железной дороги и по некоторым данным даже побывал с визитом в Петропавловске, когда объезжал казачьи земли после закладки первого камня для строительства Транссиба.
Как пишет заведующая отделом областного историко-краеведческого музея Татьяна Ланьщикова в издании «Культурное наследие» за 2014 год, для строительства дороги требовалось 350 миллионов рублей золотом. Поэтому расходы решили сокращать всеми возможными способами. В 1891-1892 году взяли за основу упрощённые технические условия, где при строительстве должны были укладываться облегчённые рельсы и шпалы, уменьшили ширину земляного полотна насыпи, сократили другие траты. А между тем, работа по строительству предстояла нелёгкая. Железная дорога шла по безлюдной и малонаселённой местности, на пути встречались болота, озёра, непроходимая тайга. Сложность добавляли ещё и суровые климатические условия.
Строительство дороги началось в мае 1891 года. Министр финансов С.Ю. Витте разработал план, где предложил сооружать магистраль поочерёдно, отдельными участками. Так что строить Западно-Сибирскую линию, маршрут которой проходил через Челябинск, Курган, Петропавловск и Омск (1417 км) начали 7 (19) июля 1892 года.
— По быстроте сооружения (в течение 12 лет), по протяженности (7,5 тыс. км), трудностям строительства и объемам выполненных работ Великая Сибирская дорога не знала себе равных во всем мире! – пишет Татьяна Ланьщикова.
Первый пошёл
11 июля 1894 года на станцию Петропавловск прибыл первый поезд. Естественно, он был не таким, какие мы привыкли видеть сегодня, и состоял всего из двух пассажирских вагонов. В них ехали министр путей сообщения и его сопровождающие. Тогда городские газеты уверенно заявляли, что «отныне город вступает в эпоху цивилизации…».
Регулярное же движение пассажирских поездов на всём участке от Кургана до Омска открылось только в августе 1894 года. Состав, который тянули паровозы, изготовленные на Российском Коломенском заводе, ехал до Омска несколько дней. Первые паровозы были с тремя колёсными парами, а уже зимой 1896 года на станцию прибыл четерёхосный паровоз. В своей статье Татьяна Ланьщикова приводит описание его очевидцами. Они отмечают, что «он был настолько велик, что казался горой».
Интересно, что первые товарные вагоны были похожи на обыкновенные телеги. Шины-бандажи с гребнем были железными, а сами колёса изготавливались из дуба. Между собой вагоны соединяли цепями, а тормозили ручным тормозом, для чего была специальная бригада тормозильщиков. А вдоль всего состава протягивали сигнальную верёвку, которая была привязана к колоколу или свистку паровоза.
Места остановки первых поездов на станции ночью освещали кострами. Для этого днем устанавливали колоды из дров, которые потом поджигали. Позднее на перроне появились газовые и керосиновые фонари.
Строительство железной дороги дало Петропавловску огромный толчок для развития. В городской торговле стали играть огромную роль иногородние русские купцы и иностранные капиталисты. И даже американские фирмы имели в Петропавловске и других городах степного края постоянных агентов и конторы, чтобы закупать кожу и волос.
Тогда газеты писали: «Хлебопашество и скотоводство, главные занятия, получают значительный толчок к своему развитию, так как избыток своих продуктов мы получим возможность отправлять в Европейскую Россию, что теперь сопряжено с большими издержками и даже риском… Мы тогда вступим в обмен со всем миром!..»
Старый вокзал
Согласно исторической справке, первое здание железнодорожного вокзала в Петропавловске строили в два этапа, первый из которых завершили в 1895 году. А полностью строительство здания закончили в 1904-м. На вокзале расположилось помещение ресторана и вспомогательные службы железнодорожной станции.
Само здание одноэтажное, построенное в стиле позднего барокко, имело сложную форму плана. Отдельные помещения были объединены и вытянуты вдоль железнодорожной платформы. Главный зал и некоторые помещения внутри имели сводчатые потолки, что способствовало циркуляции воздуха внутри. А большие окна обеспечивали хорошее освещение.
— Перрон станции был местом отдыха как железнодорожников, так и городских жителей, особенно в выходные дни. В буфете и залах ожидания вокзала Петропавловска, построенного в 1904 году, по тому времени – одного из самых красивейших зданий города, назначались встречи, обсуждались новости, дамами демонстрировались новые наряды. Такие вокзалы строились по всей трассе Транссибирской магистрали, — пишет Татьяна Ланьщикова.
Кстати, сам старый вокзал до сих пор сохранился и является памятником архитектуры. Правда, сегодня уже не выполняет своё первое предназначение, но отреставрированное несколько лет назад здание до сих пор встречает пассажиров и является служебным помещением и багажным отделением.
Райский зелёный уголок
Интересно, что Петропавловский вокзал был широко известен на всей Транссибирской магистрали в 30-х годах прошлого века. А всё благодаря известному городскому озеленителю Василию Осипову. Весь перрон был украшен великолепными резными фигурами деревьев. Такими, каких пассажиры поездов не встречали на всём пути от Москвы до Владивостока. Неудивительно, что петропавловский перрон представлялся им настоящим райским садом, зелёным чудом и оазисом.
Вот так описывает этот удивительный зелёный уголок, созданный руками мастера растительной архитектуры, писатель Владимир Чивилихин в своём очерке: «… Проезжая железной сибирской дорогой, с нетерпением ждал я Петропавловска. У вокзала там — после пустых зауральских земель — было что-то вроде рая. Вяз мелколистый, кизильник и другие неизвестные мне кустарники представали кубическими, пирамидальными, яйцевидными, ромбическими образованиями, сгруппированными в радостные по общему тону сочетания».
«Кусочком Крыма» называли наш вокзал пассажиры поездов из-за этой фигурной растительности. Во время остановки каждый спешил посетить этот чудесный зелёный уголок, оставляя свои восхищённые отзывы в заведённой в то время книге.
Почти сто лет прошло с того момента. Перрон давно разрушен, а от сквера не осталось и следа. Но, к счастью, сохранились фотографии этого зелёного райского уголка.
Полная модернизация
Новое здание вокзала в Петропавловске было построено в 1966 году. Больше чем за полвека здесь проводили только текущие ремонты. Естественно, строение обветшало, устарело во всех смыслах этого слова. А зал ожидания больше напоминал рынок, заставленный всевозможными ларьками, и не мог вмещать увеличившийся за это время поток пассажиров.
Многие горожане, да и просто посетители вокзала, ещё помнят оледеневшие переходы с крутыми лестницами, которые словно полосу препятствия было необходимо преодолеть, чтобы попасть на перроны. Так что всё здесь буквально кричало о том, что зданию нужен основательный ремонт.
Он начался весной 2018 года. За три этапа здесь поменяли буквально всё. А от старого здания остались только стены, и то не все.
Сначала здесь обновили фасады западного и восточного крыла, заменили крышу центральной части вокзала. В 2019 году во время реализации второго этапа реконструировали коммуникации, обновили систему внешнего энергосбережения, а также начали реконструкцию центральной части вокзала. Пожалуй, именно эти работы были для посетителей вокзала самыми значимыми и заметными.
Сейчас в зале ожидания убрали все киоски и сделали огромную пристройку, откуда словно с балкона открывается прекрасный панорамный вид на привокзальную площадь. Количество сидений для ожидающих увеличили фактически вдвое.
В здании наконец-то появились эскалаторы и современные лифты, а пройти на первый путь теперь можно не только через здание вокзала, но и просто через ворота, которые практически всё время открыты.
Кстати, ремонт вокзала Петропавловска проводился за собственные средства ОАО «Российские железные дороги» и обошёлся предприятию почти в 3 млрд тенге. С 1 января 2017 года Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги работает в Республике Казахстан в качестве филиала ОАО «РЖД».
Государство в государстве
То, что вокзал в Казахстане, по факту, является российским — ни для кого не секрет. До недавних пор здесь даже на табло и в билетах указывалось московское время отправления поезда, что создавало неудобства для пассажиров. Даже первая билетная касса «Қазақстан темiр жолы» открылась в Петропавловске только в 2016 году.
С 2018 года на вокзале и на билетах стали указывать местное время, но станция Петропавловск так и остаётся на российском участке дороги, так как это часть Транссибирской магистрали. Во время распада Советского Союза страны не смогли поделить несколько территорий. Поэтому за соседним государством остался не только спорный участок дороги на севере Казахстана, но и вокзал.
У Казахстана с Россией взаимовыгодные обязательства, ведь существует и почти аналогичная обратная ситуация со станциями Илецк возле Алтая и Локоть в районе Западного Казахстана. Этими спорными участками страны пытались обменяться, но в итоге решили оставить всё как есть, поскольку сложившаяся за много лет инфраструктура не позволяла произвести этот обмен безболезненно. К тому же, для Казахстана такое положение дел выгодно ещё и потому, что через станцию транзитом проходят составы из России в Россию.
Для Северо-Казахстанской области Петропавловское отделение дороги — один из самых крупных налогоплательщиков. Вот уже много лет филиал ОАО «РЖД» ежегодно отчисляет в бюджет от 7 до 9 млрд тенге (по данным сервиса Adata).
Отделение Южно-Уральской железной дороги имеет развитую инфраструктуру. Как сообщается на официальном сайте ЮУЖД, в его состав входят станции, локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, механизированная дистанция погрузо-разгрузочных работ, дистанция электроснабжения, дистанция сигнализации и связи, путевая машинная станция, восстановительный поезд и другие.
Кстати, была раньше у железной дороги в Петропавловске и собственная инфраструктура для её работников, часть которой до сих пор принадлежит ОАО «РЖД». В микрорайоне около вокзала действовали собственные детский сад «Гулливер», школа, санаторий-профилакторий «Трансиб», больница, дом культуры, стадион «Локомотив». Были даже собственные инженерные коммуникации и пионерский лагерь.
Санаторий есть у филиала ОАО «РЖД» до сих пор. Большую часть стоимости путевок для железнодорожников и членов их семьи оплачивает сама железная дорога из средств профсоюза. Санаторий работает круглогодично. Летом в нём отдыхают дети железнодорожников. А путёвки в импровизированный лагерь, где не только проводят развлекательные мероприятия, но и оздоровительные процедуры на 21 день стоят почти также, как 10 дней в обычном городском лагере.
Большую часть объектов социальной сферы РЖД давно передали на баланс местного акимата.
Во все времена на железной дороге в Петропавловске считалось очень престижно работать из-за хорошей заработной платы. Особенно это ощущалось во время высокого курса рубля к тенге. Нет, работникам не выдавали заработную плату в иностранной валюте, но при расчёте переводили средства в тенге по текущему курсу.
А ещё на территории железнодорожного депо установлен паровоз-памятник Эу 700-82. Он был построен Брянским заводом в 1929 году. Это не просто уникальный старинный памятник, но и настоящий паровоз, который когда-то действительно курсировал по железнодорожной магистрали. Он напоминает жителям Петропавловска об истории развития железнодорожного транспорта. Ведь современные технологии не стоят на месте, и мы являемся свидетелями всё быстрее двигающегося вперёд прогресса.
Интересные факты о железной дороге
- Первые железнодорожные билеты изготавливались из меди и латуни. В конце поездки их сдавали кондуктору.
- Первая железная дорога была открыта в Англии в 1825 г. Поезд, курсировавший между Стоктоном и Дарлингом, состоял из 33 вагонов.
- Первый русский паровоз создали в 1834 году крепостные механики отец и сын Черепановы на Нижне-Тагильском заводе Демидова. Он возил грузы по 854-метровой железной дороге, связавшей рудник с медеплавильным заводом.
- Транссибирская магистраль считается самой длинной в мире железной дорогой. Её протяжённость около 9,5 тысяч км. На своём пути она пересекает больше 10 рек, в том числе Волгу, Енисей, Амур.
Железнодорожное депо)))
На территории Локомотивного депо!!
Автор перепутала: станция Илецк находится ближе к западу страны, а станция Локоть на Алтае, то есть восточнее. Также, казахстанской стороне был отдан железнодорожный мост через реку Урал.