29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Депутаты Казахстана раскритиковали приложение «Ashyq»

Ашик

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса Снежанна Имашева обратилась с депутатским запросом по поводу недостатков приложения «Ashyq», которое сейчас в рамках предотвращения рисков распространения коронавируса активно внедряется в регионах Казахстана для возможности посещения кинотеатров, фитнес-центров и других объектов массового скопления людей, сообщает корреспондент Петропавловск.kz.

Депутат Фракции партии «Nur Otan» обратилась с запросом к Министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Она отметила, что это приложение, предлагаемое Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК совместно с Министерством здравоохранения РК для контроля и анализа данных по эпидемиологической ситуации в стране, сегодня одно из самых обсуждаемых в обществе, но имеет ряд существенных недостатков.

Приводим текст запроса:

«Сама идея внедрения приложения очень здравая. Приложение позволяет помочь вновь открыться бизнесу, работа которого ограничена из-за введения карантинных мер, и обеспечить безопасность посетителей, желающих бывать в местах, доступ к которым в настоящее время запрещен (фитнес-центры, кинотеатры).

Разработчики приступили к пилотированию проекта «Ashyk» 26 февраля в городах Нур-Султан, Алматы, Караганда.  На сегодня ими объявлено об успешных результатах пилотирования и готовности тиражировать использование приложения на всей территории страны. Приложение скачали 293 тысячи пользователей, к нему подключено 693 объекта.

Однако, итоги двухмесячного пилота «Ashyk» пользователи оценивают не так радужно, как отрапортовало Министерство, а само приложение не ругал разве что ленивый. Пользователи оставили около трех тысяч критических отзывов, запросов  и жалоб на его работу.

Большинство из них сводится к нескольким моментам, на которые необходимо обратить внимание разработчиков, прежде чем повсеместно внедрять цифровой продукт.

Вызывает беспокойство то, что очередное приложение собирает персональные данные (номер телефона и ИИН) и неизвестно в каких еще целях они могут быть использованы в дальнейшем. Например, что будет с собранными данными пользователей после того, как отпадет необходимость использовать приложение.

Есть сомнения в безопасности самого приложения.  По сведениям Цифрового Министерства оно еще не прошло соответствующую проверку на информационную безопасность.

Пользователи, уже скачавшие приложение, сталкиваются с трудностями при регистрации и входе в приложение.

В самом приложении практически нет никакой полезной информации, есть только две ссылки «регистрация входа» и «регистрация выхода». Отсутствует перечень объектов, в которые возможен доступ по приложению. Нет возможности проверить свой статус до посещения заведения. Нет ссылки для связи со службой технической поддержки.

Но самое главное, приложение не отражает реальный статус лица. К примеру, пользователи имеющие отрицательные результаты ПЦР тестирования отмечаются синим цветом в приложении, в то время как должны быть помечены зеленым. Это свидетельствует о некорректности баз данных, к которым обращается приложение, либо о несвоевременном их обновлении. Такие ошибки сводят на нет смысл пользования приложением.

Также не исключается посещение заведения больным посетителем, статус которого просто не определен правильно, так как лица, никогда не сдававшие ПЦР тест и даже болеющие бессимптомно, все равно будут помечены синим.

Вместе с тем непонятен порядок дальнейшего использования и финансирования поддержки приложения. На сегодня не определен статус владельца цифрового продукта и не определено лицо, в ведении которого будет приложение, на каких условиях будет осуществляться его доработка. И это тоже вызывает недоверие граждан к подобного рода цифровым нововведениям.

Уважаемый Министр, с учетом изложенного выше, и прежде чем  предлагать всей стране пользоваться  приложением «Ashyk», полагаем, что Вам необходимо:

  • доработать приложение с учетом замечаний пользователей, а также наладить с ними обратную связь;
  • обеспечить сохранность персональных данных, вводимых пользователями, и определить лиц, ответственных за их несанкционированное использование;
  • установить условия, порядок владения цифровым продуктом и определить источники финансирования для его дальнейшего функционирования».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *