При географическом положении Казахстана и протяжённости его границ железнодорожный транспорт является приоритетным, составляя примерно 80 процентов от объёмов всего транспорта, и конкурентов не имеет. Другое дело, что до сего момента часть железных дорог двух государств – Казахстана и России — до сих пор находится на приграничных территориях друг друга, что не облегчает работы.
Как сообщило агентство «Интерфакс» на недавней пресс-конференции, прошедшей в Астане, вице-президент КТЖ Ермек Кизатов подчеркнул, что до конца этого года должны быть приняты «все окончательные решения» по взаимной передаче железнодорожных участков.
«Эта работа проводится не первый год. Принято решение на правительственном уровне, уже определены границы участков, которые необходимо передать. Сейчас задержка связана с тем, что идёт процедура согласования документов, а также ратификации на уровне парламентов двух государств. Надеемся, что в ближайшее время эта работа будет полностью выполнена», — отметил он. Казахстану будут переданы участки общей протяжённостью 575 км, России — 566,4 км.
Станция Петропавловск в своём роде уникальна. Именно она является межгосударственным стыком двух важнейших транспортных артерий Казахстана и России – Южно-Уральской железной дороги и “Казахстан Темир Жолы” — главных перевозчиков в этом регионе. Мало того, Петропавловское отделение ЮУЖД, являясь российским предприятием, находится частично на территории России (от станции Макушино до Петухово в курганском направлении и от станции Исиль-Куль до станции Карагога в сторону Омска), частично ещё 7 станций — на территории Казахстана. Здесь следует отметить, что даже в тяжёлые 90-е годы прошлого века станция Петропавловск, по сути, оставалась единственным предприятием Северо-Казахстанской области, продолжавшей не только стабильно работать, но и выплачивать своим сотрудникам зарплату без задержек. До сего момента Петропавловское отделение ЮУЖД остаётся одним из самых крупных предприятий, с самым многочисленным персоналом, исправно пополнявшим государственную казну налогами. Что же будет после ратификации протокола с людьми?
Получить комментарии по данному поводу мы попытались в Петропавловском отделении ЮУЖД. Однако разговаривать с прессой здесь не захотели. По всей вероятности, нежелание общаться с журналистами было вызвано недавней ситуацией с застрявшими на станции Булаево зерновозами, о чём мы рассказывали в прошлых номерах газеты. Начальники отделения были просто неуловимы, а в итоге секретарь заместителя НОДа Сергея Глуховского крайне нелюбезным тоном заявила: «Он не будет с вами разговаривать. Обращайтесь на официальный сайт».
Что мы и сделали. Ответ, присланный начальником службы по связям с общественностью Егором Величко, пришёл незамедлительно.
«В соответствии со ст.3 Протокола о внесении изменений в соглашение между правительствами России и Казахстана об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 года, подписанного 21 мая 2009 года в Астане, Протокол вступает в силу с даты обмена Российской Федерацией и Республикой Казахстан ратификационными грамотами. В РФ протокол ратифицирован. В Республике Казахстан ратификация протокола произойдёт в июне-июле 2010 года, после чего будет произведена процедура обмена ратификационными грамотами, и Протокол вступит в силу.
Согласно данному Протоколу, транзитные участки железных дорог будут переданы в собственность той страны, которая их эксплуатирует.
Процедура взаимной передачи имущества железнодорожных участков дорог России и Казахстана затронет все транзитные участки, в том числе и Петропавловск…».
Передачу станции Петропавловск Казахстанской железной дороге рядовые сотрудники воспринимают со страхом. Старейшие работники станции с умилением вспоминают те счастливые советские времена, когда поезда не шли на проход и не огибали Петропавловск. Если раньше любой горожанин, минующий железнодорожный мост, мог лицезреть заставленные вагонами железнодорожные пути, то теперь больше частью рельсы пусты. Возможно, впадать в панику и не стоит. Единое экономическое пространство, в которое вступят Казахстан, Россия и Беларусь к 2012 году, должно снять ряд существующих проблем.
Без ложной скромности можно сказать, что в голодные девяностые Петропавловск из кризиса помогла вытянуть именно Южно-Уральская железная дорога, оказавшаяся спасительным плотиком. Спасёт ли от кризиса станцию “Казахстан Темир Жолы” – пока неизвестно. Пока же расположенные на казахстанской территории российские рельсы и казахстанские — на территории РФ остаются камнем преткновения.
Георгий ЛАНСКОЙ