Минувшим летом в Петропавловске вышла книга нашего писателя-земляка Бориса Петрова «Военная проза».
Сразу отметим уникальную особенность сборника произведений — это первая книга писателя, вобравшая в себя лишь одну тему — тему Великой Отечественной войны. Кроме этого, в книгу вошли рассказы и дневниковые записи автора, которые ранее либо не публиковались полностью, либо были напечатаны в разные года лишь на страницах республиканских и местных газет.
Военная проза — это лишь одна из граней творчества писателя. Однако, она была самой дорогой, самой близкой для автора. Большую часть творчества писатель посвятил мирному труду североказахстанцев. Этого настойчиво требовала жизнь. Но в то же время он признавался в своей автобиографии: «Я всё время хотел писать о войне, о подвигах солдат, моих сверстниках».
Постоянное желание писать о войне объяснялось просто: Петров был фронтовиком, кадровым военным. Ещё в юношеские годы он видел себя в мечтах за штурвалом военного самолёта. Но стать лётчиком ему не довелось: подвело зрение. Пришлось переключиться на пехоту. В 1940 году Петров поступил в двухгодичную полковую школу младших командиров и первое боевое крещение получил в июне 1942 года в качестве командира взвода под Сталинградом. Войну закончил осенью 1945 года в должности начальника химической службы артполка 1-го Дальневосточного фронта.
Отмахав не одну тысячу военных вёрст, Петров остался жив. Но война продолжала преследовать его: с годами всё мучительнее давали знать о себе ранение и контузия. Недуг не поддавался лечению и случилось так, что писатель в самый разгар творчества оказался скованным параличом. Борис Николаевич умер 3 ноября 1971 года в возрасте 51 года.
По замыслу составителей сборника, книга была приурочена к 65 годовщине Победы и 90-летию со дня рождения писателя (Петров родился 6 августа 1920 года), но обстоятельства сложились так, что «Военная проза» вышла накануне другого памятного и печального события: к 40-летию со дня смерти писателя.
Военная проза писателя — это, наверняка, лучшая часть его творчества. Убедительным доказательством этому служит тот факт, что первый большой успех и признание писательского таланта пришли к Петрову именно после публикации произведения о войне. Это был большой рассказ «Голубая падь», напечатанный в 1948 году в новосибирском журнале «Сибирские огни». Голубая падь — это живописная горная долина на территории Манчжурии, где на развилке дорог, рядом с бревенчатым мостом, перекинутым через безымянную речку, три девушки-регулиров-щицы обосновали новый пост. Это была территория, освобождённая советскими войсками, вдали от линии фронта и, казалось, что ничто не предвещало опасности. Но тишина Голубой пади была обманчивой. Уже в первое ночное дежурство девушки неожиданно для себя вступили в схватку с коварным и жестоким противником, защищая важный стратегический объект — мост через реку.
Рассказ «Голубая падь», привлёкший внимание к имени автора, был напечатан тогда, когда тема войны оставалась главной в литературе. Но проза молодого автора не затерялась. Писатель нашёл свою нишу, свои краски, свой почерк. Художественные достоинства рассказа «Голубая падь» характерны фактически для всей военной прозы писателя. Герои его произведений — это, как правило, рядовые солдаты, вынесшие на своих плечах все тяготы войны. Почти каждый из них имеет свой прототип — это воины, с которыми пересеклись фронтовые дороги писателя. Характеризуя своих героев, автор, прежде всего, раскрывает их внутренний мир, нередко подчёркивая, как за суровой солдатской внешностью скрывается душевная щедрость, умение сопереживать чужому горю, доброта и миролюбие. Одной из характерных черт военной прозы Петрова является присутствие в ней тонких, одухотворённых картин природы. Казалось бы, природа и война несовместимы. Война калечит и губит как людей, так и природу. Но у писателя природа гармонично вплетается в сюжет произведения либо как действующая магическая сила, способная сопереживать герою, либо как могучий символ всепобеждающей жизни на земле.
Писатель ушёл из жизни, не успев осуществить своих творческих планов о самых памятных годах своих жизни — о Великой Отечественной войне. Свидетельством тому — многочисленные наброски, зарисовки, имена и т. д., занесённые между боями в блокноты, тетради, листки бумаги. Весь этот фронтовой багаж сегодня хранится в семейном архиве писателя. Однако, свою главную мечту — написать военный роман, он успел воплотить в жизнь. Это был его единственный роман, вышедший в печати в 1970 году, за год до смерти. Своё детище автор назвал «Воскресный наряд». В этом названии заключена острота сюжета романа. Ведь воскресный наряд — это очередное задание небольшой группе бойцов нести охрану склада с оружием в воскресенье 22 июня 1941 года. Причём склад находился на белорусской земле в нескольких километрах от границы, где тогда были сосредоточены вражеские силы для нападения. Уже в первые минуты войны ни о чём не подозревавший отряд оказался за линией фронта, в тылу врага…
В сборнике «Военная проза» помещены два произведения («Сады цветут» и «Манчжурский дневник»), которые имеют прямое отношение к личности автора. В них рассуждения о жизни, о судьбе самого писателя. Эти дневниковые записи не были опубликованы при жизни автора, по-видимому, из-за их личностного характера. Теперь у нас есть возможность характеризовать писателя как личность, несомненно, человека очень честного, смелого и удивительно скромного. Эти качества, на мой взгляд, особенно ярко проявились в схватке один на один старшего лейтенанта Петрова с самураем (Маньчжурский дневник, запись 14 августа 1945 года).
Произведения Бориса Петрова о войне посвящены светлому мужественному поколению победителей. Они пронизаны горячим желанием писателя увековечить их великий подвиг, который стал бы живым примером для грядущих поколений.
Тамара МАКАРОВА, краевед
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск