Фотографирование было очень распространенным увлечением в СССР. Цветной фотографией в большей степени занимались профессионалы, так как это представляло довольно сложный процесс для бытовых любительских условий. Но и изготовление черно – белых фотографий было очень занимательным и доставляло много радости. Иногда, правда, вперемешку с разочарованием и даже слезами – первая засвеченная пленка, ошибки с выдержкой, диафрагмой, «смазанные» кадры, не снимающаяся с глянцевателя или стекла фотобумага… И все же это было очень интересно – наблюдать при красном свете, как на листочке, лежащем в ванночке с проявителем, постепенно появлялось изображение. И вот теперь – век цифровых технологий.
Профессиональные фотографы – редкость в наше время, и в Петропавловске их, как говорится, раз – два – и обчелся. Один из них Вадим Мударисов – фотокорреспондент издательства «Северный Казахстан», чьи снимки украшают многие наши периодические издания. Родился в 1970 году, фотографией занимается с юности. Увлекался и киносъемкой, принимал участие в областных конкурсах любительских фильмов, где брал призовые места, также в республиканском кинофестивале люби-тельских фильмов в Алматы. Участник, финалист областных и международных фотоконкурсов.
— Доводилось работать с просроченными реактивами на станции юных техников, — с улыбкой вспоминает Вадим. – Ничего, срабатывали. Процесс проявления кинопленки был достаточно сложным и трудоемким, но интересным. Что касается фотосъемки, то, конечно, помню «Смену». Приходилось иметь дело и с «Зорким», и с «Зенитом». На них в то время работали и профессионалы, и каждый из этих двух аппаратов был хорош по-своему, как «Canon” и «Nicon», если провести аналогию с сегодняшним днем. С 2004 года работаю фотокорреспондентом. Известный в нашей области Александр Коротков – мой учитель, у него я научился многим приемам репортажной съемки и не только.
Сегодня зачастую не фотокоры, а сами журналисты делают фотографии для своих материалов, порой с помощью простой «мыльницы». А даже если и используют профессиональную аппаратуру, но при этом имеет место интересный парадокс – качество получается хуже хотя бы по сравнению со снимками многолетней давности.
— Иногда же на фото приходится видеть «торчащий из головы столб» или «обрезанную руку». Так что такая ситуация немного огорчает, — делится своим мнением опытный фотокор.
В прежнее время фотограф должен был знать и уметь многое – постановку кадра, разбираться в химии, работать с реактивами. Но и сегодня при всем совершенстве техники нужно владеть многими секретами, ведь современные технологии должны расширять возможности, но не заменять, и здесь нужен по-настоящему творческий подход.
Дмитрий АВДЕЕВ,
фото Талгата Таныбаева