Некоторые игроки рынка уже заявляли, что выдают кредиты полностью, но это было правдой только наполовину. Через интернет лишь собирали заявки, для выдачи денег требовалась подпись владельца. В итоге клиентов приглашали в офис или использовали курьерскую службу для доставки документов.
Срок выдачи займа или кредита занимал до трех дней, а в некоторых случаях мог затянуться и на неделю: получить кредит традиционным способом было зачастую гораздо проще.
С апреля 2018 года на рынке произошли серьезные изменения: впервые были выданы займы с помощью технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП). Это важнейшее событие для всего сектора. Можно сказать, что цифровая революция, о которой так много говорят чиновники на региональных и республиканском уровнях, произошла только что, буквально в прошлом месяце. В Казахстане уже более пяти миллионов граждан владеют электронной подписью. В ближайшем будущем их количество может увеличиться более чем в два раза. Для всех этих людей удобнее получать деньги дистанционно — рано или поздно они откажутся от походов в филиалы банков, которых становится с каждым годом все меньше и меньше.
Клиенты Solva смогли взять микрокредит за 15 минут вместо нескольких дней. Кроме того, доступ к финансовым инструментам получили те, у кого раньше этого доступа никогда не было. Многие сёла Казахстана были полностью отрезаны от финансовых институтов страны из-за их отдаленности и малочисленности: банкам просто было не выгодно их обслуживать.
В регионах Казахстана не хватает финансовой инфраструктуры: банки продолжают сокращают отделения в регионах, курьерские службы, которые доставляют документы на подпись, вовсе не работают в небольших городах и селах.
Часть людей в относительно крупных городах вроде бы могли получить услуги дистанционно – с помощью курьерской службы, но все это было отягощено множеством нюансов. Курьеры не работают вечером, у них есть выходные и праздники. В Solva сталкивались и с другими проблемами: курьеры могли перепутать адреса, людей, подписывали документы не в тех местах, теряли их т.д. Услуга, которая была призвана облегчить сервис, иногда усложняла его в разы. Одно из главных правил бизнеса: если можно исключить человеческий фактор из рабочего процесса – его надо исключить. Еще одно: если можно сократить цепочку посредников – это нужно сделать.
Несмотря на то, что технологии ЭЦП в Казахстане уже несколько лет, она слабо использовалась в кредитном бизнесе: банки и МФО не спешили внедрять технологию (многие считали ее дорогой, у других – не хватало технологических компетенций). К тому же не было крупных коммерческих площадок, на которых можно было бы проводить все операции. Теперь эта инфраструктура появилась.
Технология ЭЦП и выдачи кредитов и займов онлайн повышает не только финансовую доступность, но и финансовую и технологическую грамотность населения. Клиенты в процессе получения и использования ЭЦП знакомятся с технологиями и усваивают новые навыки, которые помогут им при взаимодействии с другими продуктами или услугами.
Для полноправного перехода из офлайна в онлайн сейчас очень удобное время. Казахстан объявил о третьей модернизации страны, основой которой является цифровизация: к 2025 году страна должна занять 30-е место в международном рэнкинге цифровой конкурентоспособности. Бизнес пока ограниченно участвует в этом процессе, но даже самым консервативным компаниям придется встраиваться в новые реалии. Конкуренцию в финансовом секторе выиграют те, кто сможет предоставлять качественный и удобный сервис: те, к кого уже есть опыт работы на стыке финансового и технологического рынков. Те, кто не успеет перестроиться неизбежно проиграют в этой борьбе. Более того — они проигрывают прямо сейчас.