Прошедшие в Казахстане снегопады на несколько дней затмили в СМИ, но не избавили в реальной жизни от главной проблемы: в 15 городах страны уровень загрязнения воздуха отнимает здоровье их жителей. Среди них Алматы и 4 областных центра: Шымкент, Тараз, Актау и Петропавловск, сообщает Петропавловск kz — ИА REX-Казахстан со ссылкой на алматинское издание.
Как известно, наш организм состоит из клеток, которые, в свою очередь, формируются из того, что мы едим-пьем и чем мы дышим. И если пищу и напитки мы можем выбирать сами, то воздух мы вынуждены потреблять все 24 часа в сутки, исходя из места жительства. Таким образом, само проживание в экологически загрязненном городе по ущербу здоровью можно приравнять к вредной привычке или нездоровому образу жизни.
Согласно, международным исследованиям Quality of Living Survey, Алматы занимает 176-е место по качеству окружающей среды из 230 крупнейших городов мира, хотя в этом списке многие относятся к разряду «десятимиллионников». Так, по данным Almaty Urban Air, в Алматы степень загрязненности воздуха микрочастицами превышала норму иногда не менее чем в 9 раз.
В то время, как многие наши чиновники отличаются от своих коллег из развитых стран низким уровнем экологического мышления, зарубежные эксперты уже вывели такой факт: «Загрязнение воздуха ежегодно убивает 7 миллионов человек в мире. Из них 4,3 миллиона смертей вызваны бытовым загрязнением воздуха, жертвами которого в большинстве своем становятся женщины и дети». В Алматы каждый второй ребенок страдает заболеваниями легких, среди взрослых к этому недугу добавляются и наслаиваются болезни кровеносной и сердечно-сосудистых систем и даже расстройства нервной системы, вызванные повышенным содержанием в воздухе окиси углерода.
«Деградация окружающей среды стала причиной гибели более одной четверти детей в возрасте до 5 лет» (из доклада на сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде).
Смог буквально топит город, и увидеть это невооруженным взглядом можно с любой горы – с того же Кок-Тюбе. Основным источником загрязнения воздуха является транспорт, на долю которого приходится 70 % суммарного выброса вредных веществ в воздушный бассейн, и его с каждым годом становится все больше и больше. Помимо естественного роста самого города, на это наслаивается и проблема деградации общественного транспорта в 90-х годах, которая и привела к переориентации горожан на личные авто и на порядок увеличила его количество.
По данным Управления дорожной полиции г. Алматы, на данный момент в городе зарегистрировано более 850 тысяч автомобилей. Подавляющее большинство из них – автомобили с двигателями внутреннего сгорания, которые при сжигании топлива выделяют наибольшее количество токсичных примесей и тяжёлых металлов таких как оксид серы, альдегиды, бензопирен, сажа, свинцовые соединения, вызывающих тяжелейшие заболевания, в том числе и онкологические. В среднем на дорогах Южной столицы в час пик находится более 9 тысяч легковых автомобилей, поглощая около 35 тысяч тонн кислорода. При этом они выделяют почти 7 тысяч тонн окиси углерода (СО2), 350 тонн окислов азота, и почти 2 тысячи тонн углеводородистых соединений, являющихся агрессивными канцерогенами, особенно страшными для здоровья беременных, детей и подростков.
В Петропавловске также растет количество автотранспорта, в последнее время все чаще горожане стали стоять в пробках, о которых раньше и не знали. Утром дворы буквально наполнены выхлопными газами от греющихся автомобилей.
Исследования Лондонской школы гигиены и медицины однозначно показали, что выхлопные газы, выделяемые транспортом, серьезно увеличивают риск возникновения инфаркта. Токсичные вещества, содержащиеся в выхлопных газах, могут вызвать инфаркт в течение всего шести часов.
Поэтому улучшить ситуацию с общественным транспортом в Южной столице – это фактически спасти здоровье и жизни уже родившихся и наших будущих поколений. Однако не всякий общественный транспорт одинаково влияет на оздоровление города. Например, один автобус с тем же двигателем внутреннего сгорания, сжигает на 100 км. пути 53 литра топлива и при 14 часах эксплуатации дает выхлопов, как 343 легковых автомобиля. В целом, по улицам Алматы курсирует около 16 000 городских автобусов, треть из которых уже требует замены на текущий момент и выбросы которых не позволили бы им получить допуск на работу в европейских городах. Часто, стремясь сэкономить, автопарки приобретают далеко не новую технику, да и качество дизельного топлива, часто используемого ими, также оставляет желать лучшего. За чей счет и за чье здоровье такая экономия?
Исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде Ахим Штайер отмечает: «Разрушая экологическую структуру нашей планеты и увеличивая уровень загрязнения, мы берем на себя постоянно растущие расходы из-за ухудшения состояния здоровья и благосостояния людей».
На сегодняшний день, многие страны вообще отказываются от транспорта с двигателем внутреннего сгорания. Растет критика и в адрес автотехники на газе, поскольку объем выделяемого ими диоксида углерода остаётся таким же, как при использовании бензиновых и дизельных двигателей. При этом, сильно проигрывая последним в вопросах безопасности, т.к. установка газового оборудования – дело дорогое и, соответственно всегда ли компании, устанавливающие его имеют все необходимые сертификаты? Или перевозчик решил сэкономить и воспользоваться услугами кустарной мастерской? Садясь в автобус на газовом топливе знать этого вы не можете.
Таким образом, единственной панацеей от ежедневного отравления ядовитым смогом является только электрический транспорт: метро, троллейбусы и электромобили.
К сожалению, в Казахстане электромобиль все еще остается в общественном сознании привилегией обеспеченных людей. Электромобили относительно дороги, а программ стимулирующих их покупку, как в странах Европы, США или Китае в Казахстане до сих пор нет. Да и отсутствие инфраструктуры пока не способствует увеличению их популярности.
Другое дело, что развитие электротранспорта возможно только при условии эффективного партнерства центральных, местных властей и инновационных компаний. В Европе, и что особенно интересно, в Азии электротранспорт применяется уже несколько лет. Многие страны – члены Европейского союза предоставляют налоговые стимулы для электротранспортных средств. Стимулы состоят из налоговых льгот и освобождений, а также премиальных выплат для покупателей электромобилей.
В Европе государство изначально было заинтересовано в появлении и развитии новых инструментов для решения задач в области экологии и энергоэффективности. На сегодняшний день Норвегия является мировым лидером по продажам электромобилей на душу населения. Там владельцы электротранспорта получают максимальную поддержку от государства – им предоставлены прямые налоговые льготы, бесплатное пользование платными дорогами и паромами, возможность пользоваться полосами для общественного транспорта. Кроме того, для них существуют сети бесплатных заправок и специальные бесплатные парковки с подзарядкой.
Большой потенциал есть и у общественного электротранспорта. Многие страны уже значительно продвинулись в этом направлении. Поэтому при должном внимании государства к этому вопросу общественный электротранспорт может стать уже ближайшим будущим. А с развитием необходимой инфраструктуры постепенно сменится и частный автопарк. Возможно, это сразу не решит проблему траффика, но экологическую обстановку в Алматы и областных центрах улучшит однозначно.
Нурсултан Назарбаев: «…Нам надо создавать условия для перевода общественного транспорта на экологически чистые виды топлива, внедрять электромобили и создавать для них соответствующую инфраструктуру».
Алматы – крупнейший город Казахстана, донор Республиканского бюджета, наконец. Поэтому здоровье его жителей – это не только гуманистическая, но и экономическая категория. Найдут ли Правительство и акимат необходимые решения, чтобы, наконец, оздоровить «Колыбель Независимости», воплотить в жизнь стратегические инициативы Первого Президента?
Слово уже есть, требуется дело…