Если видишь в дальних странах что-то хорошее, так и хочется у себя в городе создать такое же красивое, необычное и… подешевле. Или хотя бы поворчать, как некоторые наши земляки на форумах: «Куда правительство области смотрит?! Почему у нас в Петропавловске до сих пор ничего подобного нет?! Некуда детей сводить природой полюбоваться!»
Когда ко мне в Тулу едут гости из Казахстана (обычно – из Москвы, где много наших), да еще с детьми, я твердо знаю, куда повести их — больших и маленьких: в парк имени Петра Петровича. Как? Вы не знаете Петра Петровича Белоусова?! Это ведь тот санитарный врач, который первым в Российской империи более сотни лет назад, еще в 1894 году, организовал местных жителей на прекрасное дело — вырастить парк на городской свалке, куда тульские оружейники, как какие-то петропавловские обыватели, веками ссыпали все ненужное, даже вывозили содержимое дворовых туалетов. Канализация тогда не только в Петропавловске роскошью была.
Санврач П.П.Белоусов предложил городской администрации идею: не вывозить загрязненную землю, чтобы не создавать новые помойки, а покрыть мусор и «отходы жизнедеятельности» местных жителей плодородной землей, разбить на образовавшемся пригорке аллеи, посадить деревья и поливать из тоже рукотворных прудов. Петр Петрович организовал местных богачей внести в сие благое дело посильный вклад в виде наличности или купить саженцы, подарить парку скамейки, маленькие ресторанчики, где будут продаваться знаменитые тульские пряники, мороженое, напитки и разный шурум-бурум — сувениры. «Одновременная посадка различной растительности — травы, кустарников, деревьев — должна создать надежную санитарную зону», — убеждал земляков Петр Петрович. И убедил: на месте бывшей свалки поднялась прекрасная березовая роща, зазеленели и зацвели клумбы — Тула обогатилась парком. Ее опыт подхватили в других городах, где тоже стали создавать городские парки и скверы. Участников создания парка — купцов и других деловаров — поощряли наградами, давали звания почетных граждан, а особо выдающихся даже делали дворянами, кого личными, кого даже потомственными.
Парк пережил все трагедии ХХ века и по-прежнему служит любимым, но давно не единственным местом отдыха туляков. Нынешней весной в городе, по методу санврача П.П. Белоусова, было реанимировано восемь заброшенных в 90-е годы скверов – по количеству микрорайонов. Там тоже выпилили сухостой (отнюдь не живые деревья!), подсадили новые красивые деревца, проложили и заасфальтировали дорожки (никакой хлипкой плитки!). По ним теперь с визгом носятся на великах и самокатах девчонки и мальчишки, выпрашивают еду сизари и почти ручные белки. В прудах поют лягушки, ухают какие-то водяные быки, верещит еще кто-то незнакомый. Все вместе это называется природные парки. Вы спросите, а как же экология? А никак! При докторе П.П. Белоусове и слова-то такого не было, но все знали: гадить там, где живешь, — большой грех! Бог накажет! Это и батюшки в соборах говорили.
Сейчас мы водим своих земляков в мини-зоопарки, где угощаем лягушками, змеями и разной другой звериной мелочью в одном из самых удивительных музеев России – в экзотариуме. Да что там России! Не в каждой стране такое есть! У входа в загадочное учреждение стоит огромная, как Ленин у бывшего обкома партии, скульптура, изображающая динозавра. Однако в бывшем здании детского садика разместился не французский ресторан, и не Парк юрского периода, а Тульский экзотариум. Его создатели уверяют, что этот мини-зоопарк — самый лучший в стране по количеству и разнообразию различных рептилий и амфибий – экзотических потомков динозавров, а его коллекция змей была признана самой крупной в мире.
Возник экзотариум примерно так же, как сто лет назад один из первые парков России — благодаря энтузиазму местных биологов. В 1987 году любители и профессионалы, державшие дома экзотических змей, черепах и их близких и дальних родственников, договорились и сделали родному городу необычный подарок — более 150 уникальных животных. Время было еще советское, вопросы собственности решались проще. Никто ни с кем не судился. Приказал секретарь обкома партии – и пустовавшее здание старого детсада было передано биологам и их «воспитанникам». Никаких тебе «прихватизаций» и торговли полученной за гроши госсобственностью!
Что там творилась в последующие 30 лет «перестройки», ни в сказке сказать, ни на клавиатуре написать! Сплошной энтузиазм и благотворительность! Но туляки – железное племя! – справились и даже приросли всякой живностью. Сейчас в отремонтированном здании бывшего детсада содержится, размножается и изучается более 500 видов животных. Это только видов! А у каждого вида есть еще «семья»! Правда, «деток» часто отправляют в большую жизнь — в разные зоопарки мира в обмен на другие виды рептилий, в результате чего, коллекция экзотариума регулярно пополняется новыми видами. Сейчас экзотариум так популярен, что его посещают в год около 90 тысяч человек.
В прошлое вербное воскресенье я тоже устроила себе «разгрузочный день» и повезла очередного белобрысого «казахского гостя» из Москвы в парк им. П. Белоусова. Статистика уверяет, что в столицу РФ таких уже понаехало около 3 миллионов душ. И все едут и едут! Скупают жилье в подмосковных городках и поселках, повышая цены на квадратные метры. Некоторые на экскурсионных автобусах ездят в Тулу полюбоваться эксклюзивами. Тут они на каждой улице.
В вербное воскресенье в экзотариуме был праздник – новоселье змей и рептилий. Самых ярких из них недавно переселили в просторные террариумы — в бывший клуб «Патриот». Там, где недавно были тир и лыжная база, теперь создана крупнейшая в Европе коллекция неядовитых змей. Многие уникальные виды рептилий разведены именно в Туле впервые в мировой практике. В старом здании так и остался детский сад. Там для змеиных мам и их малышей них созданы условия, близкие к родным пустыням или джунглям. Они успешно размножаются, чтобы потом по обмену отправиться в другие города и страны. Только в РФ таких мини-зоопарков уже около десятка. Летом зоологи отправляются в разные страны мира страны за новыми живыми экспонатами.
В залах экзотариума создан удивительный мир. Дремлют за стеклом под лампами парагвайские анаконды, 5-ти метровый тигровый питон. Ребятишки и их мамы ужасаются челюстям страшного африканского крокодила. Здесь столько разных черепах весом от 150 гр. до 130 кг, ядовитых и неядовитых змей, варанов, хамелеонов, гигантских древесных ядовитых лягушек, которых нет ни в одном зоопарке мира, каких-то невероятных плащеносных ящериц, ядозубых Жилатье и многого другого, чего не удивишь больше нигде. И это только небольшая часть тех чудесных созданий, которые живут в экзотариуме.
За стенами яркой экспозиции находятся закрытые для посетителей научные лаборатории, где продолжаются чудеса: вылупляются из яиц змеи, ящерицы, черепахи; в научных лабораториях изучают редчайшие животные со всех континентов. Некоторые из них до сих пор не были описаны мировой наукой. Например, длинноносый кустарниковый полоз, считавшийся исчезнувшим, вновь был найден сотрудниками экзотариума во Вьетнаме, а ныне благодаря многолетнему удачному разведению в Туле он содержится и разводится во многих зоопарках США и Европы. Экзотариум активно сотрудничает с иностранными коллегами и получил аккредитацию у Австралийского общества зоопарков. Тульские зоологи несколько лет изучают богатейшую фауну Вьетнама. В прошлом году они привезли оттуда какую-то удивительную змею, о которой не знали даже сами вьетнамцы и восемь экземпляров змей, давно считавшихся вымершими. А это уже научное открытие!
Мы с моим маленьким гостем ходили по крутым лестницам, стараясь разглядеть в зарослях живых и искусственных лиан удивительных обитателей необычного музея. А это бывает очень непросто. В тот же день в экзотариуме произошло прибавление семейства у крошечных – величиной с монетку! — хамелеоновых лягушечек. Они прыгали по листикам вьющихся растений и становились такого же ярко-зеленого цвета, как они. Ребятишки подсказывали «лягушачьей акушерке», где спрячутся новорожденные, но она все равно сумела наловить только (!) 140 малышей.
Работники экзотариума – большие выдумщики. Чего они только не организуют, чтобы привлечь посетителей и заработать на корм обитателям террариумов и аквариумов. Иногда проводят даже модные ныне международные конкурсы красоты среди… змей или черепах. Посетители выступают на них в роли членов жюри и голосуют за понравившихся рептилий. «Зоопарки спасут мир», «День змей», «День рождения экзотариума», «Международный год Лягушки», «Рождение дракончика» (зрители могли наблюдать процесс появления на свет крокодильчика) — все это проходило в небольших залах-террариумах.
Слушая экскурсовода, я вспомнила, мы с девочкой из Кызылорды Ляззят и ее мамой встречали Новый 2016 год еще в старом террариуме. Наблюдая, как из серых зародышей появляются изумительные по красоте бабочки, расправляют нежные бархатные крылышки и сразу начинают порхать в лучах света, мы слушали, как восторженно ахает Алия… Казалось, новый год обязательно будет счастливым, ярким и сказочно красивым, как эти изумительные существа. А недавно ее мама сообщила, что подросшая Алия готовится поступать на факультет биологии.
Бывают в зоомузее и забавные случаи. Однажды летом работники экзотариума решили внести свой вклад в торжественную встречу очень важного лица и его свиты, мчавшихся из Москвы на бронированных машинах. Они хотели познакомиться… нет, не с динозавром, а решить вопрос с ветхим жильем, которого и в Туле хоть отбавляй. Музей-зоопарк, пережив годы капитализма, уцелел и даже приумножил свои экспозиции, но тоже оказался в тесноте и разрухе, хотя ему еще при социализме обещали новое здание.
Зоологи волновались, а вдруг большое начальство не заметит их «научный центр» и проедет мимо? И придумали. Из белой ткани сотрудницы экзотариума всю ночь шили огромное кимоно, а утром нарядили в него своего любимца динозавра. Да еще черный пояс ему приладили!
Утром первыми «к каратисту» прибежали пацаны из соседней школы – поглазеть на старого знакомца, которого все в Туле уважительно именуют Тёщей. Потом с осветительной и съемочной аппаратурой прибыли сонные телевизионщики — за эксклюзивным кадром. В утреннем выпуске местного ТВ появился восторженный репортаж о том, что Тёща получила черный пояс. И тогда всполошилось все местное начальство… Представительную делегации бронзовая Тёща встречала уже не только без черного пояса, но и без штанов. Однако репортаж успели показать в утренних новостных передачах не только в Туле, но и в Москве и даже лично самому известному в РФ Каратисту. Как он хохотал, рассказывали областные чиновники. Они в этом знаменитом даже в США городе если не генералы, то не ниже полковника. Есть среди них даже каратисты.
Так родилась традиция наряжать Тёщу к знаменательным датам. Под Новый года она в шубе Снегурочки, в День милиции — в синей фуражке. Когда маршируют на главной площади ВДВшники – в голубом берете. Кстати, эти могучие парни здесь никогда не купаются в фонтанах и не бьют на головах кирпичи. Считают такое развлечение глупостью несусветной. А история с Тёщей–каратисткой имела приятное продолжение: экзотариум перевели с хозрасчета на бюджетное финансирование и был, наконец, решен вопрос о строительстве нового здания. На празднике новенького филиала «Тропический лес» и побывали мои гости.