Грустно, когда уходят из жизни хорошие люди, а нынешняя весна была почему-то особенно щедра на прощания с теми, кто радовал любителей прекрасного своим талантом. Один из ушедших в мир иной – истинно народный артист Алексей Иванович Булдаков, знаменитый по фильмам о наших «национальных особенностях».
Далеко не все знают, что этот киношный генерал провел детство и юность в Казахстане, а в юности служил в театрах Павлодара, Караганды, бывал на гастролях и в других городах республики. Однажды его и не менее знаменитого Валентина Гафта даже «кинули на деньги» в Темиртау.
Хотя родился будущий артист в 1951 году в маленьком алтайском селе, но его творческая жизнь началась в нашей суверенной стране. Большая семья Булдаковых (пятеро детей!) перебралась в Павлодар, как это делали многие, понимающие, что на скудные колхозные трудодни шофера и доярки такую ораву детей не вырастить и нормальную профессию им не дать. Другое дело – развивающийся промышленный город. Пусть тогда, в 60 -х гг.. и не такой крупный, как сейчас, Павлодар, конечно, давал больше возможностей ребятам. Родные артиста и сейчас живут в Казахстане. Братья – шоферы, одна сестра работала бухгалтером, вторая –заведовала складом. Алексей любил пошутить, перефразируя сказку: «четверо умных – пятый артист».
Маленький Леша, под влиянием кино, в детстве мечтал стать летчиком – испытателем. Ах, каких героев показывали тогда, после войны, во всех клубах страны! Алтайские пацаны, как и любые другие, всеми правдами и неправдами пробирались в кинозалы, усаживались прямо перед экранами и просто впитывали в себя сказки о героях войны и труда! Отсюда и первая мечта — о полетах. На дошкольника Лешу Булдакова особенно яркое впечатление произвели даже не герои фильмов, а артисты, игравшие в фильме «Большая жизнь». Там пелось про спящие курганы и как «через рощи шумные и поля зеленые вышел в степь донецкую парень молодой», а там «девушки пригожие песней парня встретили, повели в забой». Романтика! Если даже не вдумываться в странный текст популярной в народе песни (трудно представить себе девушек, под музыку провожающих в шахту новичка), сложно понять, почему типичный для 30-х гг. фильм о героях – шахтерах и «врагах народа» так заворожил деревенского мальчишку. Наверное, во всем был виноват богатырь Борис Андреев со своим добродушием и знаменитым басом и его развеселый друг Петр Алейников. Увидев этих народных кумиров, мальчишка из алтайской деревни Макаровка изменил планы и решил стать не летчком , а артистом. Манера игры и интонации Бориса Андреева, знаменитости довоенного кино, угадывались у Алексея Булдакова в фильмах «О национальных особенностях охоты», зимней рыбалки и в концертных номерах, где он выступал в образе типичного военного. Булдакова в роли генерала Михалыча сравнивали с реальным генералом – десантником А.И. Лебедем.
Когда Леше было 14 лет, семейство Булдаковых перебралось в Казахстан и поселилось в городе Павлодаре. Мальчишка стал увлеченно заниматься спортом. Выбрав бокс, таская тяжеленную штангу, подросток, к удивлению сестер и терпеливой мамы, записался еще и в театральную студию при местном драмтеатре. Братья смеялись, отец особенно не вникал в увлечения детей. А мама грустно говорила своему верному помощнику по хозяйству: «Ну какой из тебя артист, Лёша! Посмотри на себя в зеркало! Куда ты собрался? Иди, конечно, в артисты, но не обижайся после, что я тебя не предупреждала». Сын никогда и не обижался на любимую маму, он по молодости плохо представлял себе, какие трудности и разочарования ждут его на избранном пути. Еще школьником Алексей Булдаков одновременно с учебой в театральной студии начал выступать на сцене в маленьких ролях. Это были роли из серии даже не «кушать подано». Самой первой стала роль … дивана. Вдвоем месте с таким же, как он сам, партнером Леша изображал заднюю часть мягкой мебели , на которой происходило действие. «Роль дивана мне удалась!» — хохотал он, уже знаменитым посещая друзей. Его любили в театре. У него была характерная «народная» внешность», он хорошо пел под гитару, танцевал, травил анекдоты. По окончании учебы его сразу зачислили в труппу, давали неплохие роли, но его путь в большое искусство трудно признать легким. До знаменитого генерала Михалыча было еще так далеко. Сразу по окончании студии его взяли в труппу павлодарского областного театра, но через год пришла пора идти в армию. Начинающему актеру могли дать отсрочку, только тогда не принято было у парней изображать больного и «косить» от призыва! «Не инвалид же! С тобой, хилым, больным, и девчонки танцевать не будут!» И отправился Алексей служить туда, куда послала Родина, – в Хабаровск. Работяга, он и в армии никогда не увиливал от трудностей и дослужился до старшего сержанта, мог бы стать профессиональным военным – прапорщиком, но как же театр без него! Демобилизовавшись, Алексей не вернулся на сцену родного театра. Он решил попробовать свои силы в Томске, где было несколько театров и, как ему казалось, легче показать, на что ты способен. Увы-увы! Не зря актеры так часто говорят, как зависима их профессия. Чего только стоят долгие ожидания хорошей роли в театре, унизительные пробы на киностудиях! А капризы режиссеров? Алексей некоторое время играл в Томском драмтеатре второстепенные роли, а то и вовсе в массовке. Прямой и искренний, он однажды не сошелся во взглядах на искусство с режиссёром, заспорил с ним и… Не будем долго гадать, кто из двоих уволился из театра? Алексей Булдаков вспоминал: «Так получилось… Понимаете, я не терплю компромиссов в творчестве, именно в творчестве. А тогда я столкнулся с режиссером, не буду называть его фамилии. Не хочу. И он, чтобы разрешить одну проблему, пошел на компромисс именно по творческим делам. Я видел, что он уходит от меня не как от человека, а как от актера. А я был молодой, горячий. Пошел и положил заявление об уходе. С одной стороны, не жалею об этом поступке. В какой-то мере я ему урок преподал». Разочарованный, юноша вернулся домой, в Павлодар, и пошел не на сцену, а встал к станку на тракторном заводе. «Я получал там, как профессор – до 500 рублей», позже рассказывал друзьям Алексей. А тогда ставка рядового актера была около 70 рублей. Выручали гастроли, но не каждый хотел за 8 рублей за спектакль или концерт месяцами мотаться по маленьким городкам и сельским клубам Казахстана, Алтая, Сибири. Наверное, Алексей Иванович и вспомнить не мог, сколько раз и где он тогда веселил публику. Эти «сумасшедшие деньги» легко могли стать предлогом для расправы «с непокорными гениями», позволявшими себе нарушить финансовую дисциплину и, при хорошем отношении администраторов, зарабатывать чуть больше нормы и делиться с начальством. Иначе… В свое время на много лет была отлучена от кино и гастролей очень популярная молодая Людмила Гурченко. Ее приглашали в разные города, она радовалась своей популярности, но вдруг… «Что она о себе вообразила? Чем знаменита? Пять минут — пять минут?» — вопрошала крупная столичная газета, не постыдившаяся направить свой праведный гнев против начинающей артистки и, по сути дела, почти лишив ее работы и средств к существованию. Часто пишут, какой мастерицей была Людмила Марковна: даже из купленных на базаре старых шуб новые себе мастерила! От хорошей ли жизни…
Алексей Булдаков на павлодарском тракторном заводе выдержал недолго — чуть больше полугода. Бросив свою «профессорскую зарплату», он опять вернулся на сцену на этот раз Карагандинского драмтеатра им. Станиславского. Там тоже было всё: и большие роли, и маленькие, типа «кушать подано», и массовка, и гастроли по колхозам –совхозам, и выступления в трудовых коллективах шахт и заводов. По прошествии стольких лет, получив печальное известие о смерти своего Лёши на гастролях в Монголии, его со слезами на глазах вспоминали товарищи по Карагандинскому театру, где он задержался на несколько лет больше, чем в других коллективах. Его партнёрша из того уже далекого времени Тельма Александровна Федоренко, прима Карагандинского театра им. К. Станиславского, на сцене которого она играет вот уже 47 лет, рассказала:
— Зрители в театр шли на Булдакова — актера, певца, танцора. Алеша был в Караганде не просто провинциальной знаменитостью, а душой творческого коллектива. Актеры всегда любили погулять, выпить. Булдаков — не исключение, но меру знал и с неизменной гитарой и душевной песней всегда был в центре компании. Алексей отлично двигался на сцене, органично смотрелся. Визитной карточкой его был его знаменитый хрипловатый голос, низкий баритон. Он точно пародировал Брежнева, подражал голосу Высоцкого, которого однажды даже переозвучивал. Словом – звезда! Живи да радуйся! И жилье молодому артисту дали – комнатушку в актерском общежитии, и роман он завел с примадонной театра. Все, как у людей!
Алексей Булаков с одинаковой легкостью играл в драмах, мюзиклах, комедиях и детективных историях, поставленных на сцене Русского драматического театра Караганды в те годы, много пел, легко танцевал. Многие его роли до сих пор не забыты. Например, и сейчас на сцене идет спектакль «По щучьему велению». Главную роль в нем играли многие актеры, но до сих пор эталоном Емели считается Булдаков. Песни Максима Дунаевского он исполнял так точно и проникновенно, что другого, более «народного», Емелю трудно себе представить.
В спектакле «На балу удачи» 25-летний артист сыграл отца Эдит Пиаф.
— Это была большая творческая победа Булдакова. Он запомнился в этой маленькой роли, — вспоминает теперь коллега Алексея Ивановича Нелли Штоколова, которая в том спектакле сыграла великую французскую певицу.
По итогам социалистического соревнования 1978 года лучшим были признаны роли Ричарда в исполнении артиста Григорова и Сократа Онучина в исполнении артиста Булдакова. Были у нас тогда такие мероприятия-соцсоревнования! Театр успешно выступил на гастролях в Москве. Алексей блеснул в спектакле по пьесе какого-то казахского классика (это тогда было обязательным). Молодые артисты получили свои первые награды и премии.
Все вроде шло хорошо, а Алексей Булдаков опять был в поиске своего театра, автора, режиссера. До 1981 года где только он не работал! «Охота к перемене мест» была в первую очередь обусловлена творческой неудовлетворенностью актера, нежеланием мириться с рутинной жизнью провинциального театра, желание достичь большего. Он опять искал свой театр, свою роль.
В смутное время наиболее удачными сезонами можно бы считать 1985-1992, когда А.И. Булдаков не мотался по стране, а стабильно служил пять сезонов в театре и снимался на киностудии «Беларусьфильм». Сначала и там все вроде бы складывалось удачно. Он играл уже солидные роли, иногда получал даже главные или второго плана. Начал сниматься в хорошем кино. Воспрянув духом, Алексей удачно, как сначала казалось, женился на красивой веселой и талантливой девушке. Да еще и дочери главного режиссера театра-студии. Но довольно быстро молодожены развелись. Когда журналисты слишком приставали к актеру с бестактным вопросом «почему», он, не привыкший жаловаться и впускать посторонних в свою личную жизнь, отшучивался: «По причине тещи. Характером с нею не сошлись!» С трудом желтые «журналюги» выяснили, что пожилая женщина почему-то вообразила, что зять специально женился на ее дочери, чтобы разменять квартиру «престижной семьи»! Алексей, узнав о причинах скандалов, которые регулярно закатывала теща, бросил все и опять отправился в странствия по свету. В конце концов уже популярный актер в 1993 оказался в Москве, где некоторое время служил во МХАТе им. Горького под началом Татьяны Дорониной. Играл и в других театрах. Он пользовался успехом у публики. Некоторые зрители ходили специально на Булдакова. У него уже было солидное досье – около 120 ролей разного плана. Но время- то наступило какое! Его уже назвали — лихие 90-е! Киностудии и кинотеатры закрывались. В них торговали мебелью, устраивали автосалоны и склады. Алексей Иванович перебивался случайными заработками, как на работу, ходил на вернувшиеся с дореволюционных времен актерские биржи. Но у него не было квартиры, следовательно, прописки, а без нее не принимали на работу. Замкнутый круг… Лишь иногда ему удавалось получить роль в каком-нибудь сериале. Страшно сказать, но в сериале «Три вокзала» он сыграл не бомжа, а самого себя — опустившегося, ночующего на вокзалах человека со следами былой интеллигентности на лице, в каком-то ужасном рванье, вечно полуголодного, полупьяного… Его не узнавали бывшие друзья. Никому не приходило в голову, что это тот Алексей Булдаков, который блестяще сыграл полторы сотни ролей в театре и кино. Да каких! Он очень любил театр, а сначала снимался из чистого любопытства. Впервые блеснул в 1982 году в роли партизана Савелия в фильме режиссера Л, Марычева «Сквозь огонь». Потом блестяще сыграл главную роль в ленте Н. Гусарова «Семен Дежнев» (1983). Он снимался в фильмах самых различных жанров — в детективах, драмах, комедиях, военно-приключенческих и исторических картинах. В числе своих любимых работ в кино актер называл роли в лентах «Кому на Руси жить» (1989) М. Ведышева и в «Небывальшине» (1983) Сергея Овчарова, а также в фильме «В лесах под Ковелем» (1984), в котором он сыграл знаменитого генерала, дважды Героя Советского Союза Алексея Федорова. В картине Ежи Кавалеровича «За что?» (1995) Булдаков мастерски исполнил сугубо отрицательную роль — капитана в остроге. Булдаков доозвучил роль Высоцкого в фильме «Интервенция» в версии 1987 г. Ему довелось сыграть и простого деревенского парня, и следователя, и представителей разных родов войск.
Режиссеров привлекала прежде всего его типичная внешность — обыкновенного русского человека, простого мужика, честного и порядочного. Рассказывают, что академик Д.Лихачев, увидев Булдакова в роли солдата в музыкальной комедии «Небывальщина», назвал его самородком. Именно этот спектакль получил престижную премию в Париже.
Как, к сожалению, часто бывало в 90-е замечательный актер чуть не погиб – едва не утонул «в стакане». Спас Алексея верный друг-режиссер Александр Рогожкин. Он уговорил актера оставить свои данные в «Ленфильме» — пусть полежат. А вдруг… Оставили, хотя у Алексея – ни прописки, ни телефона, чтобы было куда позвонить, если вдруг появится роль для него. И все появилось. Сначала режиссер Александр Рогожкин написал сценарий «Особенностей национальной охоты» специально под Булдакова. Он же нашел деньги для съемок. Рассказывают, друзья якобы следили за генералом Лебедем. А. Рогожкин спросил у А. Булдакова: «Сможешь так?» — «Без проблем!» — был ответ.
Самое главное — нашлась женщина, которая чуть ли не с первого взгляда влюбилась в Алексея, прописала его у себя в частном домике на окраине Москвы, чтобы можно было, когда потребуется, вызвать на съемки артиста Булдакова. И вызвали – нашли на Алтае, в той самой Макаровке, куда артист на два дня ездил из Павлодара в гости к родне.
Так в самый разгар развала кинематографа Рогожкин ухитрился снять полуторачасовой анекдот о пяти мужиках, прихвативших с собой ружья, водку, финского историка-охотоведа, и создал портрет национальной души. У Алексея Булдакова началась новая жизнь. Он стал всенародным любимцем, по улицам уже не мог ходить свободно: поклонники лезли обниматься, предлагали выпить, цитировали мудрые мысли генерала Михалыча, например, о мученице — корове, которую герои-вояки перевозили в транспортном самолете: «захочешь жить, еще не так раскорячишься». Уж очень подходил этот афоризм к тогдашней жизни!
Говорят, что прообраз Иволгина, любимец десантников генерал Лебедь, сначала разозлился, увидев в образе Михалыча насмешку над собой. Потом купил кассету, пересмотрел фильм дома и сам говорил, что смеялся до колик: «Как похож»! А в одном месте даже прослезился. Неизвестно, в каком именно.
«Михалыч» (Алексея Иваныча иначе тогда редко называли) стал знаменитым, снялся еще в нескольких «Охотах» и в других ярких фильмах и в десятке сериалов. Картина была удостоена множество наград, в том числе на «Кинотавре-95» премию «Золотой Остап» и «Ника».
Изменилась и личная жизнь А.Булдакова. Он опять стал веселым, добропорядочным мужем, братом и сыном. Домишко Людмилы перестроил так, что любители телескандалов по дележу чужого наследства уже оценили его в 40 миллионов рублей. Там теперь прекрасный сад, бассейн, баня, биллиард и много еще разных мужских игрушек. И все это Алексей Иванович соорудил своими руками. В Казахстане, куда он ездил почти каждое лето, его встречали уже как зарубежную знаменитость. Однажды он привез на родину группу знаменитостей. Валентин Гафт, семья Янковских и другие звезды с успехом выступали на стадионах перед шахтерами, металлургами и химиками, но… Организатор гастролей, некто Драч, после концертов в Темиртау скрылся, не заплатив артистам за работу ни гроша. Им даже уехать из Казахстана было не на что. Как переживал Алексей Булдаков, считая себя виноватым, в том, что доверился мошеннику!
Но есть справедливость на свете! Мошенника через несколько лет нашли на Урале, и, несмотря на то, что он изменил внешность и фамилию, судили в Костанае и приговорили к 6 годам лишения свободы и к выплате 370 тысяч рублей.
Но все проходит. Постепенно тема «Охот» угасала, интерес к генералу Михалычу — тоже. В последние годы процесс пополнения фильмографии у артиста замедлился – 1-2 фильма в год. Не больше. В 2018-м Алексей закончил сниматься в трилогии «Eins, Zwei, Drei», сценаристом и постановщиком которой выступила Ирина Линдт. Главную роль исполнил Иван Золотухин, сын актрисы и Валерия Золотухина. Этот фильм стал последним из 150, в которых снялся Алексей Иванович. А ведь есть еще роли в сериалах, в своих и чужих музыкальных роликах. Почему-то не учтены любимые актером спектакли, в которых ярких ролей у А. Будлаков гораздо больше, чем в фильмах.
Лет пять назад артиста прооперировали – удалили огромную опухоль. Благодаря врачам и жене актера Людмиле, с которой они прожили вместе 25 лет, лечение прошло удачно. Актер снова стал участвовать в концертах. Вместе с женой Людмилой они пели на корпоративах и даже записали альбом «Особенности национального шансона». И тут в начале апреля, ровно через неделю после дня рождения актера, пришла весть из Монголии: Александр Иванович скончался во сне.
Поклонники артиста сейчас удивляются, как он оказался в Монголии? Сначала СМИ сообщили, что он был там на гастролях, жил один в гостинице и умер ночью от тромбоэмболии. Потом написали, что он поехал туда к друзьям на день рождения. Теперь стало известно, что А. Булдаков в образе Михалыча вел традиционный праздник «Байкальская рыбалка-19». Артист был в хорошем настроении, веселил рыбаков, шутил, пел, раздавал автографы, объехал все интересные места на озере. Уже оттуда он действительно поехал в Улан-Батор на день рождения друзей. Там и случилась беда… Алексей Иванович Булдаков умер 3 апреля 2019 года в гостинице монгольской столицы. С любимым артистом его коллеги, друзья и поклонники простились в Доме кино 8 апреля. Он похоронен на Троекуровском кладбище Москвы недалеко от Юлии Началовой, с которой однажды сыграл в одном из фильмов, где они великолепно пели дуэтом.
Приехал проститься с отцом единственный сын Алексея Ивановича от первого брака Иван. Он живет с матерью и отчимом на Мальте. Окончил институт туризма, владеет пятью языками, работает в известной турфирме. У отца с сыном были замечательные отношения, хотя виделись они редко. Булдаков говорил, что главный секрет продолжительности жизни мужчины — это его семья. «Все зависит от того, какие отношения с женой, какая погода в доме. Мужчинам нашим очень нелегко сейчас. Я много езжу. Вижу, как они переживают, когда что-то не складывается у них. То работы нет, то зарплаты. А жена, вместо того чтобы поддержать, пилит. Вот они и пьют. Потому что понимают, что не нужны».
Свою популярность А.Булдаков объяснял так: «Наверное, каждое время приносит своих героев. Может быть, наша эпопея в какой-то степени сменила фильмы Гайдая. Не знаю. Может, Иволгин и есть наш национальный герой? Судя по восприятию зрителей, получается, что это так».
Провели вечер памяти своего коллеги и карагандинские артисты. На местном телевидении прошла посвященная ему телепередача. Вел ее ветеран театра Иван Сергеевич Немцев – известный карагандинский актер. Он был лично знаком с покойным Алексеем Булдаковым и хорошо помнит роли, сыгранные им для карагандинского зрителя.
В одном интервью Булдаков говорил: «Как-то раз я прочел один замечательный афоризм: «Все великие строят себе постамент, а памятник ставит время». Вот поставит мне время памятник, значит, я что-то заслужил. А не поставит — уйду. Тихо, просто, спокойно».
Главные цитаты любимого героя
Ну, вы, блин, даете!
Ну, чтоб в сторону не вильнуло!
Вы еще подеритесь, горячие финские парни…
И требуется нам иногда самая малость, чтобы не потерять почву под ногами, ощущение родины, мира: тихая речка, лесное маленькое озеро и немудреная снасть.
Ну — за солидное мужское молчание!
Все болезни — от бескультурья
Тост на охоте должен быть краткий, как команда, как выстрел, иначе времени на отдых не останется.
Пельмень всему голова.
Друзья! Падает тот, кто бежит. Кто лежит, тот не падает. За бегущих!