Больше всего меня удивило, что об этой истории раньше, практически ничего не было написано. А история довольно-таки интересная. От Петропавловск.kz вы услышите подробности о том, как через наш город проезжали итальянцы и французы, участвующие в ралли «Пекин — Париж».
В этой истории не было бы ничего необычного, если бы не тот факт, что было это в 1907 году, когда не только асфальтированных, но и просто хорошо укатанных дорог, годных для передвижения автомобилей, в наших местах не было.
Скорее всего, это была первая машина, а точнее две самых первых машины, которые проехали по улицам Петропавловска, потому что машинам здесь делать было просто нечего. Не дай бог, эта диковина сломается, и кто, вы думаете, будет ее вам чинить? Никаких СТО не было не то что на каждой улице, но и в соседних более крупных городах.
В Омске, например, первый автомобиль появился в конце 1890-х годов — его туда привезли на поезде, он сломался и стоял после еще 10 лет. В 1913 году в Омск привез первый автомобиль машинист железной дороги В.А.Кельчевский. Откуда, вы думаете, этот самый Кельчевский узнал об автомобилях? Правильно, он видел то самое ралли «Пекин — Париж 1907», участники которого останавливались в Омске на несколько дней, а после поехали на восток.
Самое обидное, что будущий победитель того ралли, князь Боргезе, решил поехать несколько другим путем — через Ишим и Тюмень.
Обидно это потому, что именно его попутчик, итальянский журналист Луиджи Барзини, издал самую красочную и наиболее богатую на фотографии книгу о путешествии. Ее можно найти в сети на многих языках, поэтому посмотреть, как проходило путешествие, нетрудно. Правда, читать придется много — почти 800 страниц!
Но, как я и говорил, они не поехали в Петропавловск, потому что дорог в нашем краю не было: старый Сибирский тракт, по которому осуществлялось всякое сообщение между Дальним Востоком, Сибирью и центральной Россией (Российской империей), пролегал севернее.
А вот французские экипажи, водителями в которых были Жорж Кормье и Виктор Коллиньон, это не смутило. Они, внимательно изучив карту, решили поехать напрямую, посчитав путь через Петропавловск и Челябинск более коротким.
Чтобы найти описание пути, в котором участники хотя бы одного экипажа упоминали наш славный Петропавловск, пришлось потрудиться: книга Жоржа Кормье о путешествии продается в книжных интернет-магазинах, но стоит совсем недешево. Правда, есть среди журналистов такие, кто ее уже купил. Я познакомился с коллегой из Челябинска, который написал, естественно, про челябинский отрезок пути французских экипажей. А он, в свою очередь, дал мне координаты своего знакомого, которому достался один экземпляр книги на английском языке. И мне таки досталось описание поездки через наш город.
Разочарование было велико: Кормье написал о Петропавловске всего два предложения.
After having got lost the previous evening and slept in an unpleasant Zemskaia m Midinskanskaia, on Friday 26 July we reach Petrpavlosk, a small town with friendly, pleasant and helpful people. Amongst others the post master and the police officer made us particularly welcome.
Слегка заблудившись накануне вечером и переночевав в неприятной Земской в Мидинсканской, в пятницу 26 июля мы добираемся до Петропавловска, небольшого городка с дружелюбными, приятными и отзывчивыми людьми. Среди других почтальон и полицейский оказали нам особое гостеприимство.
Правда, мое разочарование не было долгим — теперь нужно было выяснить, что такое Земская и Мидинсканская. И вот тут появляется интрига, в которой ты, дорогой читатель, можешь принять участие. Если под словом Земская Кормье понимает «гостиницу», ночлег, то Мидинсканская — это название одной из деревень нашей области. Я о таких деревнях не слышал и не смог найти, где бы это могло находиться.
Дело в том, что путешествие двух экипажей по дорогам нынешней Омской области Кормье описал достаточно подробно и они, эти два экипажа, даже сделали фото на последнем привале перед ночлегом.
На карте мы видели, что нам нужно пересечь железнодорожную линию примерно через 50 километров. Это будет знак того, что мы едем по верному пути.
К сожалению, произошел серьезный инцидент. Степная трава стала очень сухой из-за сильной жары, и внезапно мы попали в район с большим степным пожаром, вызванным, вероятно, искрами от локомотивов. Повсюду, слева и справа, трава медленно и тихо горит и дымится, без ветра.
Мы не могли рисковать, ведь на каждой машине было по 100 литров бензина. Поэтому мы отправились на разведку местности, и Бизак вернулся, заметив участок, где огонь ограничен. Используя наши лопаты и кирки, мы сделали узкий проход, поднимая траву и засыпая ее землей и песком. После этого мы смогли продолжить.Еще через 60 верст у нас будет пикник в тени двух больших берез. День продолжился без происшествий.
До границы нашей области им оставалось всего около 50 километров.
Один очень заинтересованный русский слез с коня и стал по-русски спрашивать о чем-то Коллиньона. Тот отвечал русскому на французском языке; тем не менее, они, кажется, понимают друг друга. Приблизившись я услышал, как русские повторяют слово «лохади», указывая на капот автомобиля. Он спрашивает про лошадь!
В деревне мы входим во двор, чтобы набрать воды из колодца. Я видел подобные колодцы в Румынии два года назад.
И вот тут они останавливаются на ночлег в «Мидинсканской». Это может быть что угодно — от Каракоги до Шаховского. Я думаю, что ехали они вдоль железной дороги, которая к тому моменту уже вовсю действовала. Так что, если у кого-то из вас есть предположения на этот счет, пишите.
Трехстраничный отрывок текста, описывающий путешествие от Омска до Кургана, можно найти по ссылке вот здесь. Текст и на английском, и на русском (перевод мой). На самом деле, очень интересное повествование.
А на сегодня все, если у нас будут другие подробности этого эпохального путешествия, мы обязательно напишем.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск