Продолжаем знакомить вас с отклонениями от нормального речевого развития — на очереди алалия. Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
Различают две основные формы алалии: моторную (недоразвитие активной речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).
Дети-алалики нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию речи под руководством специалиста-логопеда.
Для детей дошкольного возраста, страдающих алалией, существуют специализированные дошкольные и медицинские учреждения (логопедические группы или детские сады для детей с тяжёлыми нарушениями речи, стационары, санатории). В каждом из учреждений проводится согласованная работа медико-педагогического персонала, направленная на формирование речи у детей, обеспечивается единый речевой режим.
Для детей школьного возраста, страдающих алалией, требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях школ для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. В специальной школе обеспечивается воспитание и обучение детей, хотя глубокое отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и создаёт серьёзное препятствие в овладении основами наук.
Дети с легко выраженным недоразвитием речи могут обучаться, хотя и со значительными затруднениями, в общеобразовательной школе, а параллельно заниматься на логопедическом пункте.
Многие дети с алалией получают начальную помощь у логопедов в детских поликлиниках.
На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи. Работа строится индивидуально в зависимости от речевых и личностных особенностей ребёнка. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у малыша появляются стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.
Нельзя перегружать ребёнка речевым материалом: это может привести к заиканию. Речевой материал следует подбирать с учётом его количества и доступности.
Работа по развитию речи проводится в тесном контакте родителей с логопедом и психоневрологом, который лечит ребёнка, без такого контакта невозможен правильный подход к малышу.
(Продолжение следует)
Эльмира БОЛЬШЕБРАТСКАЯ, логопед 2 категории
Если у Вас возникли вопросы или есть нарушения речи… Я веду частный приём по адресу: Сатпаева 28 – это аптека”Здоровье” – запись по тел: 8-701-806-41-78 или 33-25-85 с 12.00-16.00. Работаю я с детьми и взрослыми! Жду вас! С уважением логопед 1-й категории Большебратская Эльмира Эриковна.