Не скучно начался новый учебный год у школьников Урала! Сразу два землетрясения в нескольких тихих городках в первые же дни сентября. Услышав по радио утром 5 сентября, что в Челябинской области произошло землетрясение, я принялась обзванивать родных и знакомых с единственным вопросом: не пострадал ли кто-нибудь из наших (североказахстанцы-то теперь везде есть)?
Ответы были примерно такие же, как в первой информации о стихийном бедствии: жертв и разрушений нет.
Моя племянница из городка Аша, что близ Уфы, сообщила, что она спала без задних ног и проснулась как раз около 4 часов утра от какого-то толчка, как будто кто-то дал кровати пинка снизу. Света подумала: опять в карьерах грунт взрывают! Хотела снова уснуть, но тут стал вопить и носиться по комнате кот, а во дворе завыли и залаяли собаки. Пришлось идти усмирять «скотину». А уж утром из СМИ, семья узнала о землетрясении. «Сейчас позвонили с работы, велели быстро ехать в больницу (Света — медсестра). Будем переводить больных из хирургического отделения, где по стенам пошли трещины, в другое помещение».
Другая племянница, Лена, более эмоциональная, потому что продавец, сразу раскричалась:
— Совсем оборзели эти военные! Среди ночи свои учения проводят! Такие взрывы устраивают, а тут АЭС рядом. А если рванет?! Чернобыль нам тут устроят! И людям выспаться не дают!
Вмешался ее муж:
— Лен, не ори, а? Все равно офицеры не прибегут извиняться. У нас дом новый, он и более сильное землетрясение выдержит.
По Скайпу было видно, как он грозит кулаком жене: не волнуй, мол, тетку. Но добавил, что дочка в школу не пойдет. Мало ли! Вдруг еще грохнет. Оказалось, что старший сын на работу сразу убежал. У них на заводе всех по тревоге подняли.
— Шуму много было или «спите спокойно, дорогие товарищи»?
— Посуда в серванте звенела. Покачало люстру и дом тоже немного. Вот и все, пожалуй. Почему не спали? Так утром второй толчок был. Тоже не сильный, но, кто знает, не последуют ли за ним другие.
Зная, что никто из близких меня страшной информацией пугать не станет, я пошла гулять по соцсетям в одиночестве. Там на форумах веселился народ, высказывая самые невероятные причины толчков.
Вспомнили даже анекдот о давнем московском землетрясении, небольшом, всего в один балл: «у дорогого Леонида Ильича пиджак с орденами со стула упал». Большинстве, как и мои родственники и подруги, подозревали военных и взрывников на карьерах. Только совсем немногие считали, что виноваты природные катаклизмы. О знаменитом Челябинском метеорите тоже вспоминали. Даже называли городки, где якобы находятся АЭС, – такая вот секретность! Прикидывали, как моя Лена: если они «влетят», не получится ли Чернобыль? Прикалывались: не пришельцы ли решили проконтролировать, как поживают челябинцы после предыдущего их прилета на метеорите? Не начали еще светиться?
Официальные сообщения стали поступать чуть позже. Они тоже успокаивали: «Ничего страшного не произошло. Очаг землетрясения находился в семи километрах на северо-запад от городка Катав-Ивановска в Челябинской области. Ближайший к очагу населенный пункт Орловка находится в 1,5 километрах от места события. По данным, которые приводит Европейско-Средиземноморский сейсмологический центр, амплитуда составила 5,5 баллов. Единая геофизическая служба РАН назвала другую цифру — 5,6 баллов». Специалисты спорили о количестве баллов и обещали сообщить самые точные данные … к концу сентября, чем вызвали новый взрыв веселья в соцсетях. Официально МЧС заявило, что была одна единственная волна — в 4 утра. Однако сотни, если не тысячи жителей Катав-Ивановска около полудня сразу говорили, что толчки повторялись. Официальные структуры лишь пожимали плечами и намекали, что это все самовнушение. Но позднее европейские сейсмологи опубликовали свои данные: около полудня на Урале вновь было несколько толчков.
Оказалось, после первого ночного землетрясения на Урале произошло еще 18 (!) новых толчков различной силы, «которые имеют афтершоковую последовательность». Уральские сейсмологи никогда ничего подобного не наблюдали. Максимум один-два слабых толчка… (Афтершок – это повторные толчки, нечто вроде эха от главного удара).
Никогда не было такого? А как же землетрясение 1914 года, которое газетчики того времени тоже называли самым сильным на Урале? Тогда газеты писали, что такое может повториться через сто лет.
О! Так ведь с тех пор прошло почти столько же! Подумаешь, всего на 4 года запоздала стихия!
Место и время самых сильных толчков тоже мало сместилось. Самые грозные события прошлого происходили почти рядом — в Екатеринбурге, в августе. Совсем небольшая погрешность!
Сто четыре года назад случилось вот что. Торговцы и лоточники на Хлебной площади в центре Екатеринбурга стали очевидцами странного и страшного для непосвященных явления. Под раскаты грома вдруг закачались весы, открылись в лавках двери, а телеги с грохотом покатились по брусчатке сами собой. Так и свалились бы в Исеть, погубив товар, если бы хозяева не успели вовремя догнать и остановить их. Спустя минуту все закончилось, но люди в ужасе выбегали из домов, крестились и причитали: «Конец света наступил! Последние дни пришли!». Но то был не апокалипсис, а землетрясение. Правда, об этом перепуганные уральцы узнали только на следующий день из газет. Ну точно как в наши дни!
«4 августа в Екатеринбурге и его окрестностях наблюдалось сильное колебание почвы, — писали уральские журналисты. — Около 9 часов утра жители, находящиеся в домах и на улицах, могли слышать сильный подземный гул, похожий на отдаленные раскаты грома или на шум, производимый проездом по мостовой какого-либо тяжелого экипажа. Вместе с тем, наблюдалось сильное колебание почвы рядом коротких и быстрых толчков. В домах звенела посуда и стекла в окнах, осыпался песок в печах и т.п. В государственном банке со столов и конторок попадали чернильницы. В горном управлении, в буфетной, упал на пол горячий самовар… Более того, землетрясение едва не остановило работу Верх-Исетского завода. Трубы многих зданий опасно накренились, а стена волостного правления и вовсе дала глубокую трещину. Все сотрудники разбежались. Даже сторожа местной арестантской покинули посты, решив, что двери шатают души умерших заключенных»… Повлияло землетрясение и на рыбу в Верх-Исетском пруду, — отметили журналисты. — Ее много появилось на поверхности воды в полуживом виде, вероятно, оглушенной подземным гулом, который слышался при этом редком на Урале явлении. (Забавно, форумчане удивляются, как определили, что рыба… оглохла?).
Зацепило и все окрестные города. Толчки ощущались даже в Перми, Кургане и Кунгуре.
Сведений о том, «зацепила ли кара небесная» Петропавловск, в старых газетах не найдено. А ведь Курган по прямой всего в 250 км от нашего города. Тогда вполне могло и нашу «столицу» тряхнуть. Зато явно не миновало наших предков другое природное явление — солнечное затмение. От него уральцы снова впали в истерику. Такое совпадение, да еще всего через несколько дней после начала войны в Европе, воспринималось как дурной знак. Все решили, что не было никакого землетрясения, а пролетели немецкие аэропланы и сбросили бомбы. Ведь сообщали же полицейские Кунгура за день до ЧП, что видели некий летающий объект, двигавшийся в сторону Екатеринбурга.
Уральцы сразу стали искать врагов. Истерия дошла до того, что конторщика железнодорожной станции, ходившего по платформе и записывающего номера вагонов, толпа приняла за шпиона. Его чуть не разорвали на части. Трагедии удалось избежать только чудом. Загнанный в угол «шпион» с большим трудом смог объяснить, кто он и чем занимается».
Угля в топку массовой истерии подбросило… НЛО. Корреспонденты сообщали:
«5 августа в 9-м часу вечера до 40 человек самого разного звания наблюдали над Екатеринбургом какой-то летательный аппарат высоко в воздухе, испускавший шум, похожий на стук мотора и временами пускавший лучи света: белый, синий, красный». Не правда ли, похоже на явление инопланетян современному народу – повисел в небе, помигал фарами и скрылся? А 8 августа, около 6 часов вечера, аппарат опять появился, завис – о, ужас! — над старым кладбищем и опять скрылся.
Несколько дней полицейские и военные бегали по городу, пытаясь выследить жуткий летательный аппарат (ЖЛА), и даже стреляли по нему из пистолетов. Лишь 10 августа тысячи людей, гулявших по городу уральцев, вновь заметили его. Он кружился то над женским монастырем, то над улицами. Жуть! И вдруг один из полицейских и разглядел тонкую нить, идущую с небес прямо во двор одного из домов. Оказалось, оттуда два подростка запускали в небо воздушного змея, которого сделали похожим на аэроплан». Игрушку у пацанов сразу отобрали. Но в тот же вечер над городом появился светящийся шар. Правда, в 9 вечера он запутался в проводах и сгорел. Полиция утверждала, что это был «небесный фонарь» — аналог того, что сейчас называют китайским фонариком: бумажный шар со свечками внутри. Но кто же у нас верит властям, тем более – полиции? Да еще вещдок сгорел! Вот и тогда не все уральцы и не сразу смирились с тем, что их никто не бомбил, а было землетрясение — редкое природное явление.
Постепенно все успокоились. Видимо, уральцы тогда были более сообразительными, чем некоторые наши современники, все непонятное объявляющие НЛО или нашествием инопланетян, от которых некоторые землянки даже беременеют и рожают зеленых человечков.
О параметрах происшествий 1914 года сохранилась приблизительная информация. За восемь лет до землетрясения в Екатеринбурге и еще в некоторых российских городах, в том числе в Верном (Алматы), в Ташкенте и в Екатеринбурге, были открыты сейсмические станции. Но тогда, в 1914 году, уральский сейсмограф сломался сразу после первых толчков — какая-то ниточка в нем запуталась и порвалась. Позже сейсмологи скажут, что землетрясение было силой в 6,5 баллов с эпицентром под нынешним Первоуральском. Однако в те дни никто этого не знал. Несколько дней ученые кормили журналистов «завтраками», обещая все рассказать позже, но в итоге признались — оборудование подвело.
Как же так? Со школьных лет всем, кто был внимателен на уроках географии, известно, что Урал – старые горы. Казахстанские сейсмологи утверждают, что «рельеф их сформировался миллионы лет назад и больше изменений не происходит. Однако слабые потряхивания раз в десять лет для Уральских гор — это норма. Последний раз в Катав – Ивановске трясло в 2004 году». И вот нынешнее…Через 14 лет!
Повторяемость более мощных землетрясений на Среднем Урале современными учеными оценивается в 100-150 лет. Хотя в этот раз прогноз вековой давности оказался верным, но сегодня нет возможности указать, когда именно и в какой точке в будущем произойдет новое землетрясение.
В Казахстане, как и в далекие времена, и сейчас самые сейсмоопасные зоны — Северный и Центральный Тянь-Шань, Джунгария и горный Алтай, значительная часть которых подвержена разрушительным 8-9-балльным землетрясениям. Территория Алматы, по данным института сейсмологии, вообще находится в самой опасной 9-10-балльной зоне. Именно эти регионы находятся под постоянным наблюдением сейсмостанций, «оживленных» в 1999 году, после почти полного их уничтожения в перестроечные годы. Ближайшая к Уральску и нашей области – в Актобе. С чего это вдруг потребовалось устанавливать новейшую аппаратуру в таком спокойном регионе, где землетрясения если и бывали, то слабые?
Но ведь не зря современные уральцы в качестве первой причины «своего» землетрясения назвали взрывы в карьерах, военные учения, а виновниками – военных. Это не совсем точно, но очень близко к истине. Сейсмическая карта Казахстана очень изменилась по сравнению с концом 19 – началом 20 веков. Развитие месторождений в Центральном Казахстане и на западе страны, активное осваивание ископаемых вносят свою долю в этот процесс. Сейчас землетрясения фактически могут происходить везде. Одна из причин – вмешательство человека в природу. Никогда не было на западе Казахстана землетрясения в 7 баллов — и вдруг 26 апреля 2008 г. так тряхнуло! Эпицентром Шалкарского землетрясения специалисты тогда назвали всегда спокойный Уральск. Но в начале 20 века там были лишь пустынные места — и никаких карьеров Рудного, Лисоковска и других их собратьев близ Костаная. Не сотрясали землю взрывы бомб на полигонах Устюрта и Капустина Яра. А ядерные полигоны Семея! Не из-за одной же радиации они были запрещены!
Как влияют «на здоровье планеты» высохшие моря, сейсмологи тоже еще не до конца изучили. Вот и возникают на сейсмологической карте мира новые «горячие точки» — сейсмоопасные регионы.
Словом, как сказал великий Шекспир, «есть многое в природе, что и не снилось нашим мудрецам». Лучше уж быть с нею, с Природой, — на Вы. Иначе она так удивит нас однажды, что и не снилось ни фантазерам, ни уфологам.
Вот пример. «7 декабря 1988 года. Мощнейшие подземные толчки всего за полминуты практически полностью уничтожили северную часть Армении, захватив территорию, на которой проживало более 1 миллиона жителей. Последствия стихии были чудовищны: практически полностью был стёрт с лица Земли город Спитак, сильно пострадал Ленинакан (Гюмри), разрушены более 300 сёл и уничтожено 40% промышленных мощностей республики. Более 500 тысяч армян остались без крова, погибло по разным оценкам, от 25.000 до 170.000 жителей, инвалидами остались 17.000 граждан. Помощь в восстановлении разрушенной Армении оказали 111 государств и все республики СССР. Однако большая часть крупнейших городов Армении — Спитака и Гюмри — до сих пор не восстановлены».
Удивительно, но сообщения о землетрясениях у нас попали в разряд секретных. Так, о том, что в Костанайской области, в г.Рудном, 12 ноября 2017 года было землетрясение силой 3.8 балла, жители Казахстана могли узнать не из официальной информации сейсмологической службы Казахстана (там ее не было). Журналисты сообщили о столь редком и необычном для Костанайской области природном явлении из сообщения на сайте… Европейского средиземноморского сейсмологического центра. В этом году чуть не возникла такая же ситуация на Урале. Там чиновники мурыжили журналистов «конфиденциальностью события» и обещаниями дать точные данные в конце сентября, пока не появилось сообщение того же зарубежного сейсмологического центра. А зачем тогда существуют наши службы?
Землетрясения случаются постоянно, каждый день. И нам, жителям беспокойной планеты Земля, надо быть вооруженными знаниями о них.