29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Забытые герои братья Куйбышевы

К 130-летию со дня рождения В.В. Куйбышева

В Северном Казахстане имя Валериана Владимировича Куйбышева в советское время носили многие объекты. Только в областном центре был завод его имени, город делился на два района –Куйбышевский и Кировский. А еще Куйбышевская роща близ Пестрого, памятные стелы и мемориальные доски в местах, где проходили первые маевки и забастовки рабочих – железнодорожников, организованные юным революционером. А если вспомнить колхозы-совхозы, улицы, школы, выставки в музеях, то получится целая энциклопедия.

А какой прекрасный памятник был установлен на привокзальной площади в 1977 году – накануне 60-летия Великой Октябрьской революции, к победе которой Валериан Владимирович имел самое прямое отношение! Средства на монумент петропавловцы зарабатывали на субботниках всем миром. Как украшала привокзальную площадь 8-метровая бронзовая скульптура 18 — летнего Валериана Куйбышева! Рядом — полированная гранитная стенд-плита с барельефом, отражающим борьбу за свои права рабочих-железнодорожников.

Неизвестно, знают ли авторы скульптурного комплекса — московские зодчие В.А. Федоров и М.Е. Константинов, что их работа простояла на площади 20 лет. Потом «пришли другие времена – взошли иные имена». С 1998 года скульптуру перетащили в парк, и она стоит там в зарослях кустарника прямо на земле, без пьедестала.

Да что там наш парк! В соседнем Кокшетау целый музей был посвящен семье Куйбышевых, которым десятки лет руководила родная сестра революционера Елена Владимировна, приглашенная местными властями из Москвы. И памятник там тоже был, и улица его имени, и казачью школу бережно сохраняли как страничку истории Казахстана.

Ведь в ней учились четыре сына воинского начальника Кокчетава подполковника Владимира Яковлевича Куйбышева (1860 – 1909 гг..) и десятки мальчиков из семей военных и казаков. Большинство из них по окончании маленькой школы получали главную профессию ХIХ и ХХ веков – «Родину защищать», а многие сложили головы на войнах и революциях, выпавших на их долю.

Казалось, все в Петропавловске, в Кокшетау, в Омске и еще в полудюжине сибирских городков знают о замечательной семье Куйбышевых. Но как бы не так! Даже о самых знаменитых – Валериане и Николае – наши земляки почти ничего не помнят. В доме-музее семьи Куйбышевых на улице Е. Ауельбекова (кстати, тоже петропавловца) теперь музей города. Там, конечно, нашлось место для экспозиции о семье «пламенного революционера», но очень скромное.

А семья была замечательная, можно сказать, героическая.

Ее глава, Владимир Яковлевич Куйбышев, — тоже коренной казахстанец. Он родился 1860 г. в Семиречье в обедневшей дворянской семье. Его отец, дед «пламенного революционера» Валериана, тоже учился в военной прогимназии, но пошел по гражданской стезе – служил в должности коллежского регистратора в Семипалатинской области. А дальше – со ступеньки на ступеньку — Владимир Яковлевич делал обычную карьеру провинциального офицера. В 16 лет начал служить вольноопределяющимся (добровольцем) в пехотном батальоне, а после окончания Казанского пехотного училища — портупей-юнкером в Семипалатинске. До чина подполковника было еще ох как далеко! Таких кадетов и провинциальных служак хорошо описал А.И. Куприн в своих офицерских произведениях: гарнизонная скука, муштра солдат, нелепые поступки сослуживцев, карты, дуэли и даже гибель… Впрочем, Владимир Яковлевич Куйбышев был совершенно иным человеком. Он любил литературу, после командировок в крупные города всегда привозил связки книг и постепенно собрал прекрасную библиотеку.

Семья его тоже была необыкновенной. Во время службы в Семипалатинске в 1879 г. Владимир Яковлевич познакомился с дочерью местного чиновника Юлией Николаевной Гладышевой, ставшей впоследствии его женой. Он служил в далеких гарнизонах – она ждала. Он участвовал в русско-японской войне 1904 — 1905 гг. в составе 11-го пехотного Сибирского Семипалатинского полка, был ранен и контужен – она ждала. И всегда ездила за ним по гарнизонам.

Чтобы быстрее получить офицерское звание и жалование, на которое можно было бы содержать семью, В. Я. Куйбышев попросил направить его в Казанский военный округ, затем он служил на Украине. Но после столкновения с командиром полка перевелся в Омск и работал преподавателем Сибирского кадетского корпуса. Только тогда молодые люди смогли пожениться — через пять лет после первой встречи.

Началась нормальная семейная жизнь. Нормальная, конечно, только не в каждой семье рождаются … 11 детей.

К сожалению, двое малышей умерли в раннем детстве, а один мальчик, Миша, погиб 13-летним. Друг по кадетскому корпусу, шутя, прицелился в него из ружья и… Не зря же говорят, что и палка иногда стреляет…Мать, и без того набожная, тревожная, потеряв третьего ребенка, от горя «сделалась странной». Она часто плакала, часами простаивала на коленях в храме. Девочки — а их было в семье пятеро – в такие минуты боялись входить в дом. В остальном Юлия Николаевна была заботливой матерью, хорошим педагогом. Образованная, умная, знавшая несколько языков, она работала в начальной казачьей школе, преподавала музыку омским и кокчетавским девочкам и была награждена за отличную работу золотой медалью.

У военных во все времена была нелегкая судьба. Куйбышевы тоже вынуждены были не раз менять место службы. Только в Кокчетаве они спокойно прожили десять лет подряд – с 1889 по 1899 год. Туда Владимир Яковлевич был назначен воинским начальником и дослужился до полковника. Он служил в еще и в Омске, в Каинске, в Тюмени, где и умер 24 ноября 1909 г.. На могиле отца дети установили чугунную доску с надписью: «Дети твои тебя никогда не забудут и будут такими же честными тружениками, как был ты. В этом твоя награда». Все это правда.

В Кокчетаве родились почти все дети Куйбышевых. Хотя родители прилично зарабатывали, но никакой роскоши в семье никогда не было. Девочек учили рукоделию, и они вместе с мамой умело перешивали одежду старших детей для младших. Мальчиков, всех четверых: Анатолия, Валериана, Николая и, последним, Мишу – с десяти лет поочередно определяли в Омский кадетский корпус. Они хорошо учились, но не все из любви к военному делу, а потому, что детей офицеров принимали в корпус на полное государственное обеспечение, как, впрочем, и детей казахской знати.

Это было старейшее и первое в Сибири военное учебное заведение, основанное в 1813-й. Оно много раз меняло название и программы. Однако будущие офицеры, картографы, известные путешественники, исследователи Азии, разведчики, гражданские и военные чиновники (среди них встречались даже генерал-губернаторы), георгиевские кавалеры, Герои Советского Союза и нынешней России – все получали основательное образование. Кому интересно, может найти в Интернете хотя бы одно из прежних названий нынешнего Омского высшего общевойскового командного училища. Его история читается как увлекательный роман.

Хотя подготовка революционеров в программу корпуса не входила, молодые Куйбышевы один за другим вовлекались в это опасное дело братом их матери А.Н. Гладышевым, студентом учительской семинарии. Он бывал в гостях у сестры в Кокчетаве, снабжал племянников нелегальной литературой. Научил их печатать на гектографе листовки, которые распространялись по сибирским городкам и станциям Транссиба. Долетали они и до Петропавловска.

Отец разделял либеральные идеи сыновей, но оставался верным присяге и монарху.

Когда Валериан впервые был арестован за распространение марксистской литературы, отец только спросил: «Это ты?». А ведь юные подпольщики присылали посылки с нелегальщиной прямо на адрес отца. Владимир Яковлевич не разделял негативного отношения сыновей к воинской службе. Однако просил начальство разрешить Валериану поступить не в военное училище, а в военно-медицинскую академию. Это вредило собственной карьере полковника В.Я. Куйбышева. Сын уехал в Петербург, но академию бросил. Его и братьев больше привлекала революционная борьба. Время-то какое им выпало! Первая русская революция, разгоны и расстрелы демонстраций, аресты, суды, восемь ссылок и четыре года тюрем Валериана.

В 1904 г. Валериан Куйбышев стал членом РСДРП. Молодого большевика назначили вести пропагандистскую работу в Городском районе Омска и в зоне действия Омского района от Кургана до Каинска и от Омска до Петропавловска. Эта работа требовала постоянных разъездов. Вот тогда-то В. Куйбышев нелегально жил в Петропавловске, несколько месяцев издавал там газету «Степная жизнь», участвовал в маевках, распространял нелегальную литературу на станциях Транссиба, выступал на подпольных собраниях.

Валериан написал протест против расстрела рабочих 9 января 1905 г., который подписали многие кадеты, за это его чуть не исключили из корпуса, но ограничились лишением награды за отличную учебу и снижением оценки «за неблаговидное поведение».

Революционная работа Валериана Куйбышева проходила в условиях постоянного полицейского преследования. Арестовывали его 8 раз, в Сибирь ссылали 4 раза. Но все равно он продолжал вести революционную деятельность в разных городах: в Омске, Каинске, Томске, Петропавловске, Барабинске, Вологде, Харькове, Самаре. В этих городах Валериан Куйбышев работал на фабриках и заводах, перепробовал массу разных профессий: чернорабочий, слесарь, фрезеровщик и другие.

Разными были и фамилии: в Омске он – Куйбышев, в Барабинске – Кукушкин, в Томске – Лесовский, в Петербурге – Соколов, в Петропавловске – Касаткин, в Самаре – Адамчик.

Вся революционная деятельность Валериана Куйбышева многократно описана в мемуарной, политической и исторической литературе. Даже любители переписывать биографии известных людей не могли найти особый компромат в его биографии. Разве что отмечали привычку Валериана жениться. Но ведь он рядом с мусульманами жил, у которых четыре жены разве много? Норма!

Сына и дочь от двух разных жен он обожал и всегда поддерживал их.

В 1917 году 29-летний Валериан Куйбышев участвовал в установлении советской власти в Самаре, был председателем Самарского революционного комитета и губернского комитета партии большевиков.

Мы часто пишем о событиях Гражданской войны, происходивших в нашем регионе. Валериан Куйбышев имел к ним самое прямое отношение. С 1919 года он был членом Реввоенсовета (РВС) Южной группы Восточного фронта РККА, воевавшей против чехов и адмирала Колчака. Куйбышев вместе с будущим маршалом Блюхером руководил обороной Астрахани, затем — войсками на Южном Урале и в Средней Азии, был членом РВС на Туркестанском фронте.

В. Куйбышев с сестрами

Куйбышев везде и всегда вел себя достойно. В бессудных расстрелах замечен не был, в карательных операциях не участвовал, зато проявил личную храбрость на фронте, пишет его биограф. Например, когда англичане бомбили Астрахань, Валериан Владимирович, будучи заместителем командующего и членом Реввоенсовета фронта, впервые в жизни сел в кабину самолета и принял участие в воздушном бою в качестве стрелка.

В мирное время В.В. Куйбышев возглавил Правительство страны, проявив себя крепким хозяйственником, умным руководителем и настоящим трудоголиком. Какую бы высокую должность он ни занимал, везде работал с полной отдачей. С 1923 по 1926 годы В. Куйбышев был народным комиссаром РКИ (Рабочей крестьянской инспекции). Именно В.В. Куйбышев руководил осуществлением плана ГОЭЛРО, а в 1930 году был председателем Госплана СССР и разработал первый пятилетний план. Г. В. Чичерин видел в нём своего преемника на посту главы Наркомата иностранных дел СССР. Его считали одним из ближайших сподвижников и советников И. Сталина по вопросам экономики.

Последнее важное дело, порученное В.В. Куйбышеву правительством страны, – возглавить комиссию по спасению челюскинцев, попавших в ледяной плен в Карском море. Ему не удалось довести эту работу до конца. 25 января 1935 года, в возрасте сорока шести лет, Валериан Владимирович Куйбышев скоропостижно скончался. Остановилось сердце…

Его похоронили в некрополе у Кремлёвской стены. Самаре и Каинску, десяткам поселков, районов, школ и даже пионерских отрядов дали имя «пламенного революционера» Куйбышева. Поставили памятники и повесили мемориальные доски в местах ссылок и… стали потихоньку забывать о нем самом и его родных.

И ладно бы просто забывали. Вскоре куда-то исчезли его братья — Анатолий и Николай Куйбышевы, юноши в кадетской униформе с семейных фото.

О комкоре Николае Куйбышеве, чье имя гремело в гражданскую, теперь пишут, что он «по протекции брата» получал высокие должности в армии и был награжден первыми орденами РСФСР. Словно это не он, единственный из трех братьев, после кадетского корпуса окончил военное училище (кстати, вместе с освободителем Петропавловска и Омска от чехов и Колчака М. Н. Тухачевским). Не он воевал на фронтах Первой мировой войны и не он был дважды ранен и контужен. Старые статьи о нем называются одинаково: «Николай Куйбышев. От кадета до комкора». Красиво? Но дата его смерти – 1938 год.

Оказывается, когда армия была уже развалена, капитан Николай Куйбышев стал одним из первых красных офицеров. Сразу после Октябрьской революции он вступил в РСДРП и воевал в самых «горячих точках» гражданской войны. Потом действительно занимал довольно высокие должности в Красной Армии. «С 1923 — начальник высшей стрелковой школы «Выстрел». С 1925 — помощник командующего Туркестанским фронтом, затем командир корпуса – тот самый комкор. Он был начальником Командного управления РККА и помощником командующего Московским военным округом. В 1928-1936 сам командовал войсками Сибирского, а с 1937 Закавказского военных округов.

В 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР. В феврале 1938 неожиданно арестован и на основании показаний М.Н.Тухачевского, В.М. Примакова и Б.М. Фельдмана и признал себя виновным в участии в антисоветском, троцкистском, военно-фашистском заговоре, а также в том, что он являлся шпионом немецкой, польской, японской и литовской разведок.

1.8.1938 приговорен комкор Николай Куйбышев был приговорен к смертной казни и на другой же день расстрелян». Хотя все «шпионы» и были реабилитированы в 1956 году — после смерти «вождя народов», но о комкоре Н.В. Куйбышеве писали так редко, что имя его знали только военные историки.

Почти такая же судьба у самого старшего из братьев – Анатолия Владимировича Куйбышева. Он тоже, как и Валериан, пошел по гражданской стезе – стал инженером. Единственное, что о нем удалось найти в современной литературе, — несколько строк в Исторической энциклопедии. «Учился в Омском кадетском корпусе. Вместе с братом принимал участие в революционной деятельности, в 1909 году был арестован и заключён в тюрьму, через несколько дней освобождён. Позднее работал инженером-электриком в Вологде и Москве». Всё!

Пытаюсь найти, когда случилось это «позднее». Оказывается, после смерти младших братьев Анатолия Владимировича арестовали и на 10 лет отправили в Юго-восточный лагерь НКВД на Дальнем Востоке. Там тогда началось строительство северной ветки Транссиба. «Стройка социализма» получила название… — Байкало-Амурская магистраль. Как было принято в 30-е годы, этот БАМ сооружали заключенные семи или восьми крупных лагерей. В одном из них центральное бюро рационализации и изобретательства десять лет возглавлял Анатолий Владимирович Куйбышев. Как написал о нем мемуарист Стефановский, его «вытащил с лесоповала начальник управления, который раньше … хорошо знал его брата Валерьяна». Вот такая «протекция» спасла жизнь последнему из братьев Куйбышевых!

Еще остались в некоторых городах Сибири и Поволжья памятники и мемориальные доски, рассказывающие о революционерах, строивших, как они полагали, новую прекрасную жизнь для своего народа. Но даже в городах, где работали и сражались братья Куйбышевы, находятся люди готовые уничтожить память о них, а по сути дела, вырвать станицы из истории страны.

 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *