Случалось ли вам, покупая в аптеке какой-то препарат, слышать от фармацевта: «Есть такое же лекарство, только у него другое название и цена гораздо ниже». И у вас есть несколько секунд подумать, стоит ли соглашаться. С одной стороны, если можно хорошо сэкономить, это здорово. С другой… не получится ли как в поговорке «скупой платит дважды?»
Сегодня фармацевтический рынок предлагает потребителю две группы лекарственных средств: оригинальные и генерики, то есть их аналоги. Оригинальные препараты всегда стоят дороже, и этому есть объяснение. Это абсолютно новая разработка фармацевтической компании. Сама по себе процедура разработки оригинальных лекарственных средств — это очень длительный процесс. Начиная с разработки и доведения до пациента, этот процесс может занимать не один десяток лет и требует значительных финансовых средств. Также они охраняются патентом. Патентная защита ограничена определённым сроком и может длиться от 15 до 20 лет. В этот период другие фармацевтические фирмы не имеют право воспроизводить такие препараты, чтобы на рынке оставался только один оригинальный препарат, без аналогов и фирма-разработчик могла окупить свои затраты. Поэтому в это время в аптеке вам не смогут предложить никакой альтернативы. Однако по истечению этого срока любая компания может воспользоваться правом на изготовление лекарственных средств с такими же активно действующими компонентами, как и оригинальный препарат. Так появляются множество генериков. Они могут производиться сразу несколькими фармацевтическими компаниями одновременно.
Действия генериков и бренда совпадают и их свойства сходны со свойствами оригинальных препаратов. Они содержат то же активное вещество, что и оригинальный, но могут отличаться от него вспомогательными веществами, формой и цветом лекарства, технологией производства и др. Поэтому они и пользуются популярностью в развитых странах. К примеру, в США или в Швеции генерики покупают чаще, чем оригиналы.
Но не только этим отличаются оригинальные препараты и генерики. Для регистрации на рынке, генерику требуются данные о его соответствии оригинальному препарату по биоэквивалентности и биодоступности и не требуется проведения полных клинических испытаний, поэтому процедура государственной регистрации генериков более сокращенного вида.
Сегодня рынок лекарственных средств существенно возрос и у нас в стране зарегистрировано более 7 000 лекарственных препаратов, из них генерики составляют 85–87%.
Практически у каждого оригинального лекарства есть генерик. Исключения составляют недавно созданные препараты, находящиеся еще под патентной защитой, уникальные препараты для лечения рака и СПИДа, где имеет значение любой факультативный ингредиент. Поэтому нужно иметь в виду, что активно пропагандируемое СМИ мнение о более низкой эффективности генериков в сравнении с оригиналами, зачастую не имеет под собой основания, так как крупные фирмы-производители, выпускающие генерики, также контролируют технологию производства лекарств на самом высоком уровне, в соответствии со стандартами GMP (Good Manufacturing Practice).
Почему нужно знать, что у препарата два названия?
Все лекарства имеют два названия: международное (непатентованное) и торговое название, которое дает ему производитель. Каждое лекарство всегда имеет только одно международное название, но если его выпускают различные компании, то у него будут разные торговые названия.
Например, Амброксол – это международное название препарата, но он выпускается под разными торговыми названиями, такими как Амбробене, Флавамед, Халиксол, Амбросан и Лазолван. И это значит, одно лекарственное средство выпускается несколькими производителями, которые дали ему свое торговое название и рекламируют его под своей торговой маркой. Соответственно, в зависимости от затрат этих производителей, устанавливаются цены на лекарство.
Таким образом, на упаковке любого лекарственного средства вы найдете торговое название, которое, как правило, написано крупным шрифтом и, чуть ниже, международное (непатентованное) название – более мелким. Но есть и исключения. Когда лекарственное средство имеет два или более действующих вещества, то есть является многокомпонентным, вместо международного (непатентованного) наименования указывается его состав.
Чтобы убедиться, что вы, приобретаете нужное лекарственное средство, или чтобы задать фармацевту правильный вопрос по замене, вы должны найти на упаковке международное (непатентованное) наименование или посмотреть его состав.
Помните, что некоторые патентованные наименования созвучны, но содержат разные действующие вещества, являются различными по терапевтическому действию и принимаются в разных случаях.
Эти знания очень полезны, например, когда необходимо убедиться, что вы не принимаете лекарство, на который у вас аллергия или, который не следует принимать с другими лекарствами. Ведь под другим торговым названием может скрываться аллерген — действующее вещество, на которое у вас аллергия.
Вам следует проверять действующее вещество (международное непатентованное название) всякий раз, когда вы приобретаете лекарство, чтобы избежать случайного приема двойной дозы. Если вы приобретаете другую марку одного и того же лекарственного средства у врача или фармацевта или, если вы самостоятельно выбираете лекарственное средство, существует риск того, что оно имеется в составе многокомпонентного препарата или содержит то же самое действующее вещество, что и другие ваши препараты.
Если у вас возникли трудности по этим и другим вопросам о лекарственных средствах вы всегда можете получить на них ответ в Лекарственном информационно-аналитическом центре РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» Министерства здравоохранения Республики Казахстан, позвонив по бесплатному номеру по Казахстану: 8-800-080-88-87.
Лекарственный информационно-аналитический центр
РГП на ПХВ «Республиканский центр развития
здравоохранения» МЗ РК