Когда возникает необходимость поручить работнику обязанности или работу другого работника, у работодателя возникает ряд вопросов. Как оформляется исполнение обязанностей временно отсутствующего работника? Каким образом производится оплата за выполнение работы? Каков статус исполняющего обязанности,каким образом удостоверяются его полномочия и подписываются документы?
Оформление замещения временно отсутствующего работника
Трудовым кодексом Республики Казахстан предусмотрено 3 варианта оформления замещения временно отсутствующего работника:
• заключение срочного трудового договора на время замещения отсутствующего работника;
• совмещение должностей;
• временный перевод.
Рассмотрим каждый из них.
Заключения трудового договора на время замещения отсутствующего работника
Пункт 4 статьи 29 Трудового кодекса Республики Казахстан предусматривает, что трудовой договор может быть заключен на определенный срок менее 1 года на время замещения временно отсутствующего работника. Следовательно, работодатель имеет право принять работника и заключить с ним трудовой договор на период временного отсутствия своего работника.
Совмещение должностей
В соответствии со статьей 40-1 Трудового кодекса с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же должности за дополнительную оплату согласно статье 131 Трудового Кодекса. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же должности.
Таким образом, работодатель получив письменное согласие работника, имеет право возложить на него обязанности временно отсутствующего работника путем совмещения должностей. Обязательным условием для такого способа возложения обязанностей является произведение доплаты работнику.
Временный перевод
Статьей 43 Трудового кодекса предусмотрено, что работодатель в случае производственной необходимости, в том числе временного замещения отсутствующего работника, имеет право переводить работника без его согласия на срок до одного месяца в течение календарного года на другую, не обусловленную трудовым договором и не противопоказанную ему по состоянию здоровья работу в той же организации, в той же местности с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже средней заработной платы по прежней работе.
В данном случае, закон предусматривает возможность исполнения обязанностей временно отсутствующего работника путем временного перевода замещающего работника с одной должности на другую. Обязательным условием является наличие производственной необходимости. Следует также учитывать, что исполнение обязанностей временно отсутствующего работника путем перевода работника ограничено сроком до 1 месяца.
Оформление замещения
Согласно пункту 1 статьи 11 Трудового кодекса работодатель издает акты в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, трудовым договором, соглашениями, коллективным договором.
Таким образом, в любом случае работодатель назначает работника, который будет временно исполнять обязанности отсутствующего работника, путём издания приказа:
• о приеме на работу;
• о возложении обязанностей;
• о переводе.
Возложение обязанностей материально ответственного лица
В том случае, когда работник, собирающийся в отпуск или командировку, либо временно отсутствующий по иным причинам, является материально ответственным лицом необходимо правильно оформить процедуру приема-передачи материальных ценностей.
Подпунктом 1 пункта 60 «Правил ведения бухгалтерского учета», утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14.10.2011г. №1172 независимо от принадлежности к различным субъектам предпринимательства инвентаризация проводится при смене материально ответственных лиц (на день приемки- передачи дел).
Таким образом, проведение инвентаризации является обязательным условием в случае возложения обязанностей материально ответственного лица на другого работника. Причем инвентаризация проводится дважды:
• первый раз — перед временным отсутствием работника;
• второй раз — при выходе на работу временно отсутствующего работника.
Согласно пункту 66 Правил ведения бухгалтерского учета при проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях — лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее — в их сдаче.
Возложение обязанностей руководителя организации
Законодательством предусмотрено 2 варианта возложения обязанностей руководителя организации:
• предусмотреть в Уставе организации условие о замещении руководителя на время его временного отсутствия, включить соответствующее условие в трудовой договор и должностную инструкцию работника, который будет исполнять обязанности руководителя во время его отсутствия;
• издать приказ с указанием полномочий, которые передаются, например, право подписи финансовых документов, трудовых договоров, бухгалтерской отчетности, и срок, на который они передаются. В данном случае также необходимо наличие доверенности от руководителя на имя временно исполняющего его обязанности работника с указанием перечня конкретных полномочий на совершение определенных юридических действий, предоставляемых работнику (например,подписание договоров),поскольку в соответствии со статьями 163, 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) для совершения сделок лицу,не являющемуся исполнительным органом юридического лица,необходима доверенность.
На какой срок допустимо временное исполнение обязанностей?
В соответствии со статьей 40-1 Трудового кодекса Республики Казахстан срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.
Таким образом, трудовым законодательством Республики Казахстан срок исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника не установлен. Работодатель вправе определять данный срок по своему усмотрению и указывать его в приказе.
Ограничение срока исполнения обязанностей до 1 месяца предусмотрено статьей 43 Трудового кодекса Республики Казахстан в случае временного перевода работника для замещения отсутствующего работника.
Срок исполнения обязанностей руководителя в банковской сфере
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» руководящий работник вправе занимать свою должность без согласования с уполномоченным органом не более 60 календарных дней со дня его назначения (избрания). Запрещается исполнение обязанностей (замещение временно отсутствующего) руководящего работника банка без согласования с уполномоченным органом свыше данного срока.
Следовательно, срок исполнения обязанностей руководителя в банковской сфере ограничен до 60 календарных дней.
К руководящим работникам банка согласно пункту 1 статьи 20 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» относятся:
• первый руководитель и члены совета директоров,
• первый руководитель и члены правления,
• иные руководители банка, осуществляющие координацию и (или) контроль за деятельностью структурных подразделений банка и обладающие правом подписи документов, на основании которых проводятся банковские операции, за исключением первых руководителей обособленных подразделений банка и их главных бухгалтеров, главный бухгалтер банка.
Не являются руководящими работниками банка лица, обладающие правом подписи документов, на основании которых проводятся банковские операции, и осуществляющие контроль за деятельностью только одного структурного подразделения.
Срок исполнения обязанностей руководителя в страховой сфере
Пунктом 5 статьи 34 Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности» руководящий работник вправе занимать свою должность без согласования с уполномоченным органом не более 60 календарных дней со дня его назначения (избрания). Запрещается исполнение обязанностей (замещение временно отсутствующего) руководящего работника страховой (перестраховочной) организации и страхового брокера без согласования с уполномоченным органом свыше установленного срока.
Следовательно, срок исполнения обязанностей руководителя в страховой сфере законодательно ограничен до 60 календарных дней.
К руководящим работникам в страховой организации в соответствии с пунктом 1 статьи 34 относятся:
• первый руководитель и члены совета директоров,
• первый руководитель и члены правления,
• главный бухгалтер,
• иные руководители страховой (перестраховочной) организации, осуществляющие координацию и (или) контроль за деятельностью структурных подразделений страховой (перестраховочной) организации и обладающие правом подписи документов, на основании которых проводится страховая и (или) инвестиционная деятельность, за исключением первых руководителей филиалов и представительств страховой (перестраховочной) организации и их главных бухгалтеров.
Руководящими работниками страхового брокера признаются первый руководитель и его заместители, главный бухгалтер.
Оплата труда работника при выполнении обязанностей временного отсутствующего работника
В том случае, когда работник принят работу в соответствии с трудовым договором, заключенным на время замещения временно отсутствующего работника, оплата труда производится, согласно условий трудового договора.
Согласно пункту 1 статьи 131 Трудового кодекса работникам, выполняющим в одной и той же организации, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой или такой же должности либо обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата. Пункт 2 статьи 131 Трудового кодекса Республики Казахстан устанавливает,что размеры доплат за совмещение должностей (расширение зоны обслуживания) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются работодателем по соглашению с работником.
Следовательно, в случае, когда замещение работника производится путем совмещения должностей, работнику, исполняющему обязанности временно отсутствующего работника производится доплата, размер которой устанавливается соглашением между работником и работодателем.
В случае, когда исполнение обязанностей возложено путем перевода работника, в соответствии со статьей 43 Трудового кодекса Республики Казахстан, оплата труда исполняющему обязанности работнику производится по выполняемой работе, но не ниже средней заработной платы по прежней работе.
Подписание документов исполняющим обязанности другого работника
Пункт 37 Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2011 года № 1570 предусматривает, что подпись документа включает:
1. наименование должности лица, подписавшего документ, официальное наименование структурного подразделения или организации (если документ оформлен не на бланке);
2. личную подпись и расшифровку подписи (инициал имени и фамилия).
Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте документа, отсутствует, то документ подлежит переоформлению на лицо, исполняющее его обязанности. Не допускается подписывать документы с предлогом «за» или проставлением косой черты перед наименованием должности.
Следовательно, исполняющему обязанности следует указывать свою должность и свою фамилию, инициалы, поскольку исполняющий обязанности согласно соответствующему приказу, в некоторых случаях — доверенности, обладает необходимыми для этого полномочиями.
Ирина ОСЕТРОВА,
юрист