Летом 2017 года в Александровский дворец в пригороде Санкт –Петербурга устремились тысячи туристов, чтобы увидеть выставку «Игрушки царских детей», считая ее новинкой. А ведь первый в стране (и один из немногих в мире) Музей игрушек – почти ровесник Октябрьской революции: в наступившем 2018 году ему исполняется 100 лет. Игрушки в нем есть еще старше.
Написала я эти строчки и тут же вспомнила, как лет 10 назад присоединилась к экскурсии, отправлявшейся в подмосковный городок Загорск. Впрочем, и до революции, и сейчас он называется Сергиев Посад в честь основавшего монастырь еще в 14 веке преподобного Сергия Радонежского — того самого, что благословил Дмитрия Донского на битву с врагом на Куликовом поле.
Экскурсия была интереснейшая. Одно дело – читать описания Лавры, старинного русского мужского монастыря, другое – увидеть его изумительные храмы, побывать в них. Если повезет, можно послушать духовные песнопения, увидеть в музее, например, старинные книги или вышивки монахинь, а среди них — работы царевны Ксении Годуновой. Пишут, таких мест всего два в России и три на Украине. Осмотреть все за один день? Немыслимо! Но попытались.
Памятники архитектуры — это прекрасно. Но ведь в городе живут не только монахи, но и обычные люди. Что это за городок такой – ровесник Куликовской битвы? И мы пошли по его улицам куда глаза глядят. А они глядели в тихий переулок, больше похожий на аллею между старинными краснокирпичными домами, обычными и для Петропавловска. Вдруг видим на одном из них вывеску — «Музей игрушек». Не слышали о таком! Надо посмотреть.
В залах пусто, темновато, пахнет клеем и пылью, а в витринах маршируют советские пластмассовые солдатики, безмолвно дуют в горны пионеры, таращатся целлулоидные пупсы разных размеров и даже целый колхоз «Новая заря» с энтузиазмом катит на колесиках, видимо, на уборку урожая. А матрешек-то здесь! Уйма! Не очень удивляемся: почти на все это когда-то можно было любоваться в обычных магазинах типа нашего «Буратино». Правда, довоенных игр там не было, а здесь их множество. И все с политическим уклоном. Тут вам и деревянная «Аврора» с революционными матросами, и челюскинцы на льдине, и… всего не перечислить!
Входим в следующий зал — и вдруг попадаем в игровую комнату царских детей. Вот уж неожиданность! Почему-то именно здесь, в городке, довольно далеком от столиц, демонстрируются игрушки из последнего дворца последнего русского императора Николая II. Разве им место не во дворцах Ленинграда?! Впрочем, тогда лишь немногие творения величайших архитекторов были восстановлены только снаружи, а экспонаты из них хранились в запасниках или вовсе, как янтарная комната, пропали во время войны. К тому же наша история еще полвека назад вообще состояла из революций и войн.
Судя по форумам, многие петропавловцы помнят наш старенький музей на улице Советской, где посетителей встречали зубы мамонта, чучело кабана и юрты бедняка и богача. Не помню, были ли в тех юртах игрушки бедных и богатых казахских детей. Ведь только в наши дни историки стали больше интересоваться бытовой стороной жизни людей, но, оказывается, от дореволюционных лет осталось очень мало материальных свидетельств того времени. Отсюда и такой наплыв посетителей в Александровский дворец Санкт –Петербурга – их желание увидеть, как жили люди, да еще такие не рядовые.
Мы часто возмущаемся, что крестьяне во время первой русской революции жгли барские усадьбы, а после Октябрьской в них, и даже в некоторых царских дворцах, устраивали школы, детские дома и даже вузы. Например, в Омске медицинская академия до сих пор располагается в бывшем магазине купцов Ганшиных, а наш краеведческий музей – в домах и магазинах Стреловых и Аркеля. Я тоже возмущаюсь, но иногда задумываюсь: а почему у крестьянских детей ничего такого не было? Не только дворцов, а даже простых школ на всех не хватало. А вот Екатерина Великая могла своему любимому внуку Александру Павловичу (будущему императору Александру I) по случаю его бракосочетания с великой княжной Елизаветой Алексеевной подарить дворец стоимостью более 690.000 рублей. В нем не всегда жили потомки Екатерины Великой. Там чаще обитали их свита, охрана, разная прислуга. Обслуживающий персонал с годами увеличивался – к концу ХIХ он достигал 1400 человек и обитал в подвалах дворца. Но периодически Александровский дворец (обычно часть его) занимала семья кого-нибудь из царей. Так, в 1868 году в нем жили родители Николая II. Он и родился там же, но лишь после 1904 года император избрал Александровский дворец местом своего постоянного проживания. Тогда там появились личные покои Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, а также интересующие нас детские комнаты.
«В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. И даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах», — записала однажды в своем дневнике императрица Александра Федоровна, мать пятерых детей, посвятившая им всю свою жизнь. До последнего мгновения.
Сейчас пишут, что царская семья жила скромно, без излишеств. Но все-таки это были не обычные люди, а коронованные особы. Первые лица разных стран (часто это были родственники Романовых) дарили царским детям дорогие эксклюзивные игрушки. Например, расшитое золотом и серебром газовое покрывало правительство Франции (!) подарило на крестины княжны Анастасии. Чаще всего великим княжнам дарили дорогие игрушки. Немецкие или французские фарфоровые куклы прибывали в Александровский дворец как дары послов или дипломатов. Почти у каждой — свой гардероб, сервизы кукольной посуды и наборы мебели. Дорогие наряды для них шили придворные портные, шляпники, кружевницы. Посуду делали на императорском фарфоровом заводе так же искусно, как и для взрослых. Конечно, с этими настоящими произведениями кукольного искусства девочки играли не каждый день. Такие дары хранились в комнатах великих княжон в специальных шкафах под замками. Для будней существовали красивые, но обычные куклы. Няни выкладывали их в детской прямо на ковер — и начинались «чаепития», «званые обеды», переодевания «детей». Принцессы под руководством своей царственной мамы сами шили и вязали наряды для кукол, учились модно одевать «дочек», в играх осваивали придворный этикет. Об этом в свое время написал в «Евгении Онегине» А. Пушкин: «С послушной куклою дитя/ приготовляется шутя / к приличию, закону света, /и важно повторяет ей /уроки маминьки своей/». Царские дочери поступали так же, а их «маминька» считала, что родители должны играть со своими детьми и даже шалить с ними.
Император Николай II и его супруга заботились о том, чтобы дети как можно раньше узнали свою страну. Неслучайно у детей среди прочих были куклы в народных костюмах: крестьянки Тульской и Московской губернии, куклы «татарка», «армянка», «осетинка». Великие княжны и цесаревич воспитывались в любви и уважении к народам огромной Империи.
Мальчику же нужно было совсем другое, чем девочкам. Ему предстояло управлять огромной страной, стать военным. С ним больше занимался отец, с раннего возраста он брал с собой сына на разные военные мероприятия. И среди игрушек наследника – целые армии игрушечных солдатиков разных армий, карты сражений. Император Николай II был уверен, что такие игры воспитывают у его сына патриотизм. Мальчик, разыгрывая известные битвы, шутя изучал историю войн, структуру армий разных стран. Даже его шахматные фигурки – в военной форме.
Современных мальчишек, посетителей музея, невозможно оторвать от витрин, где хранятся забавные копии танков начала ХХ века, корабли и большая железная дорога, как пишут, первая в стране. А сколько различных сабель, ружей и другого огнестрельного и холодного оружия –целые коробки!
К вещам в царской семье относились бережно. Игрушки передавались от старшего ребенка к младшему. Единственный в царской семье мальчик, Алексей пользовался общей любовью и получал в наследство от отца и своих кузенов их любимые игрушки. Так у него оказалась богатая коллекция индейцев – это была любимая игра нескольких поколений мальчиков Романовых.
Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий. Например, «Историческое лото с портретами Государей Земли Русской», настольная игра «Путешествие по России», изданная в 1885 году. Был бумажный настольный детский театр «Жизнь за царя» — вообще удивительная вещь. Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля. Дети знали все арии этой оперы. У цесаревича Алексея был театр Гиньоль, позже оказавшийся в Музее игрушки Театра кукол имени С. В. Образцова. Кстати, «августейшее происхождение» семейного кукольного театра было раскрыто совершенно случайно лишь несколько лет назад.
У цесаревича был набор для тиснения по коже: начиная с кусочков кожи, которую можно вырезать по трафаретам, штампиком сделать поверхность фактурной, подтонировать и изготовить, например, рамку для фотографии. На один из праздников маленький Алексей получил в подарок конструктор в виде часов-ходиков. Он сам собирал их по схеме, приобретая навыки часовщика. В музей игрушек эти часы попали разобранными на детали, но когда часовщики их собрали, они пошли.
В 1913 году в Александровском дворце с размахом отметили 300-летие дома Романовых. А вскоре кончилось время игр –началась война, которую мы называем Первой мировой. Юные великие княжны забыли о куклах и нарядах. Навыки шитья кукольных нарядов пригодились им: девушки сами сшили себе униформу сестер милосердия и стали работать в госпиталях.
Вскоре пришли еще более страшные для царской семьи времена. После Февральской революции семья последнего императора оказалась под арестом все в том же Александровском дворце. Утром 1 (14) августа 1917 года именно из этого дворца решением временного правительства семья была отправлена в сибирскую ссылку. Собирались в спешке… Игрушки остались в детских комнатах… Больше никогда они не встретились со своими хозяйками…
С 1918 года началась новая жизнь Александровского дворца. Часть помещений занял государственный музей. В роскошных залах, гостиных и спальнях, пока только на первом этаже, ходили экскурсанты. И позже что только не размещалось во дворце: детская колония, Дом отдыха сотрудников НКВД; в комнатах детей Николая II одно время жили беспризорники — Детский дом имени Юных Коммунаров. Часть комнат занимали апартаменты начальницы детских приютов — жены нового министра просвещения А.В. Луначарского.
Во дворце долго оставались почти все вещи царских детей. Часть их использовали в быту новые хозяева дворца, но большинство игрушек распределили по разным детским учреждениям. Оказались некоторые изящные вещи в колонии для беспризорников, которых после войн и революций в стране появилось великое множество. Спасало ребят ведомство Ф. Э. Дзержинского, но часть вещей не могли уберечь даже «чистые руки и горячие сердца» чекистов. Многое «в пути» исчезало или оказывалось в комиссионных магазинах или в частных коллекциях ценителей прекрасного, чтобы много времени спустя вынырнуть на международных аукционах. Так, к примеру, певица Галина Вишневская, живя во Франции, смогла покупать там вещи из питерских дворцов.
Хорошо, что всегда в стране были настоящие бессеребреники, заботившиеся о науке, о будущем и истории страны.
Таким был Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931), ученый, музейщик и коллекционер, собравший за свою жизнь огромную коллекцию народных игрушек, детских портретов, костюмов, вышивок и других предметов быта. Этнограф, он мечтал о создании музея, где можно было бы показывать людям все его ценности. Даже в первые годы после революции, когда и жить-то было не на что, Николай Дмитриевич продолжал спасать, казалось бы, никому не нужные «безделки». Он-то и уберег в годы разрухи некоторую часть предметов из детских комнат царских детей, а позже добился выделения под необычный музей игрушек одной из национализированных городских усадеб Москвы. Ученый отдал в него всю свою коллекцию, собранную им за долгие годы.
Туда же попали уцелевшие от разграбления игрушки из Александровского дворца, Ливадийской дачи в Ялте и из некоторых барских усадеб. Вернулись в музей из антикварных магазинов и частных коллекций и некоторые вещи, украденные в детских царских детей и выкупленные Н.Д. Бартрамом и его коллегами.
Музей стал очень популярным и самым посещаемым в Москве (после Третьяковки).
Трудно себе представить, что «несерьезным» игрушечным делом занимались в 1918 году очень серьезные люди в такое суровое время, когда у страны было немало и других забот.
В 1931 году, после смерти Н.Д.Бартрама, Музей игрушки был переведен в провинцию — подальше от столицы, но поближе к производству – в подмосковный городок Сергиев Посад. Выбор постоянного места жительства игрушек не был случайностью. По легенде, игрушечное производство началось с Сергия Радонежского. Это он одаривал детей поделками из дерева, которые сам и мастерил, а в окрестных селах с древности жили мастера керамических и деревянных игрушек. Так старинный дом в Сергиевом Посаде стал пристанищем более чем 30 000 экспонатов.
Туда переселились и игрушки детей последнего русского императора. Их изучали специалисты с Загорского завода игрушки, а в его НИИ проходили семинары специалистов, в музее устраивали тематические выставки, но царские куклы не очень-то рекламировались — большинство их оставались в запасниках Музея.
Переселение игрушек в Сергиев Посад спасло их: во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах — тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС. Отступая, фашисты подожгли дворец.
Казалось, прекрасное творение Д. Кваренги погибло. После войны его законсервировали до лучших времен. Хотя первые попытки восстановить Дворец были еще в 1951 году, но лишь в 2010 году открылась для посетителей только часть помещений, в первую очередь, — жилые комнаты царской семьи и, конечно же, детские. От них мало что осталось… Реставраторы придумали такой ход: стены закрыли огромными фотообоями, на которых запечатлели дореволюционные интерьеры. Получились почти настоящие царские покои. В них разместили вернувшиеся из других музеев страны экспонаты. Международная ассоциация авторов кукол специально к юбилею преподнесла в дар музею 13 кукол и более 100 предметов одежды, а также детской и кукольной мебели.
Вернулись в родной дом игрушки царских детей обновленными, тщательно отреставрированными, в новых нарядах, как положено в праздничные дни. Теперь они привлекают в знаменитое Царское Село и в Александровский дворец в посетителей, понимающих, что игрушки тоже могут повествовать о подлинных исторических событиях.
Антонина КАЗИМИРЧИК