Турецкая писательница, всемирно известный исследователь шумерской цивилизации, населявшей древнюю Месопотамию, Муаззез Ильмие Чиг утверждает: традиция украшать рождественскую или новогоднюю елку пришла в Европу с Востока — от предков современных турок.
«В христианском мире традицию украшать елку приписывают себе, однако на самом деле этим он обязан предкам нынешних турок, — сказала Чиг. — У тюркских племен еще задолго до того, как они обосновались в Анатолии, елка ассоциировалась с «древом жизни». Для украшения, обязательно ночью 22 декабря, когда отмечался «праздник возрождения», выбирали белую ель, которая росла только в Туркестане. Елку приносили домой, клали под нее подарки Всевышнему, чтобы он ниспослал в новом году удачу, а саму ее украшали разноцветными ленточками. К «празднику возрождения» непременно готовили специальные блюда, надевали нарядную одежду и отмечали его семьями».
«Солнце занимает важное место в традициях турок, и ночь на 22 декабря, когда после зимнего солнцестояния дни становятся длиннее, турки называют «возрождением». В честь Солнца, которое Бог возвращал людям, делая дни длиннее, а ночи короче, они совершали молитву, а затем пели и танцевали у елки», — сказала турецкая писательница.
По ее утверждению, в Европе традиция украшать елку распространилась от гуннов — племен тюркоязычных кочевников, создавших в свое время огромное государство, простиравшееся от Волги до Рейна.
«Традиция украшения рождественской елки изначально не имела никакого отношения к Иисусу, и была связана с «праздником возрождения Солнца», — уверяет ученая дама. Она также напоминает, что праздник Рождества был узаконен в IV веке императором Константином, основателем нынешнего Стамбула, но произошло это гораздо позже распространения по свету традиции украшения елки.
В Турции из поколения в поколение передаются и другие предания о том, что традиция украшать новогоднюю елку распространилась именно из Анатолии. Одно из них гласит, что в первые века нашей эры местные жители 6 января развешивали на елях дичь в честь «Бога Нового года», считая, что жертвоприношение принесет им удачу. По другой легенде, богу Аттису, юноше необычайной красоты, жившему в доисторические времена в Малой Азии, запретила жениться влюбленная в него богиня плодородия Кибела. Ее ревность к возлюбленному (он был также ее внуком, но в другой легенде) привела его к кастрации и самоубийству. Согласно легенде, его кровь стала причиной возникновения первых фиалок, а сам он стал символом весны и цветов. Божественное вмешательство Кибелы (с помощью верховного Бога Зевса) воскресило Аттиса. В некоторых областях все еще празднуется трехдневный праздник воскресения Аттиса и власти Богини Кибелы.
Этот весьма оригинальный взгляд на происхождение традиции украшать елку под Новый год, конечно, имеет право на существование. Мало ли легенд в мире! Священные деревья бытуют в мифологии разных народов. Легенды о них связаны с древнейшим пониманием смены времен года – от рождения (весна) до умирания ее (зима). Отзвуки таких мифов встречаются в сказках многих народов мира, где герой или героиня (например, Спящая Красавица) умирает, а потом воскресает.
Миф о мрачной Кибеле и Аттисе не тюркский, а древнегреческий, а если копнуть глубже, то такой же можно найти у египтян. Язычники — греки, как позже и христиане, жили на территории Малой Азии до завоевания этой территории турками. Известно, что мифология разных народов проникала из одной в другую.
Особенно расцвел культ деревьев у друидов, жрецов древних кельтов (1 век до н.э.). Их мрачное учение, с поклонением деревьям, камням и прочим священным предметам, угасло после запрета жертвоприношений. После этого друиды утратили свое влияние на власти и превратились в обычных прорицателей. Странно, но в наше время можно найти сторонников этих язычников. Наши дамы, любители гороскопов и прочей антинаучной чепухи, любят ассоциировать себя с разными животными и деревьями. «Ах! Я по гороскопу – овца, а по календарю друидов – осина!» Ну и что? Овца – она и есть овца, а осина, кроме как на спички, ни на что больше не годится. Разве что на дубину…
И сейчас в странах Азии можно увидеть украшенные ленточками и обрывками одежд «священные» деревья и кусты. Но причем тут Новый год? Его в Азии традиционно празднуют весной, когда после долгой зимы просыпается природа. Это Наурыз, Навруз и другие праздники весны. Ведь как ни возрождай древние традиции, большинство стран мира живет по календарю, где новый год начинается 1 января. А кто праздникам рад, тот отмечает любой — китайский, японский и прочие.
Традиция праздновать Рождество
В наших степных краях традиционно праздновали не Новый год, а Рождество сначала переселенцы из России и Украины. До введения нового календаря эти две даты совпадали. Сочельник справляли скромно, зато на следующий день разговлялись, и начиналось веселье – Святки-колядки. Степняки удивлялись чужим праздникам, но относились к ним терпимо.
Когда в середине ХIХ века распространилась мода устраивать для детей новогоднюю елку, в казахстанских городах стали устраивать рождественские базары. Купцы не упускали возможность извлечь пользу из новомодного увлечения. В северных казахстанских городах и в станице Верной, где елки росли почти рядом, елочные базары были небольшие. Можно послать в лес или в горы дворника или самому главе семейства срубить там пушистую красавицу. Елки ставили почти в каждом доме, в училищах и в гимназиях. Но самые красивые и большие ели устанавливались в городских и купеческих собраниях, где местные чиновники и зажиточная часть населения устраивала рождественские балы. Например, в городе Верном было три собрания: общественное, коммерческое и военное. Общественное собрание в начале XX века находилось на улице Пушкина, сейчас там Театр кукол. Военное собрание с 1908 года располагалось в здании, где теперь находится Музей казахских национальных музыкальных инструментов. Оно было создано для развлечения офицеров города. Соответственно, там рождественская елка проводилась для детишек офицеров, казаков и солдат. А коммерческое собрание располагалось на углу улиц Капальской (сейчас им. Кунаева) и Губернаторской (ныне Казыбек би), где отдыхали купцы, коммерсанты и прочий деловой и финансовый бомонд. Там в 1913 году появилось новшество – елка с электрическими гирляндами. В буфете можно было опрокинуть пару чарок шустовского коньяка и закусить блинами с черной гурьевской икрой.
Сохранилось «расписание коммерческого собрания за 1913 год: «25 декабря. Взаимное поздравление с праздником (12.00–14.00). 26 декабря. Спектакль «Обездоленный». 27 декабря. Костюмированный маскарад с живыми картинами. 28 декабря. Спектакль труппы «Нарывы жизни». 29 декабря. Премированный маскарад. 30 декабря. Детский праздник – электронная елка с подарками с 6 до 10 вечера, по окончании – семейный вечер, танцы для взрослых. 31 декабря. Танцевальный вечер, кабаре, дивертисмент и встреча Нового года. 1 января. Елка чинов переселенческого управления. 2 января. Спектакль «Женский парламент» (водевиль). 3 января. Премированный маскарад по особой программе. 4 января. Спектакль труппы «Жидовка». 6 января. Вечер по особой программе».
Словом, это были настоящие рождественские каникулы, как и сейчас.
В мирное дореволюционное время рождественские столы ломились от мясных блюд, которыми разговлялись после длинного поста: окорока, жареные гуси, разные холодцы, фрукты и соленья – все это готовилось дома или привозилось из крупных городов, где уже были свои мясокомбинаты. Кроме того, у любой домохозяйки был десяток собственных рецептов приготовления пельменей – с мясом, капустой и грибами. Пили тогда в основном водку местных винокуренных заводов. В Верном – «Пугасовку» и «Кузнецовку». Торговые дома специально завозили к Рождеству элитные вина: каберне, шабли, крымское шампанское. В кондитерских можно было купить бонбоньерки и корзины для подарков, а также картонажные коробки для елок.
Местные фотосалоны заранее печатали и продавали рождественские открытки с готовыми поздравлениями или с отставленными для них просветами, где можно было написать собственноручное пожелание счастья в новом году или веселого Рождества.
Правда, ни Деда Мороза, ни Снегурочки тогда не было. Он появился лишь в 1910 году и первоначально был отрицательным персонажем – злобным, сварливым стариком, хозяином трескучих морозов и вечного льда. И имя у него было соответствующее – Дед Корочун. А его прелестная внучка – дитя оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и драматурга Островского. И до сих пор в католических странах их Санта Клаус гуляет в одиночестве.
Недолго сияли елки в казахстанских городах. Впрочем, как и во всей Российской империи. В 1914 году началась война с Германией, стало вообще не до праздников, а в 1916 году елки запретил Святейший синод как вражескую немецкую затею, хотя в запрете на красочную забаву обвиняют обычно большевиков. Не до развлечений было в и в последующие годы. Гражданская война, послевоенная разруха, антирелигиозная пропаганда как-то не способствовали возрождению елочной традиции. Лишь в 1935 году по предложению всесоюзного старосты Михаила Калинина в Харькове был организован детский новогодний утренник c елкой и Дедом Морозом. Позднее он обзавелся Снегурочкой, зайчиками, мишками и снеговиками. Так Дед Мороз и Снегурочка стали символами праздника Нового года в СССР.
В советскую эпоху праздник во многом напоминал дореволюционный, но он перестал быть домашним, хотя оставался детским, радостным, веселым. Новогодние елки чаще проводились в детсадах, школах, клубах, театрах. Постепенно к нему присоединились взрослые. Новый год стали отмечать в трудовых коллективах, награждать передовиков, дарить им подарки.
Кстати о подарках. В 1942 году в Алматы была эвакуирована из Харькова кондитерская фабрика, ныне фирма «Рахат». Технологи старались к каждому новогоднему празднику придумать нечто новое. Так появились чудесные новогодние коробки конфет с сюрпризами. Например, упаковки-кубики, в каждом из которых находились разные сорта карамели, леденцов или драже. Ребенок мог так расположить кубики, что его изумленному взгляду открывалась цельная картина великих строек социализма, виды златоглавой Москвы или сюжеты на национально-патриотическую тему. Был такой шоколадный набор «Весна в Советском Казахстане»: акын Джамбул в яблоневом саду в окружении пионеров играет на домбре. В коробку с набором конфет прилагался вкладыш с песней Джамбула, словами и нотами, прославляющими Сталина. Такие подарочные наборы были очень дорогие, не каждый мог купить этот подарок своим детишкам. Но даже во время войны в новогодний паек для детей входило сто граммов наркомовских подушечек с начинкой из яблочно-сливового повидла. Обычно такие пакетики к Новому году выдавали родителям на работе. Готовили подарки детям сотрудников члены профкомов рабочих коллективов. И эта традиция долго сохранялась и в мирное время.
Каждый клуб, Дворец пионеров, стадион, театр готовил к новогодним традициям свою программу развлечений. В старых фильмах, таких, как Карнавальная ночь», «Покровские ворота», да и многих других, можно увидеть, как праздновали советские люди этот замечательный праздник – Новый год.
Подготовила Антонина КАЗИМИРЧИК