29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Аксакал нации

На прошлой неделе в Казахстане все, кому дорога история родной страны, вспоминали легендарного человека – Байкена Ашимовича Ашимова. Вспоминали с особым уважением не только потому, что он много лет занимал самые высокие должности в стране: начинал после войны с инструктора райсовета, а с 1970 года был 14 лет Председателем Совета министров Казахской ССР.

В обычной жизни многие знали Байкена Ашимовича как доброго отзывчивого человека.
Все это — сухие слова и даты официальной анкеты. Но за ними — большая жизнь, долгий и трудный путь верного служения Родине. Ровесник Октябрьской революции, Байкен Ашимович Ашимов прошел вместе с родной страной все трудности ее становления и стоял у колыбели суверенного Казахстана. Он вышел на пенсию в 71 год и еще двадцать лет занимался общественной работой, писал статьи и книги, передавая свой огромный опыт молодым. Его называли «аксакалом нации».

 

 

В советское время было не принято рассказывать о личной жизни людей, занимающих высокие посты. Сейчас о Байкене Ашимове написано несколько книг. Самая последняя – «Реквием» — вышла совсем недавно, накануне его 100-летия. Ее написал бывший помощник нашего Премьера Почетный журналист РК Николай Колинко, работавший с Премьером 12 лет и имевший возможность наблюдать своего руководителя в самых разных ситуациях. Это второе издание книги. Первое вышло вскоре после смерти Байкена Ашимовича – и тут же автору стали писать восхищенные отзывы люди, когда-либо встречавшиеся с аксакалом по службе или обращавшиеся к нему по личному делу, или знавшие его в разные периоды жизни. Никакая самая подробная анкета не расскажет о человеке так подробно и тепло, как это сделали живые свидетели. Вот и пришлось Николаю Колинко писать «Реквием» повторно, дополняя книгу полученными от людей воспоминаниями.

 

После выхода на пенсию Байкен Ашимович и сам написал книгу «О времени и о себе». Читаешь ее и представляешь себе не большого начальника и второго по должности руководителя страны, а мудрого человека, прожившего жизнь, достойную, временами трудную, зачастую героическую. В его судьбе, как в зеркале, отразилась судьба страны.

— Моя жизнь начиналась с большого горя, — пишет он в своей книге воспоминаний «Ел сенімі — ең қымбатың» — «Самое ценное — доверие народа». — Не исполнилось мне и шести месяцев, как неожиданно заболел и умер мой отец Ашим. Некоторое время спустя родственники (так было тогда заведено) выдали мою маму замуж за младшего брата отца. Кабдолла-ага (я называл его всегда агатай) стал для меня настоящей опорой, поддержкой и главным жизненным наставником, за что я ему безмерно благодарен. Сердце болит от мысли, что моему отцу не удалось дожить и увидеть того, чего я добился в жизни. Мама вспоминала, что, когда она плакала у постели больного отца, он каждый раз, показывая на меня в колыбели, говорил ей: «Не плачь, почему плачешь? У тебя есть ОН!». Наверное, отец успокаивал себя и других тем, что оставил в своей жизни наследника. Поэтому смыслом всей моей жизни стало исполнение сыновнего долга перед памятью отца. Осознание этого придавало силы в самые трудные времена и в самых сложных ситуациях.

В нынешний 100-летний юбилей сразу несколько областей Казахстана претендовали на звание малой родины Байкена Ашимова. Так уж сложилось, что его родной аул Шабакбай несколько раз передавали из одного района в другой. Сейчас он принадлежит Северо-Казахстанской области, поэтому и бюст выдающегося человека в день его столетия поставили в Петропавловске. Есть такой же памятник еще и в Кокшетау, где несколько лет руководил сельским хозяйством Байкен Ашимов. Но только в СКО мемориальные доски украшают еще и здания двух учебных заведений, где в юности учился будущий руководитель Правительства РК.
Это не были какие-то чересчур престижные университеты, но по роли, которую они сыграли в жизни всей страны и лично Байкена Ашимовича, с ними не сравнится какой-нибудь Гарвард! Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), созданные еще в 20-е годы ХХ века, за годы своего существования подготовили из детей чаще всего из самых бедных семей и даже из беспризорников «передовой отряд рабочего класса», который внес огромный вклад в индустриализацию Казахстана. Только Петропавловская железнодорожная школа ФЗУ при локомотивном депо, где учился Ашимов, подготовила за годы своего существования 12 тысяч квалифицированных рабочих, среди них — немало известных специалистов. Однако руководитель такого ранга, как Байкен Ашимов, единственный.

Конечно, 15-летний подросток, прошедший пешком 150 км от разоренного коллективизацией дальнего аула Шабакбай до незнакомого ему Кокшетау, просто бежал от голода. А родственник отправил его из Кокшетау дальше, в Петропавловское ФЗУ только потому, что там ребят кормили, одевали и давали профессию. После пережитого голода такая жизнь показалась мальчику настоящим раем. Он старательно изучал устройство паровозов и учил русский язык. Ни слова не знающий по-русски подросток упорно учился, даже не предполагая, что, занимаясь на практических занятиях ремонтом паровозов, выполняет важную государственную задачу, участвует в индустриализации страны.
В это время в Петропавловск перебрались родители юноши. Их «по вербовке» отправили в Булаевский район строить совхоз «Возвышенский». Так вся семья оказалась в Северном Казахстане. Ашимов вспоминал позже, что увидел родных едва живыми от голода. На свой месячный паек он купил килограмм сахара, на двухдневную карточку получил один килограмм шестьсот граммов хлеба и все это отдал маме, по которой так скучал все эти месяцы. Лишь в 1936 году, когда жизнь немного наладилась, родители вернулись в родной аул.

 

 

По окончании ФЗО юноша не смог стать слесарем: в депо не оказалось вакансии. Зато у него появилась возможность поступить в техникум. По совету наставника, он выбрал Покровский агрономо-зоотехнический сельскохозяйственный техникум в Ленинском (ныне Есильском) районе. Он и сейчас там находится. Теперь это колледж им. Ж.Кизатова, но мемориальная доска сообщает, что это был «второй университет» будущего главы Правительства страны Байкена Ашимова.

 

Если знать, что в  дореволюционном Казахстане грамотного населения, и русских, и казахов, было всего 15%, то станет понятно, как ценились выпускники самых скромных учебных заведений и даже обычных средних школ. А уж техникумы! Это же почти академии! Ведь в стране был настоящий кадровый голод. Особенно не хватало специалистов из числа коренных жителей для работы в казахских селениях. Поэтому уже на третьем курсе техникума райком комсомола предложил Байкену Ашимову стать заведующим отделом по политическому обучению. Он перевелся на заочное отделение, окончил техникум в 1938 году, но и тут, как после ФЗУ, ему не удалось поработать по специальности — агрономом.

 

Осенью 1938 года Байкен Ашимов был призван в Красную Армию. Его отправили в украинский город Нежин Черниговской области и зачислили красноармейцем в стрелковый полк, входивший в корпус, которым командовал тогда генерал Рокоссовский. В 1939 году, когда гитлеровская Германия развязала Вторую мировую войну, напав на Польшу, именно войска Киевского округа вошли в Западную Украину и Западную Белоруссию и встали на границе. Ашимов участвовал в этих операциях. Правда, никаких военных действий со стороны войска польского, как и Красной Армии, не предпринималось. Его часть прошла через Львов, Дрогобыч, польский город Пшемысль, позже вошла в Северную Буковину и заняла город Черновцы. Противостояние Польши, Украины и России — отзвуки тех давних событий.

Бывают удивительное совпадение! Тогда же в Киеве, в пехотном училище, получал военное образование Сергей Гуденко, первый в Северо-Казахстанской области Герой Советского Союза. В 1941 году он принял первый бой на той же границе и погиб там в первые дни войны. А через три года за свой подвиг при форсировании Днепра там же, на Украине, получил Золотую Звезду Героя Жалел Кизатов, чье имя теперь носит Покровский сельхозколледж. Но тогда земляки не встретились, хотя воевали почти рядом.

Судьба распорядилась так, что Байкен Ашимов, отслужив срочную, вернулся в родной Казахстан … за четыре дня до начала войны. Тогда все в стране еще были убеждены, что война быстро кончится и на чужой территории. Только вышло иначе. Байкена призвали не сразу. Он почти год работал учителем начальной военной подготовки в родной Айыртауской школе. Его жизнь, кажется, наладилась. Он встретил любимую девушку и готов был соединить с нею жизнь, но в октябре 1942 года ему снова пришлось встать в строй. В этот раз его направили в Харьковское военно-политическое училище, эвакуированное в Ташкент. Три месяца обучения — и он отбывает на фронт, где его назначают замполитом командира роты 87-й отдельной стрелковой бригады Северо-Западного фронта.
В одном из интервью республиканским газетам Байкен Ашимов сказал: «Думаю, на войне я не посрамил имя казахского солдата, не жалел ни жизни, ни крови».

Не посрамил, как и большинство казахстанских воинов. Это точно. Вместе с другими частями его рота находилась на обороне Сучанских болот вблизи города Спас-Деменска Калужской области. Какие страшные бои шли на подступах к столице, знают все, кто интересуется историей. Именно здесь Байкен Ашимов получил первое боевое крещение. «Оборонительных сооружений у нас, по сути, не было никаких, – напишет он в своей книге воспоминаний. – Под ногами непроходимые болотистые места, сверху беспрестанно бомбит вражеская авиация, бьет артиллерия. Атаки врага наши солдаты отражали в положении лежа… Доставить на передний край боеприпасы, продукты и медикаменты, как и держать оборону, было неимоверно трудно, и за считанные дни в роте, куда я прибыл, осталось лишь сорок процентов людей. Но они продолжали сражаться. И выстояли..
В тех местах в каждой деревне стоят памятники погибшим Героям, а весной отправляются к местам боев местные поисковые отряды. С ними ищут неизвестные захоронения и ребята из Казахстана. Они знают, что там сражались и погибали за Родину их земляки. Нынешним летом отряды «подняли», как они говорят, 86 неизвестных бойцов и с почестями похоронили в День Победы. Этот праздник и на склоне жизни считал святым ветеран Великой Отечественной войны Байкен Ашимович. А в 1943-м он принимали участие в наступательных боевых действиях Западного фронта, которым командовал маршал Г. К. Жуков. Вот что говорится о нем в наградном листе «на старшего лейтенанта Байкена Ашимова от 24 декабря 1943 года, инструктора по информации политотдела 76-й Ельнинской стрелковой дивизии, представленного к награде – ордену Красной Звезды.
На протяжении всего боевого пути дивизии тов. Ашимов показал замечательные качества политработника. Находясь на ответственном участке работы Политотдела – информации, с этой работой справился хорошо… Товарищ Ашимов – мужественный и отважный политработник, в наиболее напряженные для частей моменты лично поднимал людей в атаку…». Через некоторое время Байкен Ашимов за спасение командира, которого раненым вынес из боя, был представлен к званию Героя Советского Союза, но наградной лист затерялся, как это иногда бывало в условиях войны.

 

За время войны он получил два благодарственных письма от имени Сталина, которые у солдат ценились так же высоко, как другие боевые награды; был награжден орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степени, медалью «За боевые заслуги», польским боевым орденом Виртути Милитари. Этой высшей воинской награды Польши казахстанец был удостоен за участие в освобождении ее столицы — города Варшавы. Но там же, в боях за крепость в предместье Варшавы, Ашимов получил настолько тяжелое ранение, что пришлось ему провести в полевом, а потом в новосибирском госпитале больше десяти месяцев. Он до конца жизни носил в ноге осколок немецкого снаряда — ранение было неоперабельным.

За два месяца до его выписки из госпиталя закончилась война. 4 июля 1945 года Байкен Ашимов был уволен из рядов Советской Армии и вернулся на родину, в село Саумалкол (Володарское) Айыртауского района тогда Кокчетавской области. Там молодого офицера встретила любимая девушка, которая почти три года ждала его с войны. Он привез ее в дом, где жил с родителями, двумя младшими братьями и сестрой. В доме молодым отвели угол за занавеской. Дети спали на печке, а родители выгородили себе закуток за печкой. Так начиналась их совместная жизнь. Бахыт стала не просто его женой, а его «счастьем и судьбой, верным другом и надежным тылом», как написал он в воспоминаниях. Они, как в каком-нибудь лирическом произведении, жили долго и умерли почти в один день — через 65 лет после женитьбы. «Все, кто знал Бахыт Асетовну и Байкена Ашимовича, называли их лебединой парой. И когда уже после того, как он отметил свой 90-летний юбилей, умерла его единственная и любимая, он не смог пережить этого и несколько дней, утром вставая и ложась вечером, в руках держал её фотографию. Так он и скончался. Не выдержало его лебединое сердце, а фотография осталась на груди там, где сердце. Вот это и есть пример высочайшей духовной культуры», написал Н.Колинко.

 

А тогда, летом 1945 года, после окончания войны и возвращения 28-летного офицера из госпиталя они были счастливы. Мирная карьера недавнего фронтовика только-только начиналась. Сначала его назначили заместителем председателя Айыртауского райисполкома, а 7 декабря 1948 года он был избран вторым секретарем райкома партии. Никто и не предполагал, каких высот достигнет сельский партработник.

 

Все, кто написал воспоминания об Байкене Ашимове, отмечали его огромную эрудицию и широкий кругозор его как руководителя. Все знали, что он всю свою жизнь занимался самообразованием и учился без отрыва от работы. После войны Байкен Ашимович окончил Ленинградский институт прикладной зоологии и фитопатологии, получив диплом агронома высшей квалификации по защите растений, а позже — заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС, которая давала основательные знания по экономике и политологии. Все это очень помогало ему в работе на самых разных должностях – от специалиста сельхозуправления района до премьер-министра страны, говоря по-нынешнему.
Автор книги «Реквием» Н.Колинко написал: «Мне посчастливилось долгие годы работать рядом с Байкеном Ашимовичем в качестве его советника, и я знаю, сколько сил он вкладывал в работу, отстаивая интересы республики в самых высоких московских кабинетах. Его уважали в Кремле, ему доверял и оказывал поддержку союзный Премьер Алексей Косыгин, с которым они дружили семьями. По единодушному мнению многих, кому довелось с ними встречаться, стиль работы Ашимова в чем-то даже совпадал с косыгинским. Искусство Премьера Ашимова состояло в том, что он совмещал интересы Республики и Центра. Казахстан выигрывал максимально. Ведь за каждой цифрой плана были деньги, материальные ресурсы, а значит — благосостояние людей, казахстанцев».

 

На одном из совещаний партхозактива в Караганде Байкен Ашимов познакомился с молодым металлургом Нурсултаном Назарбаевым. Они понравились друг другу, но, ни один из них и не предполагал, что через несколько лет младший станет преемником старшего товарища на посту Председателя Совета министров Казахской ССР. В 1979 году Назарбаев был избран секретарем ЦК Компартии Казахстана по промышленности. Ашимов к тому времени уже почти 9 лет был во главе правительства. Еще целых пять лет они находились в одной упряжке руководителей республики, и это было время, достойное всяческих похвал». Так написал об этой встрече журналист «Казправды». Значительно позже Нурсултан Абишевич с теплотой скажет аксакалу: «Те годы, те времена, когда я работал с вами рука об руку, были для меня важными и содержательными. Это было незабываемое время. С тех пор, как вы уступили свое кресло мне, ваше тепло согревает меня и ведет к успеху в делах».

Когда Казахстан обрел независимость и избрал своего Президента, Байкен Ашимов без колебаний поддержал Нурсултана Назарбаева в его усилиях по укреплению суверенитета, экономики страны, стабильности и межнационального согласия в казахстанском обществе.
О порядочности и верности «аксакала нации» трогательно говорил на открытии памятника Б.Ашимову в Петропавловске депутат Сената Анатолий Башмаков:

— Бог изредка создает таких людей, как Байкен Ашимович, себе в утешение. Такие люди светятся изнутри, они излучают солнечное тепло и человеческую радость. А мы, обычные люди, рядом с ними сами становимся чище и, хочется думать, благороднее. Мерилом его жизни всегда был глас народа, его настроение.

 

Вся послевоенная биография Байкена Ашимовича уложилась в пару абзацев, но каких!
«Ашимов Байкен Ашимович (1917 – 2010) – государственный и общественный деятель, Герой Социалистического Труда. В годы работы Байкена Ашимова на посту председателя Совета Министров Казахской ССР в республике активно проводились техническое перевооружение предприятий, электрификация, механизация и автоматизация производства, внедрялись новые технологии. Быстрыми темпами развивались транспорт, энергетика, химическая и легкая промышленность, машиностроение, рос экономический потенциал Казахстана. За годы трудовой деятельности Байкен Ашимов проявил себя отличным организатором и требовательным руководителем, внесшим значительный вклад в развитие нашей страны. Он единственный Председатель Совмина среди коллег в других союзный республиках, кто 14 лет находился в должности и за неоценимый вклад в экономическое развитие, науку и культуру был удостоен высшей награды того времени – Золотой Звезды Героя Социалистического Труда. В 1984-1985 годах занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР».

Есть у Байкена Ашимовича совершенно необыкновенная награда. Ее можно назвать памятников. В декабре 2014 года в Алматы, на пересечении улиц Жандосова и Розыбакиева, состоялась торжественная церемония открытия мечети, названной именем Байкена Ашимова. На черном мраморе у входа выбито золотом на трех языках: «Мечеть «Байкен» сооружена по инициативе Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации ­ Н. А. Назарбаева в 2014 году».

фото из открытых источников

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *