Удельные нормативы выбросов автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан, устанавливаются по экологическим этапам.Экологический этап-3 введен в действие с 1 января 2013 года.Экологический этап – это требования по токсичности отработавших газов (предельные нормы выбросов окиси углерода (СО), суммарных выбросов несгоревших углеводородов и окиси азота (НС+NOх), а также для сажи дизельных двигателей).
Кампания по уменьшению вредных выбросов в атмосферу была инициирована экологами в 90х годах. В 1992 году европейская экономическая комиссия ООН ввела в действие экологический стандарт Евро. Он распространяется на все транспортные средства вне зависимости от назначения: экологичными должны быть и легковые авто, и спецтехника, и грузовики.
Евро 1. Стал первым шагом к улучшению экологической ситуации. С 1992 года действовал в странах ЕС, Японии и США. Был отменен в 1995 г.
Евро 2. Стандарт значительно ужесточил требования к топливу и к уровню выброса токсинов дизельными и бензиновыми двигателями.
Евро 3. В очередном стандарте допустимые показатели выброса загрязняющих атмосферу веществ были снижены сразу на 30-40%.
Страны ЕС значительно опережают нашу страну по развитию экологического законодательства. Уже с 2005 года там действует Евро 5. На территории Республики Казахстан удельные нормативы выбросов автотранспортных средств, согласно Техническому регламенту,«О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан» вводятся в действие в следующие сроки:
экологический этап — 2 с 15 июля 2009 года
экологический этап — 3 с 1 января 2013 года
экологический этап — 4 с 1 января 2014 года
Основные технические требования к характеристикам топлива для автотранспортных средств, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, вводятся в действие в следующие сроки:
экологический этап — 2 с 1 января 2010 года
экологический этап — 3 с 1 января 2014 года
экологический этап — 4 с 1 января 2016 года.
Причиной разных сроков перехода к требованиям ЕВРО для автомобилей и топлива являются неодинаковые условия и готовность отечественных производителей. Если автоконцерны заявляют о готовности уже сегодня производить свою продукцию в соответствии с требованиями стандарта ЕВРО, то по ГСМ требуется некоторое время для модернизации нефтезаводов и разработки нормативных документов класса ЕВРО.
В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу установлено четыре марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Премиум-95», «Супер-98». Бензин «Нормаль-80» предназначен для использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин «Регуляр-91» предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93. «Премиум-95» полностью отвечает европейским требованиям и предназначен, в основном, для зарубежных автомобилей.
С каждым следующим этапом внедрения евростандарта в выхлопных газах уменьшается концентрация свинца, серы, бензола и прочих вредных выбросов.
В Послании Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Кзахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства» cказано: нефтегазовый комплекс Казахстана является локомотивом для всей экономики и способствует развитию других отраслей.
Наблюдается устойчивая динамика роста доли нефтегазовой отрасли в ВВП страны в 2011 г., 25,8%
В Казахстане функционируют три нефтеперерабатывающих завода: ОАО «Атырауский НПЗ» (АНПЗ), ЗАО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ) и ОАО «Шымкентнефтеоргсинтез» (ШНОС).
Конечными продуктами нефтепереработки являются нефтяные топлива: бензин марок А-76, А-80, А-85, АИ-91-93, АИ-96, дизельное топливо, котельное топливо (мазут), авиационный и осветительный керосины, печное топливо, сжиженный газ и другие нефтепродукты.
В соответствии с решением Комиссии таможенного союза от 18 октября 2011 года № 826 принят технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», который вступил в действие на территории РК с 31 декабря 2012 года, данный регламент содержит: требования к обращению топлива на рынке, требования безопасности, обеспечение соответствия требованиям безопасности, подтверждение соответствия, обозначение марки автомобильного бензина и дизельного топлива, требования к характеристикам автомобильного бензина, дизельного топлива, мазута, требования к характеристикам топлива для реактивных двигателей, авиационного бензина, судового топлива, а также схемы декларирования соответствия топлива.
Технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазут, выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
За 2012 год Департаментом проведено 9 проверок деятельности предприятий по хранению и реализации ГСМ с закупом образцов, в двух случаях выявлены нарушения, в одном случае выявлено несоответствие по октановому числу бензина А-76, во втором выявлено применение не поверенных средств измерений 6 ед., что могло привести к обману потребителей, выразившееся в недоливе приобретаемого топлива, к нарушителям применены меры административного воздействия. На территории СКО имеется две аккредитованные лаборатории на право проведения сертификационных испытаний ГСМ: ИЛ ТОО «Петропавловская нефтебаза» и ИЛ ТОО «Мунай-Экспертиза».
Уважаемые автовладельцы, если у вас возникнут претензии относительно качества реализуемого топлива, вы можете обратиться в Департамент Комитета технического регулирования и метрологии по Северо-Казахстанской области, сделать это необходимо в день обнаружения неполадок, обязательно сохраняйте выданный вам на АЗС чек. Ваше обращение не останется без рассмотрения, к нарушителям будут применены меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Дополнительную информацию можно получить по адресу: СКО
г. Петропавловск ул. 2я Первомайская, 9 или по телефону: 8 (7152) 52-14-51.
С.КАЛИЕВ, государственный инспектор
Департамента Комитета
технического регулирования
и метрологии по СКО