Пунктом 3 статьи 486 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) установлено, что количество поданной энергоснабжающей организацией и принятой абонентом энергии определяется показателями приборов учета, а при их отсутствии — расчетным путем.
Само определение прибора учета электрической энергии закреплено в Законе Республики Казахстан «Об электроэнергетики», под которым понимается техническое устройство, предназначенное для учета электрической мощности, электрической или тепловой энергии, разрешенное к применению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан (подпункт 15) статьи 1).
Согласно пункту 36 Приказа Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 24 января 2005 года № 10 «Об утверждении Правил пользования электрической энергией и Правил пользования тепловой энергией», электроустановки потребителей электрической энергии должны быть обеспечены необходимыми приборами коммерческого учета для расчетов за потребленную электроэнергию с энергоснабжающей организацией. Для учета электроэнергии используются приборы учета, типы которых внесены в Государственный реестр обеспечения единства измерений. При этом потребителям свободной поставки электроэнергии с договорной мощностью электропотребления до 40 кВт необходимо иметь счетчики активной энергии.
Таким образом, из приведенных норм следует, что прямым назначением прибора учета электрической энергии является учет и фиксация принятой абонентом электроэнергии, посредством счетных механизмов, на основании которого производится расчет между потребителем и электросетевой компанией.
На кого возлагается контроль над техническим состоянием приборов учета?
Гражданским кодексом, а именно пунктом 1 статьи 487 закреплено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии.
При этом пунктом 2 статьи 487 Гражданского кодекса установлено, что в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законодательными актами.
Рассматривая данный вопрос о том, на кого возлагается обязанность по контролю над техническим состоянием приборов учета, необходимо учитывать возможное наличие между абонентами и энергоснабжающей организацией согласованных и подписанных актов разграничения балансовой принадлежности, которыми определяются границы балансовой принадлежности электрической сети, за которую отвечает та или иная сторона правоотношений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при отсутствии между абонентом и энергоснабжающей организацией документального разграничения балансовой принадлежности электрической сети, и при условии, что абонентом является физическое лицо, использующее электричество в своих личных целях, контроль над техническим состоянием приборов учета потребления электроэнергии возлагается на энергоснабжающую организацию. Но при наличии разграничения балансовой принадлежности электрической сети между сторонами может быть определено, кто из сторон отвечает за тот или иной участок электрической сети.
Что такое поверка электросчетчика? Для чего она необходима?
Пунктом 378 Постановления Правительства Республики Казахстан от 24 октября 2012 года № 1354 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» предусмотрено, что все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационно-измерительные системы поверяются и имеют свидетельство о поверке или клеймо поверителя.
При этом согласно подпункту 18 статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений», под поверкой средств измерений понимается совокупность операций, выполняемых государственной метрологической службой или другими аккредитованными юридическими лицами в целях определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим и метрологическим требованиям.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 Приказа Министра энергетики и минеральных ресурсов «Об утверждении Правил пользования электрической энергией и Правил пользования тепловой энергией», под поверкой приборов коммерческого учета понимается совокупность операций, выполняемых государственной метрологической службой или другими аккредитованными юридическими лицами с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным метрологическим требованиям.
Таким образом, основной задачей проведения поверки прибора учета является определение его пригодности к использованию (применению), а также подтверждения его соответствия установленным нормативам.
Согласно пункту 4.1. Стандарта Республики Казахстан (далее СТ) 2.4-2007 «Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», пригодными к применению, в течение межпроверочного интервала признаются средства измерений, поверка которых подтверждает их соответствие метрологическим и техническим требованиям.
В соответствии с пунктом 4.3. СТ РК, поверке подлежат средства измерений, применяемые в сфере государственного метрологического надзора, при выпуске из производства или ремонта, эксплуатации и ввозе по импорту после утверждения их типа или метрологической аттестации и регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан (ГСИ РК).
При этом указанным стандартом отмечено примечание, согласно которому средства измерений, произведенные или ввезенные на территорию Республики Казахстан до 31.12.1998 и имеющие утвержденные методики поверки, поверяются на территории Республики Казахстан без дополнительных процедур по испытаниям, метрологической аттестации и внесению в реестр ГСИ РК.
Таким образом, если прибор учета (счетчик) электрической энергии был ввезен на территорию Республики Казахстан до 31.12.1998 и установлен, имеет утвержденные методики поверки, не подлежат внесению в реестр ГСИ РК.
Как оформляются результаты поверки электрического счетчика?
Согласно пункту 6 статьи 19 Закона «Об обеспечении единства измерений», положительные результаты поверки удостоверяются оттиском поверительного клейма, который наносится на средство измерений и (или) эксплуатационную документацию, и (или) сертификатом о поверке средств измерений.
В случае же отрицательного результата поверки прибора учета и признания его непригодным к применению, то оттиск действующего поверительного клейма гасится и делается соответствующая запись в эксплуатационной документации, а действующий сертификат о поверке аннулируется и выписывается извещение о непригодности к применению по форме. Данное положение закреплено в пункте 4.10. СТ РК 2.4-2007 «Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения».
Сроки межповерочного интервала
Пунктом 6.47.4 ГОСТа 6570-96 «Счетчики электрические активной и реактивной энергии индукционные. Общие технические условия», принятого протоколом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 04.10.1996 года за №10, установлено, что межповерочный интервал периодической поверки составляет не менее:
- 6 лет для трехфазных счетчиков;
- 16 лет для однофазных счетчиков;
- 4 года для счетчиков класса точности 0,5.
В каких случаях проводится поверка счетчика?
Согласно подпункту 41 пункта 7 Приказа Министра энергетики и минеральных ресурсов «Об утверждении Правил пользования электрической энергией и Правил пользования тепловой энергией», поверка приборов коммерческого учета производится в соответствии с межповерочным интервалом на прибор в сроки, указанные в методиках поверки, а также в случае сомнения в правильности их показаний. Данная поверка проводится по заявлению заинтересованной стороны.
Таким образом, Правилами пользования электрической энергией установлены единичные случаи, когда может быть проведена поверка электрического счетчика, это:
- при истечении межпроверочного интервала, установленного для каждого соответствующего счетчика (4, 6, 16 лет);
- а также при наличии сомнения у любой заинтригованной стороны (потребителя, либо энергоснабжающей организацией) в правильности показаний электрического счетчика.
В каких случаях электросчетчик подлежит замене?
Рассматривая данный вопрос, необходимо отметить следующее. Пунктом 6 статьи 17 Закона «Об обеспечении единства измерений», установлен запрет на выпуск в обращение, применение, реализацию и рекламу средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю, и не прошедших испытания для целей утверждения типа или метрологическую аттестацию.
Однако, те средства измерений, которые уже находятся в эксплуатации, после окончания срока действия сертификата об утверждении типа, применяются до полного физического износа.
Таким образом, замене подлежат приборы учета, которые не прошли испытания или метрологическую аттестацию, не прошли поверку и признаны непригодными к использованию, которые имеют внешние (внутренние) повреждения, нарушающие его работоспособность, по которым наступил предельный срок эксплуатационной службы.
Что касается счетчиков класса точности 2,5, то положениями ГОСТа 6570-96 «Счетчики электрические активной и реактивной энергии индукционные. Общие технические условия», установлено, что с 01.07.1997 года эксплуатация счетчиков класса точности 2,5 допускается до первого межповерочного интервала периодической поверки счетчиков.
Что делать, если электросетевой компанией вынесено в адрес потребителя предписания о замене электросчетчика?
В том случае, если электросетевой компанией вынесено предписание абоненту о необходимости произвести замену прибора учета электрической энергии, но, по мнению абонента (потребителя), оно является незаконным, то последний вправе обратиться в суд за защитой своих прав посредством предъявления иска к электросетевой компании о признании незаконным данного уведомления.
Таким образом, обсуждая вопрос о законности требования о замене электрического счетчика, можно сделать вывод о том, что такое требование необоснованно в силу того, что:
во-первых, при проведении поверки в 2004 году, счетчик был признан пригодным, установлен для последующей эксплуатации, при этом со стороны электросетевой компании не было выдвинуто каких-либо возражений по вопросу дальнейшего использования данного прибора учета;
во-вторых, замене подлежат приборы учета, которые не прошли испытания или метрологическую аттестацию, не прошли поверку и признаны непригодными к использованию, однако в данном случае налицо факт признания его пригодным к использованию, что подтверждается первым пунктом.
в-третьих, согласно пункту 4.1. Стандарта Республики Казахстан 2.4-2007 «Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», пригодными к применению, в течение межпроверочного интервала признаются средства измерений, поверка которых подтверждает их соответствие метрологическим и техническим требованиям.
Материал подготовлен в ответ на обращение читателей, проживающих по адресу: Мира, 240.
Георгий СОРОКИН, юрист юридической фирмы «Де-факто»