29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

До революции в провалах экзаменов винили преподавателей Петропавловска

Мы продолжаем публиковать эксклюзивные материалы из дореволюционной газеты «Ишимская степь», которая выпускалась в Петропавловске в 1913 году. Кропотливо изучал старую прессу в газетном фонде Санкт-Петербурга специально для читателей Петропавловск kz краевед и врач Михаил Морозов, написавший несколько книг об истории города.

Как в Ишиме камни искали…

Изыскание бутового камня. В настоящее время городом приобретён паровой баркас для изыскания на реке Ишиме бутового камня. Большие залежи его находятся около сёл Марьевка и Крещенского. Баркас куплен от Министерства путей сообщения, производившего и ранее исследование реки Чусовой.

Газета «Ишимская степь», № 3 от 14 апреля 1913 г.

 

За дверями школы

В посёлке при станции Петропавловск в текущем учебном году открыта школа для мальчиков, двери которой закрыты для девочек. Жители посёлка собирают по подписке деньги для открытия в будущем учебном году школы для девочек и возбуждают перед городской Думой ходатайство о том, чтобы теперь же в школе для мальчиков была введена вторая очередь уроков для девочек.

Газета «Ишимская степь», № 4 от 9 сентября 1913 г.

 

Реформа женских гимназий

Министерство народного просвещения закончило работы по составлению проекта реформы женских  гимназий. Проект касается не только постановки учебно-воспитательного дела, но и административной части. Вся учебная часть подчиняется ведению назначенного министерством директора, а не начальницы, как это было до сих пор. Начальницам передаётся только воспитательная часть. В отношении программы и учебных планов проект предполагает уравнять женские гимназии с планами мужских гимназий, расширив, таким образом, значительно их программу.

Экзаменационные провалы

На переходных экзаменах минувшего учебного года в нашем реальном училище было 72 «провала».

Число поистине ужасное! По предметам и классам «провалы» распределились следующим образом: по Закону Божьему и географии в 3-м классе — по одному, по истории в 5-м классе — 3, по французскому языку во 2-м классе — 1, в 3-м классе — 6, в 5-м классе – 7, всего 14.  По немецкому языку в 1-м классе — 7, во 2-м классе — 2, в 4-м классе — 5, всего 14. По русскому языку в 1-м классе — 1, во 2-м классе — 2, в 3-м классе — 7, в 4-м классе — б, в 5-м классе — 2, всего 18. И по математике в 1-м и 2-м классах по одному, в 3-м классе -7, в 4-м классе — 1, в 5-м классе — 4, в 6-м классе — 7, всего 21. Таким образом, провалов в 1-м классе было- 9, во 2-м классе — 6, в 3-м классе — 22, в 4-м классе — 12, в 5-м классе — 16 и в 6-м классе — 7.

Одних из провалившихся реалистов исключили из учебного заведения, другие сразу попали во „второгодники», остальным дали переэкзаменовки, на которых опять провалились и остались в том же классе на второй год.

Экзамены с одной стороны являются проверкой знаний учащихся, а с другой они определяют — стоят ли господа педагоги на должной высоте, то есть экзамены учащихся являются и экзаменами для самих педагогов. Плохо выдержали экзамены преподаватели русского, французского, немецкого языков и математики! Провалились господа Ногин, Шивуй, Вируп и госпожа Власевич.

Столичные газеты только что оповестили о том, что в результате конкурсных экзаменов в высших петербургских учебных заведениях Советы их единогласно констатируют необычайное понижение уровня подготовки экзаменующихся вообще и по русскому языку в особенности.

Не согласится ли господин Ногин с тем, что грамотность в его классе стоит низко потому, что он удивительно скуп на диктанты? Его ученики говорили мне, что он диктует им не более двух раз в месяц. Нечего и говорить, что это очень мало. Ведь способность правильно писать вырабатывается путём практики, и очевидно, что к этой практике господин Ногин почти не прибегал, так как в 3-м классе, например, у него провалилось 7 учеников, а в 4-м классе – 6.

Преподавание французского языка ведётся как-то странно. Слов не учат, диктовок пишут не более, чем у господина Ногина, довольно трудные переводы делают с помощью «ключей», грамматику зазубривают безо всякого понимания и более или менее удачно отвечают по-французски на вопросы, задаваемые тоже по-французски, лишь в тех довольно редких случаях, когда догадываются о чём спрашивают. Какие же в таком случае могут быть успехи? Вот и провалились в 3-м классе — 6, а в 5-м классе — 7.

Необходимо господам преподавателям работать над собой без устали, чтобы стоять на должной высоте.

Сибиряк

Газета «Ишимская степь», № 5 от 11 сентября 1913 г.


Другие статьи из газеты «Ишимская степь»>>>

Читайте все материалы рубрики История Петропавловска здесь >>>


 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *