Набирает обороты очередной учебный год, поэтому хотелось бы всерьез поговорить о современном образовании в целом и о школе в частности. Признаться, лично я особой ностальгии по школе не испытываю, как и не испытывают ее многие, чего греха таить. Как и не испытываю особого желания вернуться в учительское кресло. Романтика, воспетая в фильмах и песнях, в реальности, увы, пока что разбивается о суровую прозу жизни.
Советская школа при всех своих достоинствах имела и недостатки, которые в школе постсоветской только усилились. Показательно, что при всех заслугах и регалиях группы «Пинк Флойд» только одна их песня заняла 1-ое место в британском хит-параде. Это была знаменитая «Еще один кирпич в стене», ставшая впоследствии негласным гимном, высмеивающим пороки английской системы образования. У нас не Англия, однако проблем в этой системе также предостаточно. Проведя 8 лет на преподавательской работе, причем по двум специальностям (музыка, ин.яз, также дополнительные занятия), хотел бы обозначить хотя бы некоторые из них, приведя примеры из личного опыта и опыта моих коллег. Опыт этот, надо сказать, в большей степени печальный. Начнем с того, что, собственно, уже давно ни для кого не секрет. Как и во многих сферах нашей жизни, в учебных заведениях существует своеобразная «дедовщина», если можно употребить этот термин относительно образования. То есть, естественно, что молодые специалисты эксплуатируются на самых трудных участках — это и ремонт, и всевозможные мероприятия, не говоря уже о том, что именно новичкам поручаются, как правило, самые проблемные учащиеся. Затем мероприятия, в которых опять-таки приходится принимать участие в «добровольно -принудительном» порядке, причем неизвестно, кем данный порядок установлен, так как педагог зачастую просто не обязан этого делать в силу своей спе-циальности. Впрочем, выполнение функций, которые не входят в сферу обязанностей педагога – отличительная черта нынешней школы. Лично мне приходилось делать что угодно, вплоть до сантехнических работ. Зачастую педагоги вынуждены за свой счет покупать что-то для учебного процесса, в случае с преподавателями музыки — концертные костюмы, фонограммы. Частные учебные заведения – отдельная тема. У нас, к сожалению, опять-таки не Англия и культура подобного типа образования у нас пока не на высоте по причине отсутствия традиций. Те новоиспеченные учредители, директора, которые еще недавно работали за скромную зарплату и вдруг в одночасье стали владельцами школ, колледжей или вузов, порой элементарно теряют голову, зачастую превышая служебные полномочия по отношению к подчиненным и об этом еще будет речь. Что же касается непос-редственно учебного процесса, приведу пример. Как известно, для посещения занятий по иностранному языку группа делится на две подгруппы. Но, чтобы сэкономить известно на ком и на чем, ко мне на занятия отправлялась вся группа целиком, само собой ра-зумеется, на ставку это никак не влияло. Музыкальные школы – несколько иная структура. Раньше и в них преподавателям выплачивалась твердая государственная ставка, оплата же за обучение покрывала расходы на коммунальные услуги. Теперь же по какой – то непонятной причине, убедительно обосновать которую мне пока никто не смог, в одних ДМШ этот принцип сохранился, в других –нет и там, соответственно, зарплата учителя зависит целиком и полностью от оплаты за обучение. Это – о материальном. О моральном аспекте говорить можно также долго. Работая в частной школе искусств, получаю выговор от директора – почему всего лишь несколько родителей явились на собрание, хотя, как и положено, оповещал. Причем директору абсолютно все равно, что при нынешнем темпе жизни родителей порой чуть ли не на аркане приходится тащить даже в общеобразовательную школу, не говоря о музыкальной.
Еще один бич государственных школ – нехватка кабинетов, отсюда конфликтные ситуации, т.е. там пропало, там сломалось, и.т.д. Причем в первую очередь получают кабинеты опять-таки ветераны, молодежь же, на которой часто держится очень многое, вынуждена работать иногда даже в коридорах.
При всем при этом должен признать, что до сих пор у нас есть молодые выпускники, которые могут и хотят работать по специальности. Без сомнения, привлечение молодых кадров значительно улучшило бы положение. Но и здесь проблема глубже, имя ей – ку-мовство, блат, называйте это как хотите. Во многих учебных заведениях вы сможете встретить нескольких сотрудников под одной и той же фамилией, наконец, просто тех, кто устроился по зна-комству или указанию свыше. Вчерашний же выпускник зачастую сталкивается с невозможностью устроиться по специальности. Очередные примеры из реальной жизни. В одной из школ Петропавловска мне при собеседовании мне было отказано по причине… освобождения от службы в армии. На вполне логичный вопрос : «Простите, я что, охранником пришел наниматься или преподавателем по НВП?» вразумительного ответа я так и не получил. Еще в одной из здешних школ был учинен форменный допрос. Собеседование началось с претензии, что я не женат и у меня нет детей. (Кстати, подобная ситуация была в Астане, где мне предложили место преподавателя английского языка с условием, что я в скором времени (!) обзаведусь семьей. Конечно, отказ по причине отсутствия опыта – весомый довод. Однако зачастую педагогам указывают как раз на смену ими нескольких рабочих мест. Формулировка «по собственному желанию», семейные обстоя-тельства и, наконец, тот факт, что, меняя рабочие места, мы, в конце концов, набираемся опыта, работодателя мало волнует. Он диктует условия – это отличительный признак нашего времени.
Опять – таки, порядочные люди есть везде и не хочется всех мазать одним миром, как говорится. Встречал я и грамотных руководителей в сфере образования. Хотя, признаюсь, нечасто.
Дмитрий АВДЕЕВ