В прошлом, 2015 году, о Батырхане Шукенове говорили все казахстанцы, даже те, кто не считает себя поклонником популярной музыки. Оказалось, талантливого музыканта горячо любили в Казахстане, России и даже в Испании, пишет Петропавловск kz.
Правда, некоторые российские журналисты путали Кызылорду и далёкий от неё Кызыл, а кое-кто написал, что Батыр родился в Алматы. Конечно, Батырхан Шукенов любил Алматы – нашу южную столицу. Там он в 1985 году окончил факультет инструментального исполнительства по классу саксофона в консерватории им. Курмангазы. Это всем известно. Но причём тут Кызылорда?!
Работая в этом жарком городе в зоне аральской экологической катастрофы, по какому-то делу я однажды оказалась в школе № 133 им. Н. Островского. Её директор, обаятельнейшая женщина Лидия Шастова, открыла сейф, чтобы достать нужные мне документы, но в стальном шкафу оказалась старенькая гитара, украшенная автографами.
— Шукеновская! Храню уже лет 20, с тех пор, как выпустила из школы одного за другим трех соловьев: Бауржана, Батырхана и Бахытжана. Среди моих учеников было немало талантливых ребят, но эта троица особенная.
— Батырхан всем известен. А двое других — тоже музыканты?
— В детстве и юности, да. А сейчас старший, Бауржан, — бизнесмен, живёт в Алматы, а младший, Бахыт, окончил в Байконуре факультет радио и электроники, работает в местном телецентре. Теперь он там уже первое лицо. У них есть ещё сестра, Дина, тоже выпускница нашей школы, врач. Семья жила неподалёку от нашей школы — вот все ребята и достались нам.
Вот что рассказала Лидия Ильинична. Большой дом Шукеновых – их родовое гнездо. Родители — Камал Шукенович и Дилара Ибрагимовна. В нём выросли их дети. Там и сейчас под присмотром мам и строгой бабушки растёт уже третье поколение семьи — дети Дины и Бахытжана. Приезжают на каникулы внуки из Алматы. А в печальные дни после смерти музыканта впервые побывал у бабушки и его единственный 14-летний сын, о котором тогда так много писали в прессе. Да и сейчас пишут.
Конечно, все в городе знают «нашего Батыра», но для руководителей разного уровня всегда был «звездой» его отец. От него зависело финансирование предприятий области. Родители братьев Шукеновых окончили в 1957 году тогда единственный в Средней Азии экономический вуз – Ташкентский финансовый институт. Камал Шукенович почти 30 лет работал начальником Кызылординского областного финансового отдела. А мама ребят — главным бухгалтером в облздраве. Даже после выхода на пенсию Камал Шукенович оставался советником первых лиц области по финансовым вопросам. Он ушёл их жизни в 2011 году, к великой печали своей дружной семьи.
Мальчишки — беспокойный народец. Конечно, «три богатыря» — Бауржан, Батырхан и Бахытжан – гордость родителей, но маме часто приходилось направлять их неуёмную энергию на мирные цели. В детстве все трое любили гонять футбол, увлекались спортом. Батырхан даже начинал тренироваться вместе с будущим чемпионом мира по велоспорту Маратом Сатыбалдиевым. Кызылорда тогда считала себя столицей велоспорта. Но не было в ней не только велотрека — ни одной безопасной велодорожки. Тренировались будущие чемпионы прямо на шоссе. Однажды мальчишка едва не попал под колеса грузовика. Увидев синяки и ссадины сына, мама запретила ему рисковать жизнью. Дилара Ибрагимовна сама ещё не знала, что этим запретом вывела своих мальчишек на «музыкальную дорожку».
Тогда, в 70-е, модны были семейные ансамбли, а за обучение музыке ни в Доме пионеров, ни тем более в школьных кружках художественной самодеятельности денег не требовали. А множество смотров и конкурсов художественной самодеятельности школ! Сколько талантов они открывали! Со школьного кружка началась и музыкальная карьера Батырхана.
В семье Шукеновых долго никто не считал, что ребята у них особенно музыкальны. Бренчат на гитарах, как все пацаны в каждом дворе! А заезженный магнитофон до последней детали разбирал и вновь собирал младший мальчишка. Ну и что?! Пусть развлекаются! Лишь бы делом были заняты. Даже когда в 1974 году в «Артеке», 12-летний Батыр занял первое место в конкурсе вокалистов и привёз из лагеря свою первую награду, родители и этому не придали особого значения. А у мальчиков началась другая жизнь. Они, очень похожие на маму и друг на друга, ухоженные, румяные, улыбчивые, на сцене выглядели трогательно, нравились слушателям и приносили родной школе славу и награды. Причём, учились ребята легко, весело и везде успевали. В школе был создан ВИА «Достык», вскоре переименованный в «Балдырган». Уж очень юными были его главные звезды — трое Шукеновых. Все они пели и довольно скоро, кроме гитар, освоили ещё несколько инструментов. Вместе с друзьями они бывали на разных смотрах, конкурсах. Привозили с них дипломы и грамоты. А однажды объехали на агитпоезде объекты тогдашней самой громкой ударной стройки – БАМа. Помните «железную» песню»? «Выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ»? И такое у нас пели!
Мама задумалась о судьбе мальчиков, когда кто-то из учителей сказал родителям, что у их сыновей хорошие способности, а у Батырхана настоящий талант и его ожидает большое будущее. И как говорится, эти слова дошли до бога. Все трое ребят занимались музыкой, но только Батырхан полностью посвятил себя ей. Его больше не интересовал ни футбол, ни велогонки.
Музыке, казалось, их и учить не надо. Умение через мелодии выражать свои мысли и чувства в крови у всех Шукеновых. Ведь они из рода самого изобретателя кобыза, поэта и философа древности Коркыта! Их предки всегда жили в тех же местах, где и легендарный акын. Сейчас на их общей родине создан красивый мемориал, посвящённый Коркыту.
Сразу после окончания школы Батырхан, уже хорошо владеющий несколькими инструментами, поступил в Ленинградский институт культуры на оркестровое отделение по классу саксофона. Он выбрал этот вуз потому, что там уже учился его старший брат Бауржан. Уроки игры на саксофоне Батырхану давали всемирно известный саксофонист Геннадий Гольдштейн и сакс-тенорист Владимир Рабик. Наверное, судьба талантливого юноши могла быть совсем иной, останься он в городе на Неве. Но через два года старший брат окончил вуз в холодном пасмурном Ленинграде. Братья вместе вернулись в родную солнечную страну, и младший поступил в Алматинскую консерваторию им. Курмангазы. Но учёбу пришлось отложить. В то время студентов призывали в армию. Батыр тоже отдал долг Родине – два года служил в САВО, где играл в военном оркестре. А уж там у него были отличные наставники!
Уже после демобилизации юноша продолжил учёбу.
1985 году Батырхан стал первым выпускником консерватории по классу саксофона. Ещё студентом он познакомился с музыкантами Байгали Серкебаевым, Булатом Сыздыковым и Владимиром Миклошичем, которые пригласили его саксофонистом в состав уже известной тогда казахстанской группы Розы Рымбаевой «Арай». Многие, наверное, помнят их, голосистую, тоненькую, как былинка, Розу и её молодых музыкантов. Их любили на просторах всего СССР. Батырхан и его друзья в рамках концертов Розы Рымбаевой с удовольствием исполняли собственные джазовые композиции. Блистал со своим саксофоном и Бахытжан. Но эти рамки вскоре стали стеснять музыкантов. Они были молодыми, красивыми и амбициозными. Их обожали поклонники, а они рвались к самостоятельности, хотели сочинять и исполнять свою музыку. Проработав в «Арае» пять лет, они создали собственный ансамбль. Назвали его «Алма-Ата», потом расширили название до «Алма-Ата Студио», а в 1989 году, по совету Аллы Пугачевой, для большей загадочности, превратили своё детище в «А’Студио».
С самого начала вокалистом, её первым лицом, как сейчас пишут, фронтменом, стал Батырхан Шукенов и был им до 2000 года. Его бархатный голос, запоминающаяся внешность нравились слушателям. Но надо ли напоминать, какими были 90-е годы, когда рушились не только ВИА, уходили в небытие целые театры и исчезали прежние знаменитости! Музыкантам «А’Студио» тогда трудно было просто держаться наплаву! А они держались, их слава росла, но сначала только на родине – в Казахстане.
Батырхан всегда с благодарность относился к людям, сделавшим для него и его друзей что-то хорошее, особенно в профессиональном плане. Каждый раз, приезжая в родной город, он не забывал забежать в родную школу. Букеты жёлтых роз — для мамы и для Лидии Ильиничны. Добрые слова и ослепительная улыбка – учителям. Это было традицией.
Однажды «А’Студио» вместе с группой известных артистов стран СНГ на какой-то праздник приехала в Кызылорду. Концерт шёл на главной площади города. Зрителей – яблоку негде упасть! Восторженные крики, аплодисменты. Музыка, гремящая на полгорода.
Там же, на площади, Вахтанг Кикабидзе, знаменитый Мимино, фоторафируется со всеми желающими и о чем-то говорит с младшим братом поющего на импровизированной сцене Батыра. Оказывается, Бахытжан Шукенов, кроме телесъёмок, занимается организацией вечера для гостей-артистов. «Мимино» восторженно говорит, сколько раз он ни приезжал в Казахстан, всех артистов всегда принимали дома у Шукеновых. Вот и сейчас Бахыт напомнил артисту о званом ужине в своём доме.
Кто у них только не побывал! Много лет семью Шукеновых связывала многолетняя дружба с «казахстанским соловьём» — Бибигуль Тулегеновой. Мальчики знали певицу с самого раннего детства и очень любили её. Когда в Кызылорде проходили гастроли Бибигуль Ахметовны, она всегда останавливалась у Шукеновых, а не в гостинице.
В одном интервью Батыр говорил: «Её замечательный обворожительный тембр голоса я помню с тех пор. В моей жизни она сыграла огромную роль, ведь благодаря её содействию в консерватории Алматы открыли класс саксофона, чьим первым выпускником я и являюсь». Батырхан почитал Бибигуль Ахметовну, как родную маму. Таких мам у него несколько. Прошло 25 лет с тех пор, как музыканта расстались с группой «Арай», но они до сих пор считают Розу Рымбаеву своей «творческой мамой». А третьей «мамой» для «А’Студио» стала Алла Пугачёва – крёстной!
Историю знакомства музыкантов с Примадонной Батырхан не раз рассказывал в разных интервью. О том, как в 1989 году музыканты поехали в Москву, чтобы показать Алле Борисовне свой первый альбом. А вдруг повезёт?! Среди песен был их будущий всесоюзный хит «Джулия». Пугачёва тогда создавала свой Театр песни и подбирала для него исполнителей. «Она потрясающая женщина, настоящая крёстная мама нашего коллектива. Помню, как мы в первый раз оказались на Тверской, у неё в гостях. Стояли всей группой с охапками цветов на лестничной площадке, и коленки тряслись. А Володя Пресняков вышел в тапочках, распахнул дверь и сказал: «Привет! Очень приятно, заходите!». Алла поговорила с «пришельцами», послушала их кассету. «Потом, когда мы от Пугачёвой услышали: «Ребята, все хорошо, у вас хорошая музыка, я что-нибудь придумаю», эмоции захлестнули. Мы вышли из подъезда и, ни слова не говоря, вдруг побежали. И неслись, наверное, квартала три по Брестской». Так они стали первой казахстанско-российской группой и обрели в Москве множество друзей. В первую очередь, Аллу Пугачёву. «Я советуюсь с ней не только по работе, но и обсуждаю личные вопросы. Дружу с Володей Пресняковым, с Кристинкой, с Валерой Сюткиным, с Меладзе, Ларисой Долиной, Сосо Павлиашвили, Лёней Агутиным и Анжеликой Варум. Это те люди, которых я люблю, которые для меня в первую очередь друзья, а потом уже коллеги, певцы, звезды».
Лишь недавно Алла Борисовна рассказала, что на «Джулию» сразу положил глаз будущий «король эстрады» Филипп Киркоров и рвался петь её сам. Алла не разрешила: надо было ребятам вливаться в шоу-бизнес с чем-то таким, что сразу сделает им имя. Так и вышло.
После выступления в «Рождественских встречах» группу «А’Студио» узнала вся тогда ещё советская страна. Примадонна приняла казахстанских музыкантов под своё крыло, а Батыр стал её любимчиком. Она часто называла его Батушка. «На протяжении дальнейшей творческой жизни я постоянно чувствовал её внимание и доброе отношение. Кто, как не Алла Борисовна, со всей прямотой похвалит, раскритикует, даст мудрый и дельный совет в шоу-бизнесе и в обыденной жизни?» — так говорил о своей «крестной» её любимчик. И наоборот: ни один большой концерт Аллы Пугачёвой не обошёлся без выступления её «крестников». Даже когда Батырхан «пустился в свободное плавание» — покинул группу, он выступал на многих значимых концертах своей наставницы. А сколько было у них совместных гастролей по России, Казахстану и за рубежом! Особенно любили «А’Студио» в Израиле. Видимо, не только потому, что «там на четверть наш народ». В Испании, к примеру, мало эмигрантов из Казахстана, но Батыр и в этой поющей стране после гастролей с Аллой стал своим.
В шоу-бизнесе, к сожалению, нередки скандалы, сплетни, неприглядные поступки людей, которые вроде бы «призваны нести прекрасное в массы». Это не о Батырхане, не о его братьях и не о группе «А’Студио». Даже почему в 2000 году Батыр Шукенов ушёл из группы и пустился в свободное плавание, никто толком не знал и не знает. Так, одни предположения… Сам он в свою жизнь посторонних не пускал и не комментировал свои поступки и личные отношения. Был с людьми всегда ровным, вежливым, улыбчивым. Все его любили, а он делал своё дело, а на особенно настырные вопросы отвечал: «Были обстоятельства – творческие и личные». «Ушёл по бытовой причинам» — это заголовки статей того времени. И никогда ни слова плохого о тех, с кем работал столько лет: «Меня часто спрашивают, жалею ли я, что ушёл из команды? Разумеется, жалею, восемнадцать лет мы работали вместе, и таких музыкантов и людей в моей жизни уже точно не будет». И музыканты говорили: «Так, были мелкие закорючки». И правда, мало ли что в работе бывает!
Настоящие друзья понимали: дело совсем не в «бытовых причинах». Шукенов всегда был способен на большее, чем только ездить по стране с концертами, не зная отдыха. Он такой саксофонист, каких мало в музыкальном мире. Бахыт стеснялся называть себя композитором. Шутил: «композитор – этот тот, кто окончил консерваторию и написал симфонию». Словно у самого не было за плечами консерватории и не писал он великолепные джазовые композиции, а его мастерством вокалиста и редким голосом не восхищались самые именитые коллеги.
Считалось, после долгих лет гастролей Батырхан Шукенов снова поселился в Казахстане, а он по-прежнему работал в обеих странах. Но сольным проектом под собственным кратким именем «Батыр» занимался на родине и больше внимания уделял казахским мелодиям. Первый альбом с песнями на родном языке был назван «Отан Ана» — «Родина- Мать».
Ему было очень трудно: «Сложно начинать, когда нет репертуара, коллектива, когда ты один. В личной жизни в то время у меня тоже всё складывалось непросто. Помогало только осознание того, что я сам выбрал этот путь и надо по нему идти, и, конечно же, поддержка моих родных и близких». Поддержали Батыржана друзья-музыканты – композитор Куат Шильдебаев, Еркеш Шакеев, а Владимир Ковалев просто подарил ему десять мелодий. Так появилось несколько прекрасных песен и пришли первые творческие победы.
Батыра не было видно на пустых тусовках. Некогда было. Он очень много работал и в Казахстане, и в России, жил и в Алматы, и в Москве, но в свои последние годы больше на родине. Давал концерты, много времени уделял, наконец, любимому саксофону. И в результате он победил. Один за другим выходили его альбомы, в среднем, по одному в год. Он записал даже те песни, которые не были изданы в России за время его работы в ансамбле. Для джазовой музыки он тоже находил время: «С удовольствием играю вместе с Виктором Хоменковым. Это один из лучших джазовых пианистов, представляющих Казахстан за рубежом на международных фестивалях». При этом «забывал» сказать, что его самого тоже считали одним из лучших джазовых саксофонистов.
Все больше времени уделяя общественной работе и благотворительности, Батырхан Шукенов стал советником по культуре Президента Нурсултана Назарбаева, Заслуженным деятелем культуры РК, Послом доброй воли детского фонда ООН и послом доброй воли Детского фонда ЮНИСЕФ.
А в России Батыра по-прежнему любили поклонники. Каждый его концерт был праздником для них. В 2013-м он стал победителем шоу «Живой звук» на канале «Россия 1». Буквально накануне своего трагического ухода Батырхан три месяца отдал популярному шоу двойников «Один в один» на телеканале «Россия 1». Не все одинаково хорошо приняли этот факт. Зачем ему чужая слава? У него своей достаточно! – удивлялись друзья. А ему было интересно совершенно новое дело. С блеском пародируя звёзд мирового масштаба, он показал красоту и диапазон своего голоса, свой юмор и артистизм. Подумать только! Батырхан Шукенов перевоплощался в Луи Армстронга, Лучано Паваротти, Юрия Антонова, Мурата Насырова, Леонида Агутина и Кола Бельды. Нелегко было представить такой диапазон голосов, внешностей, характеров! Он даже уроки оперного пения брал.
В последние годы Б. Шукенов участвовал в записи музыки к фильмам «Алдар-Косе», «Город мечты», «Заблудившийся». Опять – зачем? А его привлекали эксперименты, импровизация. «Плюс для меня кино – новый опыт, абсолютно другая музыка и возможность играть на любимом саксофоне. Очень люблю джаз, хоть и не могу назвать себя джазменом. Для меня это слишком высокая планка». Всё было интересно этому неугомонному артисту!
30 апреля 2015 года он должен был выступать в финале этого телепроекта «Живой звук». Не довелось… Больно было смотреть заранее записанную телепередачу, где блистал Батыр Шукенов. Теперь мучил вопрос не «зачем», а «почему». Почему уходят так рано молодые, талантливые и любимые?!
Лишь самые близкие знали, что у него побаливает сердце, а он, никому не жалуясь, искал не сочувствия, не понимания, а все новую работу и нагружал себя беспощадно. Родители всегда понимали, как нелегко приходится их сыну. Камал Шукенович, тоже немногословный, как и сын, однажды сказал: «О своих неудачах, щадя наше здоровье, он нам не очень рассказывает. Мы об этом узнаем с его согласия от братьев, так как в любых трудных ситуациях он больше советуется с ними, в особенности со старшим». Сам Батырхан тоже с улыбкой говорил: «У меня есть старший брат Бауржан – образованный, интеллигентный человек, он ведёт меня по жизни». А брат на прощанье сказал о нём самом: «Вы себе не представляете, каким хорошим братиком он был. Он был замечательным сыном, отцом. Наверное, большой артист должен уходить вот так, на пике народной любви, на пике славы, с огромными планами. Но так хотелось, чтобы это продолжалось хоть немножко дольше и дольше. Он так берёг сердце своей мамы всю жизнь, а своё не смог сберечь. Даже его уход, он настолько объединил всех нас. У него было большое, большое сердце и кусочек этого сердца пусть останется у каждого из вас на всю оставшуюся жизнь». Так сказал Бауржан Шукенов, старший брат Батырхана Шукенова.
А младший Бахытжан Шукенов, всё-таки успел снять телефильм о своём старшем брате — Батыре. Обычно о себе, о личной жизни, Батырхан говорил совсем мало и кратко. Растёт мальчик Максут. Теперь ему уже 15 лет. Пока живёт с мамой в США, но отец всегда использовал для встречи с сыном любую возможность, а он обожал музыку отца. Отец считал Максута очень талантливым. Он уже занимается музыкой, играет на фортепиано. Юноша увлекается современной музыкой, но его предпочтения стремительно меняются: от Фрэнка Синатры до Джастина Бибера.
В прессе несколько раз пробовали поднять шум о делёже наследства музыканта. Ничего не вышло! Своё единственное богатство – музыку – Батырхан давно завещал маме, а она решила права на неё отдать внуку Максуту. И ещё потому, что музыка Батыра, его песни не делятся – в них его душа. Так он и назвал свой последний альбом — «Душа».
Словно на прощание, он записал для сына большой диск своих лучших песен. Говорил: вырастет – поймёт, возможно, оценит… А он уже оценил. Среди любимых песен Максута Шукенова всегда на почётном месте — отцовская «Отан Ана». Другая коллекция альбомов Батырхана и фильмов о нём хранится в родном доме Шукеновых. Он дарил их родителям, словно делал отчёт о проделанной работе.
На вопрос о том, какую песню он считает главной, Батыржан отвечал: «Как у каждого музыканта, та, которая остаётся в памяти народа». Но в первой столице Казахстана можно услышать от местных красавиц от 20 до 60 лет, что свой первый хит «Джулия» Батыр посвятил именно ей – однокласснице, соседке по парте, подружке по пионерскому лагерю и даже тайной любимой, которая уехала в дальние края, но, возможно, вернётся. Так утверждают многие кызылординки. Пусть себе тешатся! Правда в том, что грустную «Джулию» и «Нелюбимую» почему-то особенно любят женщины. Молодые люди предпочитают другой хит — «Солдат любви».
Батыржан Шукенов, как и его родители, и его братья, был скромным человеком. Неизвестно, как бы он отнёсся к тому поклонению, восхищению, морю слёз и объяснений в любви, которые вдруг обрушились на Шукеновых в печальные майские дни 2015 года. В первый же день поклонники музыканта создали в центре Алматы стену Батыра, тысячи молодых людей сидели на ступеньках консерватории, где он учился, и тихо пели его песни. Когда стало известно, что памятник на могиле их кумира, по закону, можно поставить только пять лет, в приёмную Президента поступила письмо с тысячами подписей с просьбой разрешить увековечить память Батырхана Шукенова в первый же год после его смерти. Даже прилагались проекты и модели памятника. Но семье не требовались такие разрешения.
Сначала скромный обелиск на могиле брата поставил Бауржан Шукенов. А уж позже, но не через пять лет, а в ноябре 2015 года, был открыт мемориальный комплекс. Он выполнен в форме полумесяца. Слева — изображение скрипичного ключа. Над ним 52 трубы музыкального инструмента органа, символизирующие духовые инструменты. Каждая труба — год жизни Батыра. Они выстроены по росту, в виде спирали стремящейся вверх и заканчивающейся на самой высокой ноте высотой 2,15 метра — года смерти певца. С правой стороны мемориала стела с изображением Батыра с саксофоном. Перед ней надгробная плита, на которой будут установлены семь камней, присланных друзьями Батыра из разных стран. Автор мемориального комплекса — архитектор Асель Есжанова.
Красивый и много говорящий о Батырхане Шукенове мемориал. Но все равно лучшим памятником ему, музыканту и певцу, всегда будут его музыка и песни.