29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Аферисты и мздоимцы должны сидеть в тюрьме

Даже гениальные аферисты и закоренелые мздоимцы с известными в наших краях именами попадаются в сети финансовой полиции.

О том, над чем сегодня работают сотрудники департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Северо-Казахстанской области – наша беседа с главой ведомства Жанатом Ешмагамбетовым.

— Жанат Болатович, органы финансовой полиции – главный страж экономических интересов нашей страны. К чему сегодня приковано внимание североказахстанских финансовых полицейских?

— На сегодняшний день особое внимание уделяется пресечению фактов незаконного вмешательства в дела бизнеса со стороны должностных лиц государственных органов. В департаменте каждая среда объявлена днем приема предпринимателей. Такая работа по указанию Председателя Агентства проводится во всех территориальных подразделениях финансовой полиции.

Анализ социально-экономи-ческой и криминогенной обстановки показывает, что в условиях развития рыночных отношений расширяется спектр совершения тяжких финансово-экономичес-ких преступлений. Пристального внимания заслуживают хищения, легализация незаконных доходов, создание лжепредприятий и уклонение от уплаты налогов, распространение контрафактной продукции.

Также актуальным направлением работы, по-прежнему, остается выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным возмещением НДС, обналичиванием денежных средств, в том числе, с использованием фирм-однодневок.

Одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности в сфере экономики и финансов в настоящее время является работа по выявлению фактов хищения и нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных программ «Нурлы кош», «Акбула?» и других.

— «Теневые» преступления, «черный нал» — эти явления придуманы не нами, они есть во всем мире и весьма живучи. Как вы боретесь с ними?

— Теневая экономика препятствует развитию свободной конкуренции и является системообразующим источником коррупции. Это подтверждается сопоставлением статистических показателей исследований Всемирного Банка по определению уровня «теневой экономики» в мире и индекса восприятия коррупции «Траспаренси Интернешнл».

Противодействие «теневой экономике», являющейся питательной средой для коррупции и угрожающей экономической безопасности государства, является еще одним приоритетом нашей деятельности.

Так, с начала года выявлено 279 преступлений в сфере экономической деятельности, более трети из которых составили преступления по фактам уклонения от уплаты налогов — 65 и лжепредпринимательства — 26.

В суде рассматривается многоэпизодное уголовное дело в отношении Павла Ис. и Вадима Б., которые обвиняются в создании нескольких лжепредприятий, от деятельности которых государству причинен ущерб в виде неуплаты налогов на сумму более 7,7 млрд.тенге. В ходе осмотра офиса изъяты документация и печати 43 предприятий.

Кроме того, в текущем году эти же лица преданы суду по 26 (!) эпизодам по факту создания ряда лжепредприятий на территории Северо-Казахстанской, Акмолин-ской, Костанайской областей и способствования контрагентам лжепредприятий уклонению от уплаты налогов. Преступными действиями указанных лиц государству причинен ущерб на сумму более 570 млн.тенге.

Расследуются уголовные дела в отношении Петра. и Леонида А., которые путем создания нескольких лжепредприятий, нанесли ущерб государству в виде неуплаты налогов на сумму более 100 млн.тенге. Они были задержаны при очередном обналичивании денежных средств в сумме 7,9 млн.тенге с банковского счета одной из лжефирм. В настоящее время оба обвиняемых с санкции суда арестованы.

— Финансовая полиция больше прочих правоохранительных органов сталкивается с расследованием запутанных экономических мошенничеств и афер. Их авторы, стоит признать, – не примитивного ума господа, но ваши сотрудники не раз доказывали, что тоже не лыком шиты. Каковы самые громкие разоблачения аферистов последнего времени?

— Хочу заметить, что, несмотря на то, что действующим уголовным законодательством за совершение хищения чужого имущества предусмотрена максимальная мера наказания в виде лишения свободы сроком на 10 лет с конфискацией имущества, мошенничество остается одним из самых распространенных и общественно опасных преступлений. С начала текущего года по фактам мошенничества выявлено 97 преступлений. В суд направлено 110 уголовных дел c учетом возбужденных в прошлом году.

Например, предана суду менеджер одного из банков второго уровня Юлия М. по 42 эпизодам хищения средств банка путем мошенничества. Она обвиняется в том, что на протяжении 8 лет путем оформления покупок по несуществующим чекам и выдачи расходно-кассовых ордеров неустановленным лицам, совершила хищение денежных средств банка на общую сумму более 85 млн. тенге.

Также преданы суду Виталий Михеенко, Владимир Бондаренко по фактам мошенничества в крупном размере и создании организованной преступной группы. Указанным лицам предъявлено обвинение в создании ОПГ и присвоении более 645 млн.тенге путем обмана и злоупотребления доверием. Денежные средства оформлялись в одном из коммерческих банков в качестве кредитных займов на имя подставных лиц под залог якобы приобретаемых автомобилей. Более того, Виталий Михеенко, как один из создателей и руководителей организованной преступной группы, обвиняется в присвоении налаженного бизнеса, принадлежащего индивидуальным предпринимателям, а именно магазина и торгового павильона.

— Отдельный пласт работы финполиции – борьба с коррупцией. Каковы особенности коррупции в Северном Казахстане и каков коррупционный рейтинг региона по вашей практике?

— Согласно аналитическим показателям борьбы с коррупцией, в текущем году среди выявленных нами коррупционных преступлений наибольшее количество – совершенные должностными лицами структурных подразделений акиматов различных уровней — 13 из 26. Кроме того, в числе лиц, в отношении которых в текущем году возбуждены коррупционные уголовные дела — 2 заместителя акимов районов, 1 аким сельского округа, 1 государственный экологический инспектор, 3 сотрудника правоохранительных органов, 5 руководителей отделений СКОФ «Казпочта».

— В последнее время ваше ведомство часто заявляет о громких уголовных делах в отношении коррупционеров – взяточников. Звучат известные имена. Среди них – чиновники, адвокат, даже начальник колонии умудрился покрыть себя несмываемой славой. Сталкиваетесь ли вы с трудностями при расследовании таких дел?

— Коррупционные уголовные дела относятся к категории сложных, поэтому их расследование требует тщательного подхода. Расследование таких дел находится на особом контроле, принимаются все необходимые меры по качественному проведению следствия.

— На сколько мне известно, истории, где было очевидное взяточничество, в суде часто заканчиваются приговорами не по коррупционным преступлениям, а – за мошенничество. Когда уже не возможно доказать, что господин не брал взятку, адвокаты доказывают, что бедолага брал, но за то, чего сделать все равно не мог. То есть, он мошенник. Разница в наказании колоссальная. Принцип справедливости и неотвратимости наказания, на мой взгляд, здесь хромает. Почему так происходит и как этого избежать? Может, закон дает лазейку, которую пора прикрыть?

— Соглашусь с этим, что ранее зачастую преступления по фактам получения взятки судом переквалифицировались как мошенничества. Однако, с внесением изменений в Уголовный кодекс РК введена в действие ст. 177 ч.3 п. «г» УК РК (мошенничество с использованием служебного положения), которая отнесена к категории коррупционных. В связи с чем, по таким фактам, как вы сказали «брал, но за то, чего сделать все равно не мог», преступления квалифицируются не как получение взятки, а как мошенничество с использованием служебного положения, что также относится к коррупции.

В целях недопущения переквалификации коррупционных уголовных дел усилена работа на стадии доследственной проверки.

Инна ЛИТВИНЕНКО

Один комментарий

  • Ирина

    Здравствуйте! Меня зовут Ирина, хотела бы у Вас узнать про некоторых нечистых на руку людей, мошенников и коррупционеров, она ( фамилию пока написать не могу), но она работала ранее в финансовой полиции, а теперь в акимате. Можно ли узнать, с коррупцией у нас покончено?? или нет?? Заранее благодарю вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *