29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Абдижамал Нурпеисов: талантливый мастер Слова

«Спутники истинных мужей науки и

литературы – труд, терпение, упорство».

Абдижамил Нурпеисов

Абдижамил Каримович Нурпеисов (1924–2022) – народный писатель Казахстана (1985), публицист и переводчик, Герой Труда Казахстана (2019), лауреат Государственной премии СССР (1974) и Международной премии им. М. Шолохова (2003), основатель и первый президент Казахского ПЕН-клуба. участник Великой Отечественной войны. Ему исполнилось 100 лет.

Родился в местечке Ушкон на берегу Аральского моря в Кызылординской области. Со школьной скамьи ушел на фронт, демобилизовался в 1946 году, сохранив свои фронтовые записи – наблюдения и размышления.

Поступил на филфак КазГУ, где слушал лекции мудрого Мухтара Ауэзова, заприметившего его литературный талант и в дальнейшем не упускавшего его из вида. Через год перевелся в Литературный институт имени М. Горького и окончил в 1956 году.

Первые же его произведения принесли ему успех – за роман «Курляндия» (1947) получил республиканскую премию имени Жамбыла, впоследствии 2-я редакция издана под названием «Долгожданный день» (1958). В нем повествуется о солдатах-казахах, сражавшихся на войне, повествование автобиографично.

Абдижамил Нурпеисов написал первую в казахской советской литературе трилогию «Кровь и пот» – «Сумерки» (1960), «Мытарства» 1966) и «Крушение» (1970). Это история аральских рыбаков в дооктябрьский период – их угнетенная жизнь, тяжелый труд и взаимоотношения, формирование революционного сознания борьбы за лучшую и свободную жизнь, судьбы главных героев в периоды революции и Гражданской войны.

«Кровь и пот». Танирберген — А.Молдабеков, Еламан — А.Ашимов, Акбала — Ф.Шарипова.

Творческим ориентиром при создании трилогии «Кровь и пот» ему служили роман-эпопея «Путь Абая» и остальные произведения М. Ауэзова, которые он досконально изучил, а также масштабные романы М. Шолохова и Л. Толстого. Он изучал структуру, композицию эпопейных произведений, обнажение классовых противоречий, массовых и личностных конфликтов, которые использовал и в своем романе.

Известный прозаик и переводчик Юрий Казаков в выступлениях в рамках Дней советской литературы в Казахстане (1974) говорил, с каким творческим запалом и с удовольствием переводил роман «Кровь и пот», а критики отмечали его точный и талантливый перевод.

Литературовед Мухамеджан Каратаев писал: «Трилогия «Кровь и пот» –три историко-революционных романа «Сумерки», «Мытарства» и «Крушение» – написана Абдижамилом Нурпеисовым поистине кровью сердца, вдохновенно, с полной отдачей духовных сил: он вложил в нее около двадцати лет упорного труда, она носит следы нелегких творческих преодолений.

«Кровь и пот».- режиссер А. Мамбетов (в центре) репетирует с А.Ашимовым и Г.Сулейменовым.

Эпопея Нурпеисова – это стрежень революционной эпохи, это первое двадцатилетие XX века, это клокочущий Арал революционных страстей возрождающегося казахского народа». Эпопея-трилогия «Кровь и пот» удостоена Государственной премии СССР в 1974 году и переведена на многие языки народов СССР и зарубежных стран.

Знаменательным событием в театральной жизни стала постановка спектакля «Қан мен тер» («Кровь и пот») в Казахском академическом театре драмы имени М.О. Ауэзова 31 марта 1973 года. Режиссер-постановщик нар. арт. СССР А. Мамбетов. Художник А.С. Кривошеин, главные партии сыграли А. Ашимов (Еламан), Ф. Шарипова (Акбала), И. Ногайбаев (Кален). Все они были удостоены Государственной премии СССР (1974). В 1978 году роман был экранизирован.

На историко-революционную тему написал роман «Разруха». Роман-дилогия «Последний долг» (2000), посвященный экологической проблеме Арала, переведен на английский и немецкий языки. За это произведение он получил Международную Шолоховскую премию в области литературы и искусства (2003). В 2015 году в Аральске, на родине писателя, перед Домом литературы Абдижамила Нурпеисова был установлен монументальный памятник героям романа – Жадигеру и Бакизат.

Абдижамил Нурпеисов считал Мухтара Ауэзова своим учителем и навсегда усвоил его наставления: «Если уж выбрал писательскую дорогу, то удерживай себя от легких побед», вдумчиво относился к творчеству, шлифовал каждый образ, каждую строку. Символично, что он написал предисловие к двухтомнику М. Ауэзова «Путь Абая», вошедшему в 200 томов Всемирной библиотеки (Москва, 1971).

Писатель оставил богатое литературное наследие, создав масштабные романы и повести, был также мастером создания литературных портретов-эссе известных деятелей литературы и культуры, как М.О. Ауэзов и Ч. Айтматов, С. Муканов и Г. Мустафин, русских мастеров слова – Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского и др., – его очерки вошли в книгу «Раздумье» (1974). Издал ряд книг публицистических статей: «Судьба моя, боль моя – Арал мой», «Край голубых гор», «Всё в нём пело» и др. Он восхищался стойкостью, мужеством Бауыржана Момышулы и мечтал написать о нем книгу.

Герольд Бельгер писал о друге:

«Кривить душой в святом писательском деле – удобной, карьерной гибкости он не признает», да и сам Абдижамил Каримович о своем кредо открыто заявлял: «Писательский долг – смотреть правде в глаза».

«Кровь и пот». Акбала — Ф.Шарипова, Суйеу — С.Оразбаев.

Он работал главным редактором журнала «Жулдыз» (1962–64), секретарем Правления СП Казахстана. Организовал международный казахский Пен-клуб и стал его первым президентом. Имел боевые и трудовые награды. Был депутатом Верховного Совета Казахской ССР.

Произведения А. Нурпеисова на русский язык переводили Г. Бельгер, Ю. Казаков, А. Ким и другие. Сам писатель активно занимался переводами на казахский язык произведений А.П. Чехова, Н. Хикмета. А. Кэссона, М. Горького и других.

бдижамил Нурпеисов писал:

«Если бы я не стал писателем, то повторил бы путь моего отца, моих предков – стал бы рыбаком. И постарался бы быть таким, как Жадигер (в романе «Долг»): чтобы наше Аральское море не пересохло, я готов, как он, отдать ему свою кровь».

Он стал писателем, мастером Слова, и, прожив почти век, отобразил на страницах своих произведений противоречивые события в истории и жизни народа и отдельных личностей, чему сам был свидетелем и очевидцем. Это целая эпоха, «задокументированная» в его романах и очерках.

Фатима Оразбекова, педагог-ветеран, член Союза журналистов РК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *