Раньше из Петропавловска можно было долететь до Сочи, Москвы, Владивостока, Омска, Барнаула, Ташкента, Фрунзе. Журналисты Петропавловск.kz впервые побывали в самом сердце воздушной гавани – на вышке и в музее международного аэропорта Петропавловска. 18 августа празднуют День воздушного флота, а в наше время — это День образования сил воздушной обороны Казахстана.
Когда-то международный аэропорт Петропавловска принимал в день по несколько десятков самолетов. Траектория полетов распространялась от Сочи, Москвы до Владивостока. А наш город считался почти самым центром этой «воздушной паутины». Сегодня отсюда можно улететь только по трем направлениям, но здесь делают всё, чтобы максимально увеличить количество рейсов. В преддверие большого авиационного праздника корреспонденту Петропавловск.kz удалось побывать в самом сердце нашей воздушной гавани.
Мне позволили не только подглядеть за ответственной и в каком-то смысле опасной, но такой романтичной профессией авиаторов, но и даже окунуться в прошлое, не забывая о настоящем.
Аэропорт — режимный объект. Показываем документы, проходим досмотр на проходной. После чего нас сажают в машину и везут на территорию по ту сторону аэропорта. Нас встречает просторное здание с недавно сделанным ремонтом и уютными кабинетами. Говорят, раньше сюда не ступала нога журналиста. Мы – первые.
Географическое положение Петропавловска и его значение для авиации
Первым делом нам показывают музей аэропорта, он был открыт 11 мая 2022 года благодаря руководителю полетов, а ныне уже пенсионеру и ветерану авиации Евгению Анатольевичу Анненкову.
В бывшей штурманской комнате хранятся не только фотографии и документы, свидетельствующие о вехах истории авиации Петропавловска, но и различные приборы, которые уже не используют.
В глаза бросается обзорная карта, где красными проводками указаны все воздушные линии, по которым раньше летали самолеты. И в центре этой «воздушной паутины» как раз находился Петропавловск.
— Красные линии — это центральные рейсы больших самолетов, которые проходили через нас. А маленькие синенькие — это применение авиации в народном хозяйстве. Весной самолеты один за одним уходили в полет, словно птицы, и производили авиационно-химические работы. Почти круглый год помогали, где только могли. От родины Шолохова станицы Вешенская до Узбекистана. Даже Мыс Каменный в Карском море подчинился нашим авиаторам, — рассказывает Евгений Анненков.
Он отмечает, что выгодное географическое положение Петропавловска способствовало тому, что отсюда можно было улететь почти в любом направлении. И Сочи, и Москва, и Владивосток, и Омск, и Барнаул…. По Казахстану самолеты летали практически в каждый город. А в расписании движения самолетов 1989 года, которое до сих пор хранится в музее, значился не один десяток направлений.
— Мы захватили пик авиации, когда доходило до ста рейсов в сутки, включая пролетающие мимо. Сейчас рейсов конечно меньше, но работать диспетчером и сейчас очень интересно. Нет ни одного одинакового дня. Несмотря на то, что, казалось бы, самолеты летают по одним и тем же направлениям, но каждый раз разная погода, разный ветер и разные ситуации, — говорит Евгений Анненков.
Сам Евгений Анатольевич пришел в авиацию еще совсем мальчишкой. Авиационный кружок, Петропавловский ДОСААФ на аэродроме Якорь, летное военное училище в Ставрополе. Затем окончил академию гражданской авиации в Ленинграде и прошел путь по карьерной лестнице от простого диспетчера до руководителя полетов.
Катастрофы в истории авиации Петропавловска и Северо-Казахстанской области
Вспоминает, что были в его практике и различные сложные ситуации. Когда нужно было помочь экипажу зайти на посадку в сложнейших метеоусловиях, и когда самолет садился с неисправным двигателем и другие. Кстати, были в истории авиации Петропавловска и ЧП, и даже катастрофы. Правда давно, в 80-е. Например, в районе Булаево разбился военный вертолет, который потерял ориентацию в тумане и снизился ниже безопасной высоты. А чего стоит аварийная посадка двух ТУ-154.
— В феврале 1981 года у нас прошел ледяной дождь. Так как аэродром являлся запасным для Омска, а там была совсем плохая погода, к нам заходило сразу 4 воздушных судна. Один ТУ-154 сел, но не смог срулить из-за обледеневшей полосы и остановился посередине. В это время на кругу находился еще один ТУ-154. Сначала ему посадку запретили, он ушел еще на один круг. Но топливо было на пределе. Так как из-за стоящего на полосе самолета посадка на саму полосу была невозможной, пилот принял решение садиться на грунт. Он отвернул вправо и зашел на грунтовую полосу. Это был нонсенс, такое происходило впервые. Потому что самолеты такого типа на грунт не садятся, тем более с пассажирами, — рассказывает Евгений Анненков.
Музей аэропорта Петропавловска: История и уникальные экспонаты
А на этом стенде хранятся различные документы. Это и шпаргалки, и образцы погон, диспетчерские удостоверения. Кстати, каждый диспетчер дважды в год сдает экзамены. И задания там даются настолько сложные, что бывает заставляют задуматься даже самого опытного специалиста.
Есть в музее и стенд с фотографиями, где запечатлены различные моменты из жизни авиации. Например, ремонт аэропорта, когда здание разобрали почти до самого каркаса.
А на фото ниже винт самолета ЯК-18 и кресло пилота ИЛ-18. Евгений Анатольевич много лет лично проработал именно сидя на нем. Говорит, обычное кресло не выдерживает круглосуточной работы. А это капитанское, можно сказать, «неубиваемый экземпляр».
Отдельное место в музее занимает списанная старая техника, которой пользовались диспетчеры. Например, диспетчерский пульт с индикатором кругового обзора и необходимыми подсказками, потому что удержать в памяти все, что должен знать диспетчер, просто невозможно. Есть в музее прибор для определения нижней границы облачности, метеооборудование, приборы для измерения ветра, влажности воздуха.
Хранится здесь и старый ртутный барометр. Его привезли еще со старого аэропорта. Он очень точный. Так что его и здесь использовали как резервный, а потом передали в музей. Сейчас же в основном с этой задачей справляется электроника.
Высший пилотаж: работа диспетчеров и обслуживание воздушного движения в аэропорту Петропавловска
Поднимаемся на верхний этаж, а потом еще выше по металлической лестнице и оказываемся в самом сердце службы воздушного движения – на вышке, где работают диспетчеры. Здесь на многочисленных приборах, которые не только запомнить сложно, но и просто пересчитать, высвечивается вся необходимая диспетчеру информация.
— У оборудования очень высокая точность. Оно самое современное. Удовлетворяет всем мировым стандартам и является передовым на территории СНГ. Всё оборудование дублируется, то есть если один комплект откажет, будет работать другой, — говорит временно исполняющий обязанности начальника службы обслуживания воздушного движения Саян Бакишев.
— Это пеленгатор, он указывает, где находится источник сигнала. Этот экран показывает метеоинформацию, этот облачность, ветер, осадки. А это пульт управления светосистемой, — показывает Саян на различные приборы. Он отмечает, что главная сложность в работе диспетчера это не потерять картинку. На языке диспетчера это значит умудриться ничего не перепутать и не забыть в тот момент, когда на локаторе «пчелиный рой» от бортов, а в эфире – многоголосый хор экипажа. — Максимальная нагрузка лично у меня в карьере была во время международного форума в 2018 году. В тот день мы обслужили 36 самолетов. Справились безаварийно и без замечаний.
Прямо в момент нашего посещения вышки там ожидали посадку самолета из Шымкента. Собственно нас сюда и пустили с одним условием – не мешать. Так что, диспетчер Роман Косинов уделяет нам всего несколько минут, а потом приступает к своим должностным обязанностям.
На связь выходит пилот приближающегося рейса, которому диспетчер на английском сообщает о метеоусловиях и задает точку снижения.
Вообще обо всей сложившейся обстановке, в том числе ветре, облачности и возможном нахождении рядом других самолетов, диспетчер знает заранее. Правда бывает, что обстановка резко меняется. Во время плохих погодных условий все приборы и вовсе переходят в минутный режим работы. Так что информация постоянно обновляется, и он должен держать в курсе об этом командира экипажа.
Интересно, что раньше действовали специальные указания, и из-за плохих погодных условий диспетчер имел право отказать самолету в посадке. Сейчас же окончательное решение принимает командир воздушного судна. Если он считает, что может произвести посадку, он ее производит.
Служба воздушного движения: Как обеспечивается безопасность полётов в Петропавловске
А вообще очень много служб работают и трудятся для того, чтобы выполнять самую главную задачу – целыми и невредимыми доставлять пассажиров из пункта А в пункт Б. Например, в неразрывной связи с диспетчерами всегда находится метеослужба. И у них очень ответственная работа. Они не могут ошибиться, ведь именно из-за их прогноза могут задержать, а то и вовсе отменить рейс.
Кабинет метеорологов завален различными картами, схемами, с которыми сверяются работники службы. Инженер 2 категории метеорологической службы Инкар Ескендирова работает здесь с 2018 года.
Ежедневно метеорологи выпускают прогнозы. Каждые полчаса мониторят сводки и карты. В течение всего дня следят за погодой, докладывают диспетчеру о синоптической обстановке.
Сейчас вместе с ней здесь корпит над картами стажер. В аэропорту вообще любят и ждут молодых специалистов. Говорят, что, несмотря на все перспективы профессии, не многие молодые люди отваживаются связать свою жизнь с авиацией. Хотя работа очень интересная и высокооплачиваемая. В данный момент, например, предприятие проводит набор авиадиспетчеров.
Большой вклад в обслуживание воздушного движения несет служба ЭРТОС (Эксплуатация радиотехнического оборудования и средств связи). Локатор, система посадки, навигационные системы и радиосвязь – вот то, без чего не может работать современно аэронавигация. И за все это несут ответственность специалисты этой службы.
История авиации Петропавловска: Вехи и достижения
Действительно, аэропорт пережил многое: и банкротство, и реконструкцию, и небывалый кризис во времена пандемии коронавируса. В 2021 году сюда пришел новый инвестор, который взял аэропорт в доверительное управление с последующим правом выкупа. Сейчас здесь регулярно осуществляются рейсы, люди получают заработную плату без задержек, в здании появилось отопление, сняты ограничения на ночные полеты, на завершающей стадии находится ремонт дозаправочного комплекса.
Количество рейсов правда несопоставимо с тем, что было раньше. Сейчас из Петропавловска можно улететь только по трем направлениям: Астана, Алматы и Шымкент. Кстати, третье направление появилось относительно недавно. Но, как утверждают работники аэропорта, оно очень востребовано, и билеты скупают чуть ли ни за месяц.
Международные рейсы и перспективы развития аэропорта Петропавловска
— Когда мы сможем заправлять воздушные суда, возможно, появятся дополнительные рейсы, которые требуют дозаправки. Какие-то международные туристические поездки смогут осуществляться через Петропавловск. Мы готовы принимать любые рейсы, которые позволяет принимать наша полоса. Но не всё зависит от нас, — говорит представитель инвестора Евгений Тюрморезов. — Спасибо акимату, который тоже помогает, организует новые рейсы субсидируемые. Они конечно очень привлекательны для населения, потому что стоят намного дешевле.
К слову, ограничения по ночным полетам сняли только в прошлом году. Говорят, раньше в этом не было необходимости, а мероприятия требовали огромных затрат. Нужно было не только обучить персонал, но и поменять кое-какое оборудование. Сейчас, даже если рейс задерживается, а самолеты не ночуют в Петропавловске, он без проблем может вылететь обратно даже в темное время суток.
— Авиация прошла очень трудный путь. Многие аэропорты стали банкротами, в том числе и петропавловский. Здесь была проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы с 2500 до 2800 метров, уширение взлетно-посадочной полосы с 40 до 60. Сейчас прочность полосы соответствует всем требованиям международных стандартов. Также проведена реконструкция здания пассажирского терминала, увеличились площади обеспечения досмотра. Установлена новая техника. Аэропорт обеспечивает все требования авиационной безопасности полета, — говорит директор ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар» Валихан Джилисбаев.
По его данным в 2023 году было совершено порядка 1400 рейсов и перевезено порядка 120 тысяч пассажиров. В этом году показатель хотят довести до 180 тысяч пассажиров, а количество рейсов до 1600-1700.
Ветераны авиации: Вклад и наследие в развитии аэропорта Петропавловска
— Несмотря на то, что аэропорт прошел тернистый путь, с нами до сих пор работают опытные люди. Кадры, как говорится, решают все, — говорит директор аэропорта.
Один из таких опытных сотрудников — Вячеслав Николаевич Ленков, который отдал авиации 46 лет. Он начинал свою летную деятельность в Петропавловском объединенном отряде с должности второго пилота. Был заместителем командира эскадрильи. До 1998 года работал здесь в авиаотряде, потом трудился в частных авиакомпаниях в Астане, осуществляя полеты на разных моделях самолетов. Ушел на пенсию полтора года назад в должности директора летной службы и сейчас исполняет обязанности инспектора по безопасности полетов в местном аэропорту.
Не могут до сих пор расстаться с небом и другие ветераны авиации. Те, кто здесь уже не работают, до сих пор поддерживают связи, собираются вместе по праздникам. В аэропорту их помнят и чтят.
— Хотелось бы поздравить всех ветеранов с наступающим праздником. Всех, кто отдал свое сердце небу. Поблагодарить за все, что они сделали для авиации. Пожелать им огромного здоровья, счастья и чтобы не забывали свой родной аэропорт Петропавловска независимо от того, где бы они не находились. Всего вам самого наилучшего, — поздравляют своих коллег Евгений Анненков и Вячеслав Ленков.
А наша редакция присоединяется к поздравлениям. Мы восхищаемся такими преданными своему делу людьми и благодарим руководство компании за то, что позволили хотя бы на миг заглянуть в этот чудесный мир, где людям покоряется небо.
Советское прошлое аэропорта Петропавловска
Ну и напоследок небольшая историческая справка воздушной гавани Петропавловска, которая хранится в его музее. По крупицам собрал и записал историю авиации Петропавловска в 1996 году ведущий инженер тогда еще АО «Петропавловскавиа», замполит Летнего отряда Демин Анатолий Николаевич. Сейчас текст набран на печатной машинке, оригинал же был рукописный.
Кстати, автору этих строк нигде не приходилось встречать более расширенной информации об авиации региона. Приводим основные моменты, которые там указаны.
Видео: экскурсия по аэропорту Петропавловска, куда не пускают пассажиров
Первые самолеты появились в Петропавловске в 30-х годах прошлого столетия. Здесь на площадке в районе ТЭЦ-2 базировалось авиазвено для строительства Турксиба. Взлетно-посадочной полосы не было, так что первый самолет приземлился на лед озера Белое. В 1933 году было открыто регулярное ежедневное движение почтово-пассажирского сообщения с районами области. А в 1934 году образовался первый аэропорт, и введена должность его начальника. Аэропорт размещался в южной стороне города на территории нынешнего нового кладбища в Рабочем поселке. Здесь построили радиомаяк и небольшой домик, где была операторская, метеостанция, и жил начальник аэропорта.
В годы Великой Отечественной войны здесь учили пилотов. А в конце 1945 года в аэропорту было создано транспортное звено. Из Алма-Аты (ныне Алматы) ежедневно летал самолет ЛИ-2, который делал посадку в Кокчетаве (Кокшетау), Целинограде (Астане), Караганде и Балхаше. Когда появился ИЛ-18, самолет стал летать в Москву.
В 1957 году АО преобразуется в авиаэскадрилью специального применения. В самолетном парке находится 25-28 единиц самолетов ПО-2, ЯК-12 и АН-2.
В 1968 году начинают искать место для нового аэропорта, который решают построить около п. Бишкуль. Строительство полосы начали в 1970 году, а в 1971–ом на нее посадили уже первый самолет Ил-18, а затем и ТУ-134.
Сначала управление полетами производили со старого аэропорта, а посадка была на новой полосе. И только в 1975 году в нынешний аэропорт переехали все службы. К середине года здесь установили метеорологическую площадку, а в конце года сдали в эксплуатацию стартовый командный пункт с курсом 54 градуса, и начались метеонаблюдения с противоположным курсом посадки. С появлением ТУ-154 полосу удлинили до 2500 метров. И только несколько лет назад она стала еще длиннее – 2800 метров.
В 1977 году был сдан в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс с интенсивностью обслуживания 200 пассажиров в час.
С 1 июня 1977 года ТУ-154 стал регулярно пять раз в неделю летать по маршруту Алматы – Петропавловск – Москва и обратно. Именно в этот период отряд получил большое развитие. Появились новые рейсы до Минеральных Вод, Сочи, Нальчика, Ташкента, Фрунзе.
Суровые 90-е годы стали настоящим испытанием и для авиации. В 1995 году аэропорт был реорганизован в акционерное общество «Петропавловскавиа», а количество рейсов сильно сократилось.
А дальше была история с банкротством, долгами по зарплате и передачей аэропорта в доверительное управление.
А вот чем воздушная гавань Петропавловска живет сейчас, мы вам уже рассказали.
Евгения Кочевая
Ту-154 на грунт? Интересно было бы какие-то подтверждения увидеть . Намедни швейцарцы одним колесиком на травку съехали в Астане, аэропорт на два часа закрыли.