Переселенцы вынуждены были жить под открытым небом
Жуткую картину представляла северо-восточная окраина города — Солдатская слободка — петропавловские трущобы. Здесь жило беднейшее население в землянках с земляными полом и крышей. В этом же районе обитали и «босяки» — люмпен-пролетариат, не имевший определённого пристанища. В 1912 г., после сильного наводнения, часть жителей Подгорья выселилась. За Солдатской слободкой образовалась «Новая слободка», где жили те же бедняки.
В Петропавловске имелась своя «Хитровка» за Толкучим рынком, на территории старого кладбища, где собирались бездомные люди и коротали здесь целый день. Владельцы поблизости стоящих торговых лавок неоднократно поднимали вопрос о выселении отсюда бездомников.
Станционный «выселок», или посёлок являлся пролетарским районом города. Он особенно вырос в течение 1904-1907 гг., во время усиленной эксплуатации железной дороги в русско-японскую войну и по ликвидации её последствий. Тогда требовалась масса рабочих рук, и петропавловские бедняки находили себе работу на железной дороге. Скопив немного средств, они обзаводились на выселке небольшими домиками. В выселке для рабочих не было создано элементарных удобств, отсутствовало даже почтовое отделение под тем предлогом, что для него «не находится подходящего помещения».
Тут же при выселке с 1895г. находился переселенческий пункт. Он состоял из деревянного барака и 16 юрт. Этот пункт временами был страшно переполнен. В мае 1896 г., например, через него прошли 13000 человек. Дневная скопляемость доходила до 5000 человек. Помещения же, находившиеся на пункте, вмещали не более 1000 человек. В юртах не было очагов. Многие переселенцы в апреле месяце ночевали под открытым небом. Питание их также не было налажено. Кухня пункта максимально могла отпустить в день 800 порций. Из-за пищи происходили целые баталии. Из-за отсутствия санитарных условии на пункте была высокая заболеваемость.
Царское правительство никогда не могло наладить переселенческое дело. И в период проведения столыпинской реформы, когда царизм поощрял переселенческое движение в Степной край, на петропавловском пункте царили по-прежнему теснота, антисанитария, недоедание. Новая родина встречала переселенца неприветливо. А дальше в степи его ждали новые разочарования из-за неспособности царской администрации к организации переселенческих хозяйств.
Столыпинская реформа загнала в Сибирь и в Степной край сотни тысяч разорившихся крестьян, царское прави-тельство, делая ставку на усиление кулака, стремилось оставить в центральных губерниях Европейской России только то количество крестьянской бедноты, которое необходимо было для использования в качестве наёмной рабочей силы у крупных землевладельцев, у кулаков. Всю же остальную бедноту старались сплавить подальше с глаз, в Сибирь, во избежание могущих быть волнений. В.И. Ленин в статье «Переселенческий вопрос» писал: «…Землеустроительные комиссии настолько энергично «выселяли» бедняков, что даже возбуждали ропот переселенческого управления. «Землеустроительные комиссии, — протестовал один переселенческий чиновник, — образуют партии совершенно нищих, нуждающихся с места в путевом пособии, в ссуде не на домообзаведение, а на прокормление; но если, как исключение, и встречается переселенец с небольшими денежными запасами, то он весь расходуется на проезд и прокормление».
И эти «слабые» пасынки земельной политики, объявившей своим девизом «ставку на сильных», целыми тучами сплавляются в Сибирь, в неприспособленных скотских вагонах, битком набитых стариками, детьми, беременными женщинами.
…Претерпевая такие мытарства по пути «в землю обетованную», беднейшие переселенцы не находят счастья и в Сибири». (Сочинения, изд. 4, т.18, стр. 80-81).
Эти переселенцы, попав в Степной край, в значительной части оказались на положении батраков у местного кулачества и казаков.
(Продолжение в следующем номере «Пkz»)
Из книги Семенова А.И. «Город Петропавловск за 200 лет, 1752-1952 гг.»
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск