В прошлом году Казахстан вернулся к нормам потребления электроэнергии 1984 года. «Вымершие» производства позволили энергетической отрасли республики до сих пор существовать благодаря советской инфраструктуре. Вот только «халява» закончилась. Ресурсы изношены. А сама отрасль находится на грани выживания, рассказывает Петропавловск.kz.
О том, что энергетическая отрасль не только северного региона, но и всей страны находится на грани выживания, а в независимом Казахстане для отрасли не сделали ровным счётом ничего, во время заседания областного общественного совета рассказал член совета по тарифам палаты предпринимателей «Атамекен» Александр Казанцев. На заседании обсуждали очередное повышение тарифов на передачу электро- и теплоэнергии (не тарифа для потребителей). Часть общественников высказалась против повышения. Но большинство все таки поддержали энергетиков, отметив, что необходимо ужесточить контроль.
Как известно, в Казахстане создан единый закупщик для распределения электроэнергии. Его создание было обозначено еще в Послании Нурсултана Назарбаева.
— Хорошо это или плохо, сегодня пока сказать никто не может. Эффективности пока не видно. Это централизованный посредник, который покупает электроэнергию по предельным тарифам, а потом распределяет ее по регионам республики по средневзвешенной цене. То есть усредняет тарифы. У нас три зоны энергообеспечения в стране. Это северная, западная и южная. Южная всегда была дефицитная. Там производства энергии в два раза меньше, чем потребления. Северная всегда была профицитная. То есть у нас переизбыток по производству электроэнергии. И нам сегодня эта система крайне невыгодна. Приживется она в стране или нет, я не знаю. Но я считаю, что усреднять тарифы по регионам это не лучший вариант, — сказал Александр Казанцев.
Он отметил, что весь потенциал мощностей в нашей республике создавался еще в СССР. За 30 лет независимости в Казахстане не было построено ни одной ТЭЦ. При этом построили всего одну хорошую гидроэлектростанцию мощностью 300 МВт. Для сравнения, мощность Петропавловской ТЭЦ-2 составляет 540 МВт.
— Почему выдержало 30 лет энергетическое оборудование? Да, проводились какие-то ремонты, частичное обновление. Но в основном, за счет того, что были уничтожены все заводы и фабрики. Потребление упало в разы, против советского периода. И только в 2023 году в Казахстане мы достигли потребления 1984 года. Что касается основных фондов электро- и теплосетей. Сходите на предприятия на экскурсию. Ни одна подстанция с советских времен капитально не ремонтировалась. А они сегодня обеспечивают весь регион. Они находятся в процессе выживания. Ни развития, а выживания, — подчеркнул общественник.
Он напомнил, что в советском союзе профессия энергетиков была одной из самых высокооплачиваемых. Ведь это специалисты высокого класса, которые имеют допуск к высокому напряжению. Сегодня их дефицит, а на три района выезжает одна аварийная бригада. Поэтому тарифы, как и зарплаты специалистам, нужно поднимать, при этом усилив контроль самого процесса.
— Я не адвокат энергетиков. Я у теплосетей и энергосбыта 6 судов выиграл. Но в данном случае у них вопрос выживания. Я более 20 лет нахожусь в совете ДАРЕМ. Возвращаясь к единому закупщику. Сегодня генерация в Казахстане не обеспечивает рост объема потребления. В 2023 году генерация составила 113, а потребление 118 млрд кВт/ч. 5 млрд — перетоки из РФ, они происходят в основном в конкретное пиковое время, когда энергия самая дорогая. Дифференцированные тарифы по зонам суток работают в РФ, и балансированный рынок работает. Купил больше плана – значит плати по повышенной цене. По 52 тенге за киловатт Казахстан платит России, потому что вынужден покупать именно в пиковое время энергию. Мы в 2016 году отменили закон о дифференциации тарифов по зонам суток. Это шаг назад в XIX век. Пока действовал тариф по зонам суток, мы достигли того, что 28,7% юрлица употребляли в ночное время и 51% физлица. То есть в холостую перестали работать трансформаторы ночью. Загрузка пошла. Пиковые часы разгрузились. Везде пошла экономия, и топлива, и сохранность энергетического оборудования. А сейчас мы срубили сук, на котором сидим, и покупаем по 52 тенге за кВт/ч в РФ в пиковое время. Этот вопрос надо поднимать на самом высоком уровне, — заявил Александр Казанцев.
Евгения Кочевая