Известный в Северо-Казахстанской области художник Валерий Крестников, увидев одну из своих работ на упаковке пельменей местного производителя, обратился за защитой авторских прав в суд и выиграл процесс, оказавшийся долгим и даже скандальным.
Предметом спора стала картина художника «Юность Абылая», хорошо известная североказахстанцам, так как не один год украшает областной музей.
В исковом заявлении автор картины указал, что она использована на упаковке продукта «Батыр» без его авторского разрешения. Кроме того, картина была использована в усечённом виде, с нарушением исходных параметров.
За нарушение авторских прав Валерий Крестников попросил суд взыскать компенсацию в размере 319 980 000 тенге, компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 тенге. Также автор просил запретить использовать на упаковке продукта изображение его картины.
Ответчик счел требования художника завышенными и просил суд отказать в удовлетворении требований истца, приводя свои доводы. Например, то, что, по его мнению, потребитель продукции не оплачивает стоимость упаковки товара, в цену продукции включается только стоимость самого товара.
Скандального масла в огонь на процессе подлило другое заявление ответчика. Он уверял суд, что Крестников срисовал свою картину с работы американского художника Тенната и сам не предоставил суду доказательства того, что им при написании картины соблюдены права американца.
Историю с американской картиной суд не оставил без внимания, доверив поставить в ней точку специалистам — экспертам.
«Согласно заключению экспертов, работа художника Крестникова является авторским произведением с переработанной художественной цитатой двух фигур – хищного зверя и мужчины из картины американца, во всей остальной части полотно имеет совершенно иное содержание, соответствующее казахской национальной тематике, что является допустимым, согласно критериям постмодернизма», — отмечено судом.
В итоге суд счёл, что нарушение авторских прав художника Крестникова производителем пельменей, действительно, имело место и должно быть наказано.
«При определении размера компенсации за нарушение авторского права, исходя из принципов справедливости и достаточности, в пользу истца с ответчика было взыскано 639 960 тенге. А также была взыскана сумма морального вреда в сумме 100 000 тенге, расходы по оплате помощи представителя в размере 50 000 тенге.
ТОО запрещено использовать на упаковке продукта «Батыр» изображение картины местного художника. За сторонами оставлено право на обжалование данного судебного решения», — сообщает пресс-служба Северо-Казахстанского областного суда.
Впрочем, мы выяснили, что один нюанс в этом решении уже точно будет оспорен стороной истца. Валерий Крестников сообщил нашей газете, что подавал иск на двух ответчиков – ТОО «Максимальный размах» и ИП Калинин, которые, по его мнению, нарушили его авторские права. Но суд признал вину только ТОО, посчитав, что истцом не были предоставлены доказательства, что ИП и ТОО совместными действиями производили и реализовывали продукцию «Батыр».
Интересно то, что оба субъекта бизнеса зарегистрированы по одному и тому же адресу и вообще, адрес этот – один пельменный цех.
Валерий Крестников, член Ассоциации художников РК:
— Я доволен решением суда по существу. Впервые на территории СКО создан правовой прецедент, когда ответчик понёс наказание за использование чужого произведения в коммерческих целях. Насколько мне известно, дела о защите авторских прав – большая редкость в Казахстане, это специфическая область законодательства, такие дела трудно доказываются и по этой причине далеко не каждый художник, писатель или музыкант решится на то, чтобы отстаивать свои права в суде. Ни в какую не желая признавать свою вину, ответчик попытался, в свою очередь, обвинить меня в незаконном использовании цитаты из произведения американского художника. Обвинить-то обвинил, но его подвело незнание теории и практики современного искусства, где художественное цитирование является одним из признаков постмодернизма. Мне близок постмодерн именно своим разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру и я целиком разделяю слова Ж. Бодрийяра: «Цитирование, симуляция, реапроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность.
Инна ЛИТВИНЕНКО, фото из архива Валерия Крестникова