Корреспонденты Петропавловск.kz прошли по торговым точкам областного центра Северо-Казахстанской области, чтобы посмотреть картину предпочтений в приёме оплаты товаров и услуг. В большинстве случаев – в 60%-70%, можно спокойно рассчитаться безналом. Уровень «белых» расчётов меньше на уличных рынках, как, например, ЦОТ или «Алтын Арман». Но и здесь немало торговых точек, отделов, где принимают оплату картой или QR.
Индивидуальный предприниматель Рахат Жанмуханов владеет интернет-магазином. В нём идёт основная торговля. Остатки товара реализует в отделе «Посуда» на крытом «Евразийском» рынке.
Рахат говорит, что начать работу «в белую» несложно. Банковское приложение устанавливается на телефон. Открыть ИП можно за несколько минут. Потом банк выдает pos-терминал для приёма оплаты, рекламные наклейки с информацией, что в данной торговой точке принимают безналичный расчёт, действует система рассрочки.
Далее работа идёт в достаточно простом, по сравнению с прежними временами, порядке. Через приложение сегодня можно оплачивать всё, в том числе налоги и «пенсионные» сотрудников, пробивать фискальные чеки. Не нужны кассовые аппараты, которые ранее нужно было регулярно возить на обслуживание и платить за это.
— Оплату принимаем всеми способами, удобными для покупателей – по карте любого банка, через QR, иногда наличными. Удобно, что чек формируется автоматически, потому что подключена онлайн-касса. Сейчас время такое, что большинство хот,ят рассчитываться картами. Порядка 75% оплаты проходит через pos-терминал. Мне это удобно. Показываю, что у меня хорошие обороты и банк может выдать кредит на развитие бизнеса, его сумма напрямую зависит от оборотов. К тому же в приложении удобно организована оплата налогов – это в будущем моя пенсия, можно взять ипотеку под свой бизнес, — говорит Рахат Жанмуханов.
В торговых точках Петропавловска остаются и такие ИП-шники, которые надеются на «авось» — вдруг пронесёт. На уличных рынках города часть торговцев продолжают работать по старинке — принимают наличные, никакие чеки не выдают.
Владелец посудной лавки и интернет-магазина считает, что такой вид торговли существует до сих пор из-за недостатка информации.
— Нужно разъяснять людям, что сейчас в белую работать максимально просто и удобно, к тому же выгодно, достаточно телефона. Некоторые мелкие торговцы работают, как привыкли, большинству из них за 50-60 лет. Часто им сложно разобраться в приложениях, поэтому они просят у покупателей наличку. Хотя сложного для работы ничего нет. Просто нужно пробовать и спать спокойно, — уверен Рахат.
«Островок» косметики в торговом центре «Квартал» работает уже 5 лет. Жанель Кабиденова работает здесь продавцом около полугода. Девушка говорит, что с банковским приложением здесь работают с самого открытия. В последнее время покупатели в основном рассчитываются картами или QR. Очень редко приходят с наличными. Вне зависимости от вида расчёта здесь выдают кассовый чек.
— Сегодня не было ни одного покупателя с наличкой. Все оплачивают по терминалу. Людям удобнее рассчитываться картой или QR. Да и нам не приходится искать сдачу. Пользуются рассрочкой и различными акциями, которые увеличивают наши продажи. При покупке товара на 50-60 тысяч тенге можно взять рассрочку на 1 год. Для нас это большой плюс – клиентам нравится услуга, они покупают больше товара, — рассказывает Жанель.
Хозяйка бутика детской одежды «INDIGO» в ТЦ «Квартал» Индира Ереженова самостоятельно разобралась с банковским приложением, открыла в нём ИП. Говорит, что много хлопот это не доставило, все понятно и удобно. Теперь пенсионные отчисления, налоги оплачивает через приложение. Никуда ходить и стоять в очередях не надо, все расчеты производятся автоматически в приложении.
Оплату товара в бутике принимают любыми способами. Главное – не растерять покупателей.
— Люди приходят, хотят расчёт QR, хотят рассрочку, как откажешь? Это ведь покупатели, которые из-за неудобства выберут другой магазин или уйдут снимать наличку и не вернутся, — говорит хозяйка отдела детской одежды.