Бухар-жырау Калкаманулы (1693–1787, по другим данным, 1668/1686–1781) – казахский акын XVIII века, бий, государственный деятель, последний представитель поэзии жырау. Он жил в период правления хана Аблая и его называли вещим певцом – известно, что он предсказал сон Аблая и его жизнь.
Родился в урочище Елибай вблизи Бухары, жил в местности Далба нынешнего Баянаульского района Павлодарской области, где и умер. О его рождении гласит предание, когда у батыра Калкамана, возглавлявшего 90-тысячное войско Тауке-хана, родился сын, он обратился к старейшине биев, святому Анет баба, и попросил у него бата. Анет баба благословил его сына словами: «Пусть имя тебе будет Бухар! Пусть скакун-тулпар будет под тобой! Пусть голос твой будет звонким! Пусть народ будет доволен делами твоими!». По древней тюркской традиции, мудрец нарек младенца Бухаром по названии местности, где он родился. Слова-эпитеты в благословении впоследствии сбылись – он стал знаменитым звонкоголосым жырау, оратором, батыром, бием Тауке-хана, главным советником хана Среднего жуза Аблая. Получил мусульманское образование в Бухаре и Дамаске (Сирия).
Он был знатоком правовых норм того периода, мусульманского вероучения, хорошо знал древнее народное творчество, нравы и обычаи народа. Его считали устами Аблай-хана. Это певец ханской ставки, и в своих философских песнях-толгау (размышления) наставлял придворных, представителей народа, давал советы ханам и батырам, освещал различные события – участие в походах, разбирательство распрей, восхваление подвигов батыров и верных сподвижников хана, порицал неблаговидные поступки отдельных людей и даже самого хана, на что не отваживались другие певцы. Он предостерегал хана от гибельного для Степи наплыва китайско-джунгарских полчищ и предлагал для благополучия казахов и сохранения трех жузов в единстве иметь дружественные связи с Россией, что впоследствии и подтвердила история.
С одной стороны – это песни-импровизации, с другой – образцы устного народного творчества. Литературовед Мухамеджан Каратаев писал о нем: «Знаменитый златоуст 40–¬70-х годов XVIII века слагал песни, которые являлись рифмованными стихами. Сохранившиеся в народной памяти песни Бухара (например, «Благопожелание», «Ай, Аблай» и др.) рифмованы».
Он не раз пел, что Аблай своим возвышением обязан народу, воинам: «Когда добрый народ за тебя встал, бывший раб, что отца не знал, неожиданно беком стал». Почти полвека знал хана и написал много стихов, посвященных ему: «Благопожелание», «Ай, Аблай», «Аблай, ты в 11 лет», «Когда я тебя увидел», «Рядом с ханом Аблаем», «Безмятежно спишь, хан мой», песни-толгау – «Если не отвечу хану», «Через двенадцать месяцев вернется лето» и др.
Как и многие жырау и акыны, он воспевал в своих песнях Аблая, но помимо защиты и восхваления, часто высказывал грозному и строптивому хану то, о чем не могли сказать другие – бичевал недостатки, мог позволить себе открыто высказать недовольство его действиями, сеющими зло:
Помни, Аблай, что одной
Кровью не склеишь ханства.
Слишком недолговечен этот клей.
О, Аблай, не задохнись от ярости,
Услышав слово правды,
Достиг ты вершины славы,
Но не уживутся в одном караване
Лопающиеся от жира баи
И умирающие от голода простолюдины.
Почти столетним Бухар-жырау спел хану свою знаменитую песню:
В пятьдесят твоих лет,
Сделал привязь громадную ты, привязав к ней
Всех трех наших жузов коней.
Когда после тяжелой болезни Аблай умер под Ташкентом осенью 1780 года и с почестями похоронен в Туркестане, в мавзолее Ходжи Ахмета Яссави, Бухар-жырау, оплакивая его смерть, сложил песню-причитание по умершему Абылаю, в которой есть строки: «Ангел счастья вознес его славу над народом», «Ты многочисленных калмыков подчиняться себе заставлял», «И надо всей огромной степью дух твой грозой бушевал» и др.
Один из вариантов плача-причитания был найден в рукописных архивах Чокана Валиханова и датируется 1855 годом. Еще один вариант был записан отцом ученого-академика Каныша Сатпаева – Имантаем Сатпаевым в 1880 году в исполнении потомка Бухара-жырау, баянаульского певца Куреке, для друга Ч. Валиханова Г.Н. Потанина (хранится в архивах Санкт-Петербурга).
Стихи его поучительны, назидательны, например, в песне «Гибнет высокая гора…» поет, что всё образно гибнет вокруг – гора, если ее покрыл туман; облако, не достигшее вершины горы; солнце и луна во мраке ночном; волна, если затянется льдом, черная земля под снегом:
Что же не гибнет?
Чей вечен век?
Доброе имя человека,
И слово поэта не умрут.
В небольшой песне дает народу 11 пожеланий-заветов: «Жить по велению аллаха, чужим речам не следовать второпях, соблюдение чистоты женщинами, никогда не быть больным, забота о близких, защита родины, предупреждать о природных явлениях, верить предкам своим, в доме – благополучия, уважать старших («Чтобы столетний старец//пешком не ходил у вас»), жить в мире и согласии, уважать и ценить матерей, ценить женщин и др.
В песнях призывал к единению народа, к сплоченности. Отдельные его мысли из песен-импровизаций возведены в ранг афоризмов и крылатых слов: «Хан будет хорош, когда сведет в семью единую свой народ», «Когда родится хороший жигит, не менее хана он знаменит», «Белокрылый беркут снизит полет, если усталость к нему придет», «Сверкающий красками цветок, сухой соломой станет в свой срок» и др.
Его произведения были опубликованы в журнале «Заря» в 1925 году. Первым его биографом стал Машхур Жусуп Копеев (1857/58–1931) – поэт, этнограф, историк. К изучению его творчества приступили в 60-х годах прошлого века. О нем слагали песни, стихи, упоминали в айтысах, написаны книги и созданы фильмы.
Умбетей Тлеуулы (1697–1786) – летописец-жырау, поэт, кобызист, сказитель казахского героического эпоса, создал толгау о жизни Бухара-жырау. В нем немало исторических сведений, связанных с борьбой за независимость народа, о несправедливости отдельных ханов и султанов, об общественной деятельности Бухара-жырау, его семье и, в частности, осуждает неправедные поступки его старших братьев – Боке и Жаугашара.
Старец Жамбыл в автобиографической поэме «Моя жизнь» пел о своей мечте – достичь таких же высот в поэзии, как акын-жырау: «Я в сердце лелеял мечту, я хотел,//Чтоб голос мой звонче Бухара звенел».
Упомянул его и Абай в стихотворении «Если умер близкий», где недружелюбно отзывался о придворных акынах прошлых времен, называя их невежественными и алчными, «ради наживы изливающих медоточивые слова, торгуя совестью». Среди нескольких имен есть и имя Бухара-жырау. Абаю вторит и исследователь казахского фольклора, доктор филологических наук Есмагамбет Исмаилов (1911–1966), писавший: «Типичны песни Бухара, в которых он возвеличивает чингизидов, представителей «белой кости», и утверждает извечность и неизменность общественного положения «черной кости», а, следовательно, предопределенное свыше, подчинение ее ханам и султанам».
Мухтар Магауин написал книгу «Кобыз и копье» (1970) о казахских акынах и жырау XV–XVIII веков. Создан фильм «Көмекей әулие» («Святая гортань»). Образ Бухара-жырау выведен и в героико-эпической опере Еркегали Рахмадиева «Абылай хан», премьера которой состоялась в 2004 году в ГАТОБ имени Абая в Алматы.
Образ жырау и его стихи даны в трилогии Ильяса Есенберлина «Кочевники». Во втором томе узнаем, что столетний старец-жырау находился рядом с умирающим Аблай-ханом, слышал его предсмертные рассуждения, в которых хан с горечью говорил о славе и власти, к которым порой ведет и кровавый путь, и избежать этого не всегда возможно. Но самое главное – «вещий жырау», как его называл Аблай, услышал заветы великого хана, которые он должен был донести до своего народа. Первое – единство народа, второе – иметь опору в русском народе, чтобы «не приближать китайского дракона» (за это он воевал полвека). Есенберлин пишет: «… На следующее утро после похорон Аблая он сел на коня. Как и в молодости, никто не сопровождал его, ибо родная степь – дом жырау. Столетний старец сидел в седле, как всегда прямо…».
Дожив почти до ста лет, пройдя жизненный путь, наполненный противоречивыми периодами, сея мудрость вокруг себя, в одном из толгау он выразил мысль, выражающую его нравственные устремления:
Нет задачи трудней:
Перед морем людей
Речь вести, чтобы их
Сделать мудрей и добрей.
Поэтическое творчество Бухара-жырау отмечено высоким мастерством и является своеобразной летописью событий тех лет в истории народа. Он оставил заметный след в истории, культуре и устном поэтическом творчестве казахов.
Фатима Оразбекова – педагог-ветеран, член Союза журналистов,
Арман Шауханов, кандидат педагогических наук