Социологи провели исследование в селах Северного Казахстана, чтобы выяснить, как ощущают понятие «дом» жители деревень. Корреспондент Петропавловск.kz изучил многостраничный проект лаборатории публичной социологии «Дома лучше», презентованный в этом году. Представляем самое важное из него.
Что такое дом? Для кого-то это малая родина, для кого-то место, где живут родные и близкие, для кого-то страна, населённый пункт, а для кого-то четыре стены, в которых стоит его кровать.
Лаборатория публичной социологии «Дома лучше» была организована Фондом устойчивого развития сельских территорий, совместно с Центром урбанистики AlmaU. Исследование проводилось в 2022 году и было посвящено социальным и инфраструктурным особенностям сельской местности в Республике Казахстан, а точнее — в той его части, которая географически расположена ближе к России. Исследование основано на материале этнографических интервью, собранных в селах Вознесенка и Капитоновка Буландынского района Акмолинской области. Основной его темой стало восприятие «дома» жителями сельской местности.
В общей сложности команда взяла около сотни интервью. Центральным лейтмотивом с подачи научного куратора – социолога Дмитрия Рогозина — стал незамысловатый на первый взгляд вопрос: «Что такое дом?»
Авторы проекта пытались понять, каким образом люди решают, что является для них домом. Но однозначного ответа им получить так и не удалось. У каждого собеседника были собственные приоритеты.
«Там, где я себя комфортно, уютно чувствую», «Там, где ты спишь. Потому что… своя кровать», «Дом – это наше маленькое государство, родина», «Люди, которые тебя воспитали, вырастили, дали образование». Это только часть ответов, которые прозвучали. По факту, были опрошены люди только в нескольких населённых пунктах, но их дома были разбросаны не только по всему Казахстану, но и за его пределами.
Кто-то тосковал по родственникам за границей, кто-то по местам своей юности или по исторической родине предков. При этом от дома их отделяли сотни или тысячи километров, годы или несбыточные мечты. Хотя были и такие, кто чувствовал себя на своём месте.
— Нам было важно понять, что же удерживает в одном месте стольких людей, которых тянет в другие села, города и страны, а что все-таки позволяет им туда уехать? Мы замечали, что лишь немногие были привязаны к месту через участки, дома или квартиры. Мы отчетливо видели, что дом – это очень подвижная и эмоциональная категория. Пространство же оказалось лишь одним из многих аспектов, которые создают чувство дома. Куда важнее были многочисленные связи – социальные, экономические, культурные, — которые места породили между людьми, — пишут авторы проекта.
Они отмечают, что не раз встречали людей, которые ассоциировали себя с Германией, Россией или Украиной благодаря языку или истории предков. А при такой густой паутине связей говорить о каком-то едином доме невозможно.
Остатки цивилизации в Вознесенке
Как уже говорилось, исследование проводили в двух разных сёлах Капитоновка и Вознесенка. До этого исследователи также побывали в Алматы и Макинске – городе в Буландынском районе Акмолинской области. Интересно, что если в Алматы люди часто говорили именно о своей национальной принадлежности, то в сёлах и Макинске жителей больше всего волновали именно бытовые проблемы. Хотя сёла Вознесенка и Капитоновка оказались чуть ли не противоположностями по развитию, их жители большее значение придавали именно отсутствию каких-либо благ в населённом пункте. Исследователи же пытались выяснить, что именно заставляет жителей оставаться здесь или, наоборот, побуждает покинуть дом.
Как пишут авторы, в обеих деревнях найти собеседников было несложно. Причём люди практически все знают друг друга, но особенно не контактируют. В первую очередь, их объединяют именно бытовые вопросы. Как выяснилось, с досугом в обеих деревнях существуют проблемы.
Особенности отличия двух расположенных недалеко друг от друга населённых пунктов видны невооружённым глазом. Исследователи отмечают, что в Вознесенке жители часто ностальгируют по Советскому союзу. Тогда село процветало. Сегодня здесь царит разруха, но многие жители не покидают село, а продолжают жить там. Почему? Остаётся загадкой. При этом люди считают, что их проблемы должен решить кто-то извне, потому что в самом селе они никому не нужны.
Село Вознесеновка поделилось на две части. Люди из одной вынуждены были переехать в другую. Так сказать, скучковаться в одном месте, чтобы пользоваться остатками благ цивилизации. Правда, и в той части еще живут люди. Но их условиям жизни удивляются даже односельчане.
Работа здесь есть, но в основном тяжелая. Поэтому люди ездят на заработки вахтой или в столицу. Это еще больше отрывает их от села как дома и заставляет не так остро воспринимать бытовые проблемы. А их здесь более чем достаточно. Самыми больными точками в 2022 году были водопровод и дороги.
Хозяйство в деревне держат редко. В период исследования (2022 год) здесь работали целых 8 магазинов. Поэтому производить сельхозпродукцию было невыгодно. Жители всё могут купить. Так что наличие хозяйства держит здесь только малую часть жителей. Есть еще проблемы с местным ТОО, которому принадлежат все пашни, а также с нехваткой пастбищ, отсутствием досуга и ужасной медициной.
— Мы наблюдаем страшную картину, когда в сельской местности отсутствует не только профилактическая медицина, но и лечение по поставленному диагнозу. Реакция на просьбы о помощи происходит только тогда, когда пациент находится на грани смерти, — пишут исследователи.
Жители даже приводят примеры, когда при обращении человека отправляют из одной организации в другую, а вот когда он оказывается при смерти, сразу делают все необходимое, видимо, боясь ответственности.
Связи с селом у людей уменьшаются, население уезжает. Уезжают в том числе родственники, друзья и знакомые, что тоже влияет на привязанность к месту. Особенно если речь идёт о детях, многие из которых покидают родителей, когда заканчивают школу. Старшее поколение часто держит связь с родными, которые похоронены на кладбище около села. Хотя иногда бывает и наоборот. Пока старики живы, их одних оставлять здесь никто не хочет.
Символично, что в селе закрылся дворец бракосочетания, теперь жители, в прямом смысле, не могут создать в деревне семью.
Капитоновка – образцовое село или показательное?
А вот Капитоновка в плане благоустройства достаточно благополучное село. Правда благополучием своим оно обязано скорее не государству, а местному ТОО, где в основном трудится проживающее здесь население. Причём между его руководством и сельчанами сложились довольно интересные отношения. Здесь фактически всё решает ТОО, а местный акимат играет весьма посредственную роль.
Градообразующее предприятие вносит свои порядки. Здесь люди постоянно на работе. Некоторые жители жалуются, что работают без выходных, и времени на досуг не остается.
Зато, как утверждают жители, алкоголизма в селе нет. При этом водку в магазине покупают, но видимо считают это зазорным, потому что не несут открыто бутылку по улице, а обязательно прячут ее за пазуху. По их словам, дебоширов на полгода вывозят из села. Потом они или перестают пить, или вовсе переезжают отсюда.
— В обход конвенциональным государственным структурам управления, власть в Капитоновке сосредоточилась вокруг капитала, то есть внутри корпорации. Оттуда же принимаются все решения, которые исходят из логики никому недоступной. Однако местная система власти мало беспокоит самих сельчан. Кажется, что для них, как и для жителей из Вознесенки, куда важнее инфраструктурные преобразования, которые знаменуют собой развитие, восстановление справедливости и некоторых утерянных связей: возможность вновь работать в селе и договариваться с руководством. Вопросом остается, какой ценой достигаются эти улучшения сел. Важность локальной ТОО безусловна, однако способны ли частные компании прислушиваться к людям и решать им помогать? Заинтересован ли бизнес в создании связей между соседями по селу или социальная атомизация более выгодна для их коммерческих целей? — пишут авторы.
Они считают, что такой неформальный характер власти делает связи сельчан со своим домом более уязвимыми. При любом конфликте и любой малейшей возможности карьерного роста в другом населённом пункте, более высокой заработной плате жители быстро смогут решить вопрос с миграцией. И чтобы избежать подобных рисков, и нужны устойчивые связи жителей, соседей, которые не будут зависеть от «хозяев».
Регионы разные – проблемы одинаковые
На самом деле проблемы сёл в каждом регионе Казахстана примерно одинаковые. И контрасты тоже. Недавно редакция Петропавловск.kz побывала в приграничных сёлах Лебяжье и Каракога района Мажгана Жумабаева Северо-Казахстанской области. Несмотря на то, что села находятся друг от друга всего в паре десятков километров, там примерно такая же разница, как между Вознесенкой и Капитоновкой. Но и из обоих населённых пунктов очень часто уезжает молодежь.
— Стремительный отток населения в города – один из центральных вызовов для современных деревень. Эта глобальная проблема характерна не только для территорий Казахстана, однако для выработки ее решений нужно учитывать именно локальную специфику. При общем росте сельского населения из-за естественного прироста, в период с 2010 по 2019 годы села покидали в пределах 30-84 тысяч человек ежегодно, а тенденции к оттоку жителей были обнаружены в восьми из 14 регионов страны. Данные говорят о том, что трудоспособное население покидает наиболее проблемные регионы, а средний возраст их жителей растет. Это ведет к ухудшению демографической ситуации и деградации сельских территорий, — пишут авторы исследования.
По их данным, с 2009 по 2021 годы население многострадальной Вознесенки в Акмолинской области сократилось на 22%. При этом и в Капитоновке, где есть вода, уличное освещение и даже тренажерный зал, за это же время отрицательное сальдо составило 18%. Поэтому эффект влияния развития села на миграцию оценить сложно.
У молодежи в обоих селах примерно одинаковый досуг: игра в футбол, интернет, катание на мотоциклах. Поэтому в основном все стараются уехать. И одним из стимулов для этого становится учёба. Видимо, поэтому большинство молодых людей в обеих деревнях стараются уехать учиться в колледжи уже после девятого класса. Причем профессии часто выбирают такие, по которым работать в родном селе потом просто невозможно. Например, фармацевт. Естественно, в деревню они потом не возвращаются.
Рассуждают авторы в своём исследовании и о роли сельских учителей. Они отмечают, что зачастую преподавать сюда приезжают вчерашние школьники, которые только окончили университет. Заманивают их кнутом и пряником – большой зарплатой и требованием «отрабатывать» гранты. При этом едут в основном не самые перспективные специалисты и в основном именно за деньгами. Автор делит учителей на две группы – меркантильных и энтузиастов. Последние, к счастью, тоже встречаются.
— В текущей ситуации сельские школы, которые могли бы быть двусторонним каналом миграции между городом и деревней, скорее работают по обратной логике, превращая деревни из места для жизни, в пространство «долгой вахты», — считают авторы.
Интересно, что оба села уже во время исследования попали под программу «Ауыл – Ел бесігі». Вот только в Вознесенке жители в тот момент говорили о том, что деньги выделили, а никаких изменений не произошло.
Вместо заключения
Анализируя остроту поднятых проблем жителями сел Вознесенка и Капитоновка Буландынского района Акмолинской области, авторы проекта приводят наиболее распространенные проблемы сёл. Одна из самых важных – здравоохранение, в том числе дефицит кадров. Остро стоит вопрос обеспеченности водой, отсутствия качественного интернета, газификации. Также большой проблемой для сельских жителей является нехватка пастбищных земель.
— Наш кратковременный опыт посещения сел Вознесенки и Капитоновки отчетливо дает понять, что мы не можем говорить о жизни села как о гомогенном процессе. Жизнь в селе различается не только в зависимости от того, в каком именно населенном пункте ты живешь, но и от некогда принятых индивидуальных решений каждого из жителей села о том, где жить, как жить, чем зарабатывать и заниматься в личное время. Каждый живет своей так или иначе структурированной жизнью. Процесс, который некогда захватил села, и последствия которого мы смогли наблюдать — социальная атомизация. С одной стороны, такое положение дел повергает нас в уныние от понимания того, как люди упускают огромное количество возможностей, не зная о них или считая, что эти возможности не относятся к их жизни… С другой стороны, социальная разобщенность в селе заставляет нас столкнуться с диссонансом относительно желаемого и реального образа жизни сельских жителей: складывается устойчивое ощущение, что формируя свою жизнь «в вакууме» и не связывая ее тесно с другими сельчанами, жители села утрачивают способность полноценно влиять как на свою жизнь, так и на жизнь села в целом, оставляя за собой возможность жаловаться друг другу и таким случайным для них посетителям села, как мы, на несправедливость того положения, в котором они оказались, — делают выводы авторы.
Они предполагают, что создание новых возможностей для людей в селах с ориентацией на их потребности и жизненные цели могло бы способствовать укреплению социальных связей внутри села, что в свою очередь укрепит гражданский потенциал сельских территорий и будет способствовать их устойчивому развитию.
Как читатель уже понял, точного определения «дом» для жителей деревень авторам исследования сформулировать так и не удалось. Да это, наверное, и невозможно. Ясно одно, что для большинства это отнюдь не просто строение и четыре стены. А уж то, как люди позиционируют свой дом, зависит от множества факторов, в том числе от условий, в которых они проживают.