Почему наши предприниматели не спешат за единым сертификатом?
С 1 января Россия, Белоруссия и Казахстан ввели единый ветеринарный сертификат. По идее, этот документ должен значительно упростить процедуру экспорта мяса и мясных продуктов в странах Таможенного союза. Чем новинка помогла нашим производителям мясных изделий?
Чужим вход воспрещён
Когда Таможенный союз был только идеей, североказахстанские мясопереработчики одними из первых били в колокола, что он станет приговором местной мясоперерабатывающей промышленности. Говорили, что их продукция, изготовленная из натурального мяса, не сможет конкурировать с импортными изделиями из мясозаменителей, потому что цены таких продуктов разнятся, как небо и земля.
В то же время надежд на то, что перед североказахстанскими предпринимателями откроется рынок соседней России, например, надежд даже не питали.
Увы, все эти опасения подтвердились.
«Наша продукция всегда оказывается одной из лучших на крупных российских выставках, в выставочных павильонах к нам выстраиваются самые длинные очереди из российских покупателей, но пробиться на российский рынок с экспортными поставками не возможно. Там государство стоит на защите местного производителя от иностранной конкуренции», — говорит руководитель предприятия по производству мясных деликатесов Светлана Меденникова.
Нервы удалите!
По данным главного госу-дарственного санитарно-ветеринарного инспектора Северо-Казахстанской области Аблая Сагинова, на сегодня производителям региона не выдан ни один единый ветеринарный сертификат, необходимый для экспорта мяса и мясной продукции. Заявлений на документ не было.
Экспортировать свою продукцию в Россию хотели многие предприниматели, но их тут же ударили по рукам требования Россельхознадзора к мясоперерабатывающим предприятиям.
Аблай Сагинов говорит, что перечень требований к производителю – увесистая пачка убористого печатного текста. Чтобы попасть в число предприятий, которым разрешено экспортировать продукцию в Россию, надо соответствовать всем требованиям этого перечня, а они касаются каждой мелочи в производстве. Начиная с того, что вся территория производства должна иметь бетонное или асфальтированное покрытие и заканчивая тем, что производство должно иметь перерабатывающие линии, которые сначала удаляют из мяса нервные волокна, жилы из мышц, а затем производят из него, например, колбасу.
Под стандарты Россельхознадзора, по словам Аблая Сагинова, в регионе подпало только одно предприятие – прорывной проект мясокомбинат ТОО «Баско». Но единый ветеринарный сертификат Таможенного союза ему оказался не нужен. Предприятие полностью загружено контрактом с покупателями из Алматы и российский рынок пока ему просто не интересен.
Импорт собаки не едят
Тот факт, что единый ветеринарный сертификат никак не отразился на экспорте североказахстанских мясных продуктов, подтверждают и таможенники. По их данным, за последние три месяца на экспорт не пошло ни грамма местного мяса, колбасы или прочих местных изделий.
О том, сколько импортировано той же колбасы в регион, например, из России, красноречивей всего говорят не цифры, а прилавки магазинов. Изделиям местного производства здесь остались только дальние уголки.
Сделаны ли эти изделия на мясокомбинатах с бетонным покрытием всей территории, из мяса с вынутыми нервами и жилами, не-известно.
Есть одна странность, такая продукция не портится и зачастую её не едят даже уличные животные.
Инна ЛИТВИНЕНКО