Сегодня мы расскажем о том, где работали жители Петропавловска более 100 лет назад, сколько они зарабатывали и что могли позволить себе на свой заработок. А также где и в каких условиях лечились, учились, проводили досуг и отбывали наказание – в сегодняшнем материале, основанном на заметках путешественников, бывавших в городе. Все они собраны в книге Михаила Морозова «Петропавловск в дореволюционных литературных источниках».
Средняя зарплата рабочего по России составляла 37 рублей 50 копеек. Умножим эту сумму на 1282,29 — отношение курса царского рубля к современному рублю Российской Федерации, получаем сумму в 48 тысяч 85 рублей на современный пересчёт. Если учесть в тенге, то это ещё в три с небольшим раза больше (по нынешнему курсу) – более 150 тысяч тенге. А если учесть, что средняя заработная плата по нашей области составляет около 80 тысяч тенге, то не так уж и мало зарабатывали рабочие заводов и фабрик в дореволюционные годы.
Заработок петропавловцев 100 лет назад
Дворник получал 18 рублей или 23 тысячи 81 рубль на современные деньги. Подпоручик (современный аналог — лейтенант) имел ежемесячный доход в размере 70 рублей или 89 тысяч 760 рублей на современные российские деньги. Городовой — рядовой сотрудник полиции зарабатывал около 20 с половиной рублей или 26 287 рублей на современный лад. Интересно, что средняя зарплата в Петербурге была меньше и составляла к 1914 году 22 рубля 53 копейки. Умножим эту сумму на 1282,29 и получим 28890 российских рублей.
Кухарка получала всего пять-восемь рублей или 6500-10000 на современные деньги. Учитель начальной школы имел оклад в размере 25 рублей или 32050 российских рублей. Старший дворник получал 40 рублей. Околоточный надзиратель (современный аналог — участковый) — 50 рублей. Фельдшер — 40 руб. Полковник — 325 рублей. Коллежский асессор (чиновник среднего класса) 62 рубля. Тайный советник (чиновник высшего класса) 500 рублей. Столько же получал армейский генерал.
Интересным становится вопрос – сколько в то время стоили продукты? Что можно было купить тогда на такие приличные, даже по сравнению с нашим временем заработные платы?
Фунт мяса в 1914 стоил 19 копеек. Русский фунт весил чуть больше 400 граммов. Мука пшеничная — 8 копеек. Рис – 12 копеек. Бисквит – 60 копеек. Молоко – 8 копеек за одну бутылку.
Томаты – 22 копейки. Рыба (судак) – 25 копеек за фунт. Виноград (кишмиш) – 16 копеек.
Яблоки – 3 копейки за фунт.
Интересно, что нынешняя мера в килограммах не действовала. Всё взвешивалось, измерялось, расфасовывалось и продавалось в фунтах.
Облик старого города
Как же выглядел наш город более 100 лет назад? Как и чем жили его жители? Окунемся в прошлое. Петропавловск являлся одним из наиболее благоустроенных городов Степного края: хорошо распланирован, имеется водопровод, новая, усовершенствованного типа бойня, хорошее городское садоводство, народный дом. Освещается керосино-калильными фонарями системы: Галкина «Люкс» и «Симплекс». В городе имеется реальное училище, женская гимназия, пяти- и четырёхклассные городские училища, две церковно-приходские школы, два приходских мужских училища, два приходских женских училища, воскресная школа и несколько еврейских и магометанских школ, шесть церквей, шесть мечетей, еврейский молитвенный дом и семь кредитных учреждений: отделения Государственного банка, Сибирского, Русского торгово-промышленного и Коммерческого торгово-промышленного банков, Городской общественный банк, Товарищество взаимного кредита, городской ломбард. Есть несколько обществ: общество правильной охоты, вольно-пожарное, поощрительное, государственного коннозаводства, музыкально-драматическое, общество взаимопомощи приказчиков, общество пособия бедным, содержащее ночлежный дом, общество садоводов, содержащее питомник и оранжерею. В настоящее время врачами возбужден вопрос об открытии в городе филиального отделения общества помощников врачей. Есть общественная библиотека с бесплатной столовой, городская больница с родильным приютом, лечебница при переселенческом пункте, военный лазарет, уездная больница, городская богадельня, два общественных собрания и городской театр. С проведением железной дороги торговые обороты города значительно увеличились и в настоящее время достигают 23 миллионов рублей.
По данным Акмолинского областного статистического комитета, общее количество населения города к концу 1910 года определялось в 43 248 (мужчин — 21 504, женщин — 21 744). В городе проходят две ярмарки: «Петровская», с 25 июня по 25 июля, и «Андреевская», с 20 ноября по 20 декабря. Главными продуктами сбыта на этих ярмарках являются: коровье масло, холст, конопля, экипажи Воткинского и Кыштымского заводов, мануфактурный, галантерейный, меховой и жировые товары, железные изделия, зеркала, венская мебель и в особенности мясо и битая птица, направляемые непосредственно за границу, а также в Санкт-Петербург и Москву. Для торговли азиатскими товарами и сырыми животными продуктами существует меновой двор, где производится разгрузка степных караванов. При меновом дворе устроена бактериологическая станция для животных продуктов.
О городской интеллигенции
На это время городское и общественное управление выглядело следующим образом: городской голова — Владимир Черемисинов; члены городской думы — С.X. Сутюшев, И. А. Шулепов, И. А. Юзефович, секретарь — А. И. Андреев. Бухгалтер — К. А. Баганцев.
Учебными заведениями заведовали следующие жители города: реальное училище – действительный статский советник Пётр Бережков. Женская гимназия, начальница — Елизавета Иванова. Пятиклассное городское училище, учитель-инспектор — Н. Домаховский. Четырёхклассное городское училище, учитель-инспектор — Н. Горбачёва. Первое женское приходское училище, заведующая учительница — Елена Черданцева. Второе женское приходское училище, заведующая учительница — Надежда Обатурова. Первое мужское училище им. Н. В. Гоголя, заведующий учитель — Дмитрий Трунов. Второе мужское приходское училище, заведующий учитель — Пётр Баженов.
В мужском образцовом и реальном училищах места заведующих были вакантными. Участковыми врачами работали: на третьем участке — Леонид Кузнецов, на четвёртом участке (с. Явленка) — Валентин Горский, пятый участок возглавлял Михаил Чигловский, а шестой — Семён Гзелиев.
Количество медицинских работников в Петропавловске на 1910 год: врачей — 11 (10 мужчин, одна женщина). Фельдшеров — 17 (10 мужчин, семь женщин). Акушерок и повивальных бабок — девять. Дантистов — два. Фармацевтов — четыре.
Городские панорамы
Всех приезжих Петропавловск встречает высокими минаретами каменных мечетей, которые свидетельствуют о его не только православном, но и азиатском характере.
В городе, особенно в центральной его части, есть много каменных капитальных строений. Главная улица Вознесенская, на которой, как и на Соборной площади, все лучшие магазины. Улиц мощёных нет. Тротуары деревянные. Вблизи станции находится азиатский меновой двор, где масса лавок с шёлковым материалом азиатской ручной работы, бухарскими и кашгорскими коврами.
По своему внешнему виду, благоустройству, оживлённости и условиям общественной жизни Петропавловск ничем не отличается от более или менее лучших городов России. В торговом отношении, благодаря железной дороге, Петропавловск значительно поднялся, и торговая деятельность его из года в год развивается. В Петропавловске имеются: городское полицейское управление; городская дума и управа; податный инспектор и его канцелярия; крестьянский начальник и его канцелярия; сиротский суд и две камеры мировых судей; общественное собрание; нотариус; почтово-телеграфная контора; водопроводная контора; городская станция Сибирской железной дороги; ночлежный дом; городской театр; городская библиотека и читальня; городская богадельня; местная команда; тюремный замок; казённый винный склад. А также петропавловское лесничество, скотобойня, пароходная контора братьев Каменских, Пушкинский бульвар, гостиница «Европейская», меблированные комнаты: Н. В. Гребнёва, В. А. Назарова, В. В. Новышева, В. В. Чернышовой, ресторан Дроздова при гостинице «Европейская». Полицмейстером служил А. И. Шелькинг, исправником Б. А. Оссовский, казначеем Л. И. Лямберт, а врачом А. И. Мухин.
В Петропавловске с 1871 года существует общественный банк, открытый с капиталом в 40 тысяч рублей. К первому января 1876 года капитал этот увеличился до 48 с небольшим тысяч рублей. Кроме того, запасного капитала тогда было 6609 рублей, а благотворительного назначения 5246 рублей. В 1875 году общий оборот банка составлял чуть более одного миллиона рублей, а прибыль — 24 тысячи рублей. В частности, процентных вкладов поступило на 171 тысячу рублей. Ссуд выдано на почти 12 тысяч рублей, векселей учтено на сумму около 43 тысяч рублей.
Сравнительно с двумя предшествующими годами операции банка очень разрослись: общий оборот и учёт векселей в 1875 году были в полтора раза больше, а поступление вкладов вдвое; выдача же ссуд незначительная, хотя с 1873 года и возросла почти втрое. Странно при всём этом прибыль в 1875 году была меньше, чем в 1874 году не совсем понятно также, почему основной капитал банка в течение пяти лет увеличился очень мало. При сравнении с банками Тобольской губернии, петропавловский больше подходит по размерам оборотов к Тобольскому, хотя на семь лет моложе его.
Такси на копытах
Вместо такси по улицам дореволюционного Петропавловска ездили извозчики, которые, надо отметить, неплохо зарабатывали своим промыслом. За путь от вокзала в город брали 40 копеек. По городу в конец — 13 копеек. Езда по городу за один час оплачивалась в размере 25 копеек.
Здание Тюремного замка в Петропавловске находилось недалеко от крепости. По сведениям краеведов «белая тюрьма» ещё действовала до 50 годов прошлого века. По пересыльной тюрьме сведений тоже мало и они, к сожалению, почти не изучены, но особое внимание в своё время уделялось известным личностям, побывавшим в ней. Это декабристы, причастные к восстанию 1825 года. В годы репрессий и гонений через пересыльную тюрьму прошли потомки Пушкина, Римского-Корсакова, а также другие интересные личности. К примеру, актриса Зоя Фёдорова и родственники Эдиты Пьехи.
Действительно, в нашем городе было два тюремных замка. Как теперь говорят «белая» и «красная» тюрьма. Они различались по цвету стен зданий. Красная была выложена из красного кирпича. Это здание до сих пор находится на территории бывшего завода им. Калинина. Изначально оно было двухэтажным, в советское время надстроили третий этаж. В 1930-е годы активно использовалось для «первичного приёма» каторжан. Заключённые, прибывавшие в Петропавловск, шли пешком от вокзала по ул. Интернациональной, потом мимо крепостной церкви в эту тюрьму. А уже отсюда их отправляли, кого в АЛЖИР, кого в Карлаг и т.д.
Первое деревянное здание тюрьмы было отстроено на территории крепости Петра и Павла ещё в начале 19 века. Каменный тюремный замок был построен в 1865-69 годах. А вот пересыльная тюрьма была отстроена позже.
Тюремный замок в Петропавловске построен в 1869 году с таким расчётом, чтобы в нём могло поместиться 50 человек арестованных. До первого октября 1893 года Петропавловский тюремный замок вполне удовлетворял своему назначению, так как число содержащихся в нём арестантов в то время далеко не достигало своего предела. С октября 1893 года число арестантов стало с каждым годом увеличиваться. Стали судить по Степному Положению (вместо народного суда) киргизское население, и с проведением Сибирской железной дороги население Петропавловска и его уезда резко увеличилось. Таким образом, в 1897 году среднее суточное число арестантов, содержащихся в Петропавловском тюремном замке, достигало 96 человек. С проведением Сибирской железной дороги и открытием движения арестантских партий Петропавловск сделался пересыльным пунктом для арестантов, направляемых в разные места России и Сибири. Партии пересыльных арестантов, следующих через Петропавловск, бывали в среднем от 50 до 200 человек. Пребывание арестантов в Петропавловском тюремном замке для дальнейшего следования — несколько дней. Таким образом, общая численность арестантов в эти дни доходило от 150 до 300 человек.
Из записок Петра Семёнова: «Петропавловская тюрьма построена на 50 человек. Дом каменный, двухэтажный. Несмотря на то, что тюрьма построена всего лишь 10—15 лет назад, вероятно, через год или два она представит вид развалин. Широкие трещины появляются одна за другой, подоконники вываливаются; стены полые, полные мусору; каменная лестница, ведущая на второй этаж, шатается и крошится. Тюрьма имеет 25 камер различной величины и почти всегда переполнена втрое. Камеры все страшно холодные, сырые, печи же при топлении дымят не в трубу, а в камеру. При входе в камеру вас охватывает ужасная атмосфера. Тут и ножной пот, и угар, и кислый хлеб, и грязное бельё. Стены мрачные, покрыты грязью, харчками, копотью и пылью. В камере мрак оттого, что двойные окна направлены на север и восток, на протяжении целого дня лишены солнца. Зимой стены промерзают вплоть до верха и покрываются толстым слоем инея. Ночью воздух в камере превращается в ядовитую атмосферу, оттого что в каждую камеру на ночь вносится параша, которая не имеет крышки.
Бельё имеется только на 50 человек. Для смены служит старое бельё, о качестве которого говорить излишне. Так как часто в тюрьме содержится в два-три раза больше арестантов, чем положено, многие из них остаются совершенно без белья, в одних только дырявых полушубках. Что касается пищи, то на каждого арестанта полагается полфунта мяса (чуть больше 400 граммов, — прим. авт.) и три фунта хлеба, при этом полфунта хлеба высчитывается на квас. Пища, в общем, не дурна, за исключением постных похлёбок, которые, по едкому выражению арестантов, годны только для клистиров. Больницы при тюрьме не существует. Её заменяет такая же холодная, сырая и мрачная камера, в которой имеется пять деревянных кроватей, полных клопов. Отдельного врача и фельдшера тюрьма не имеет».
Первая «базарная» школа
На тот момент, когда путешественники, побывав в нашем городе, оставляли о нём свои заметки, в Петропавловске было только одно пятиклассное городское училище и женская прогимназия. Училище помещалось в деревянном низеньком одноэтажном доме, расположенном на базарной площади. Что здесь творилось, представить не сложно: в базарные дни училище окружено повозками, скотом, лошадьми, верблюдами. На учеников эта обстановка влияет как нельзя хуже. Рёв скота, ржанье лошадей, крик и гиканье киргизов мешают классным занятиям. Классы в училище проходные. В прихожих и проходных комнатах висит верхняя одежда учеников. Полы не крашены, грязные. В училище учится около 200 детей. Классные комнаты, в которых размещается 40—60 учеников, высотой четыре с половиной аршин (при норме шесть аршин). Стены грязные, облупленные. Гимнастических приспособлений при училище не имеется.
Что касается прогимназии, то в сравнении с училищем и само здание, и внутренняя обстановка значительно благоприятнее. Больше воздуха, больше света, чистота, крашеные полы. Во дворе разбит молодой садик.
Материал подготовила Ольга ВАЙТОВИЧ
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск