Ухудшение финансового положения редакций, которые столкнулись с ростом затрат на печать бумажных версий газет, спровоцировало также и отток рекламодателей из прессы в онлайн-СМИ и на ТВ. Это можно понять по обзорам рекламного рынка Казахстана, сообщает Петропавловск.kz.
По данным EnergyProm газетному бизнесу приходится непросто. В последние пять лет наблюдалась отрицательная динамика. В 2018–2020 годах падение было очень серьёзным — от 32,6% до 38,9% ежегодно. В прошлом году пресса потеряла ещё 12,2% своего рекламного объёма.
Снижение интереса рекламодателей — процесс, параллельный снижению популярности СМИ у аудитории. В этом плане печатная пресса действительно проиграла войну интернет-изданиям и социальным медиа.
В информационной доктрине Казахстана, опубликованной в конце марта этого года на сайте президента РК, говорится, что печатные издания в стране остаются основным источником информации лишь для 9% граждан. И это преимущественно люди старшего поколения.
Понять эту тенденцию можно и по сводкам новостей о закрытии газет за последние годы. Energyprom собрала данные по основным причинам закрытия крупных печатных изданий за последние десять лет. Возможно, это далеко не полный список, так как в него не вошли те региональные издания, о закрытии которых не писали республиканские информагентства. Также в сети нельзя найти информацию о прекращении работы редакций районных газет. А их, надо полагать, тоже было немало.
В список почивших в последние два года вошли такие крупные некогда популярные газеты, как «Караван», «Мегаполис» и одно из старейших казахстанских изданий — «Экспресс К», которому было 103 года. Отказ от печатных версий отмечается даже в тех редакциях, которые имели «за спиной» надёжного инвестора или были филиалами крупных издательских холдингов России. К ним относятся «Известия Казахстан» и «Московский комсомолец в Казахстане». Они ушли с рынка РК ещё в 2013-2014 годах.
Одна из часто упоминаемых причин закрытия СМИ — финансовая несостоятельность бизнес-модели газеты как таковой. Поэтому многие редакции, принявшие решение продолжить работу после закрытия бумажной версии газеты, переходили полностью в электронный формат и находили новые формы работы с аудиторией и рекламодателями.
Другие упоминаемые причины закрытия, также повлиявшие на экономическое положение редакций, это потеря интереса аудитории и, как следствие, падение тиражей и снижение доступности точек продажи прессы.
Очень ёмко об этом в своём прощальном письме читателям написала редакция газеты «Караван»: «Все хорошие истории рано или поздно заканчиваются. Все знают, что в мире сейчас нарастает тенденция: бумажные версии даже самых популярных изданий закрывают, потому что человек может прочитать это всё в интернете. И в Казахстане — тоже. Выросло целое поколение, которое не понимает, зачем вообще нужны газеты. Те, кому сейчас три-четыре годика, через пять–семь лет будут черпать информацию только из своих гаджетов. „Бумага“ проиграла Инету с разгромным счётом».