По данным Бюро национальной статистики РК, за прошлый год предприятия лёгкой промышленности страны произвели продукции на 178 млрд тг. Рост в стоимостном выражении составил 27,1% за год. Такая высокая динамика обусловлена общей для глобального рынка тенденцией удорожания.
В натуральном выражении объём казахстанского производства за год увеличился всего на 6%.
Из 16 категорий товаров легпрома, по которым отчитываются отечественные предприятия, лишь пять по итогам прошлого года просели по объёмам — хлопок, хлопчатобумажные ткани, фетр и войлок, валенки и головные уборы.
По остальным позициям казахстанские производители выросли минимум на 11% (мужская верхняя одежда), максимум — в три раза (одежда для грудничков). В среднем наблюдался прирост производственных объёмов в пределах 15%–20%.
Предприятия лёгкой промышленности в основном базируются на юге Казахстана. Доля производства четырёх регионов (Алматинской и Туркестанской областей, Шымкента и Алматы) составила по итогам 12 месяцев 53,6% от РК.
Лидировал Шымкент. Именно там находится крупнейшая ковровая фабрика страны «Бал Текстиль», компания KazTexIndustry, производящая стерильную одежду для новорождённых, и предприятие по выпуску хлопчатобумажной пряжи Azala Cotton. Высокая территориальная концентрация легпрома на юге связана с близостью к ресурсной базе и доступностью дешёвой рабочей силы.
По оценкам QazIndustry, объём рынка продукции легпрома РК к концу октября 2022 года составлял 2,6 млрд долл. США. В сравнении с первым годом пандемии общая стоимость всей продаваемой в стране одежды и обуви выросла на 44,4%.
В течение многих лет лидирующие позиции среди поставщиков одежды, текстиля и обуви занимают зарубежные компании. К ноябрю 2022 году доля импорта в секторе составляла 92%, плюс 2 п. п. за год.
По информации отечественных статистиков, за январь–ноябрь прошлого года в Казахстан было импортировано одежды на 1,5 млрд долл. США. Это на 89,8% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Поставки одежды из-за рубежа растут из года в год. Исключение составляет разве что локдаун 2020-го, когда сломались все логистические цепочки. Тогда прирост был, но составлял он всего 0,9%.
Именно в пандемию произошло перераспределение ролей главных поставщиков импортной одежды в Казахстан. Китай оттеснил Россию и стал безусловным лидером по объёмам поставок текстиля для РК, заняв долю в 49,8%.
А мне почему-то на ум пришёл опыт наших соседей — Узбеков. Все мы знаем, что с советских времён Узбекистан был хлопковой житницей СССР. Сбор сырья, его частичная переработка, да его экспорт в др. регионы, вот и весь узбекский хлопок. А уже в постсоветское время, целенаправленной идеей руководства этой республики, была ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА(и выделены не малые средства) для глубокой переработки хлопка. Ими были закуплены в Европе и по всему миру лучшие станки и оборудование для переработки хлопка. Узбеки стали выпускать джинсу и др. ткани. Дальше, стали организовать цеха по пошиву тканей. А это уже добавленная стоимость продукта. Я с удивлением для себя этим летом узнал(порывшись случайно на узбекских сайтах), что у них есть такие фабрики, которые экспортируют готовые джинсовые изделия в Германию, Турцию и др. страны! На сайтах этих предприятий(производителей), изделия выглядят очень достойно. Почему такого хорошего качества джинсу ещё не завезли нам, непонятно? Может и нашей Республике, стоит сделать глубокий анализ и изучить весь потенциал, что мы добываем и что можем произвести при глубокой переработке сырья и полной локализации производственного цикла???? Что или какое лучшее мировое оборудование стоит закупить??? Посмотреть, посчитать, что или какие виды продукции или материалов постоянно используем, что из этого могли бы сами производить(даже используя здоровый протекционизм) ??? Прикинуть наше выгодное географическое положение и стать в каких-то отраслях и направлениях передовым хабом???