Жители Петропавловска Максим Лозин и Вадик Островский решились на путешествие в Москву автостопом. За 35 дней парни посетили 14 российских городов и преодолели на попутных машинах больше пяти тысяч километров и вернулись в родной Казахстан. Максим Лозин подробнее рассказал об этом приключении корреспонденту Петропавловск kz — ИА REX-Казахстан.
— Расскажи, почему вы решили ехать не поездом, а автостопом?
— Скажу сразу, это мой первый автостоп. Пару лет назад к нам приезжал известный автостопщик Антон Кротов, он так путешествует уже 20 лет. Мой друг Вадик предложил добраться до Москвы в Славянскую общину. В деньгах мы были ограничены, вот из экономии и решили рвануть автостопом. В общей сложности, вместе с дорогой домой в пути мы были с 30 августа до 5 октября прошлого года.
— Было страшно?
— Страха не было, только энтузиазм и хорошее настроение. Дискомфорт доставляли только холод и дождь. Утром палатка была мокрой от конденсата, приходилось её сушить. Ну и конечно осенним утром весьма прохладно и нужно было очень быстро разгонять кровь, умываться, пить чай, ужинать и собираться в дорогу. Несколько раз мы попадали под дождь, но и это не проблема, так как имелись дождевики. Очень помогли советы из книги Кротова, хотя лучший учитель — это личный опыт.
— Что брали с собой в дорогу?
— Вещи мы с Вадимом разделили. Он нёс аптечку, кастрюлю и бутылку воды, а я — палатку и фонарь. Также у каждого из нас был двухнедельный запас еды, спальник, сменная одежда, дождевик, ручка с ежедневником и документы с деньгами. В первый день наши рюкзаки весили по 15 кг каждый, но в конце пути вес сократился до девяти.
— Сколько машин сменили за все путешествие?
— Мы подсчитали, что нас подвозило примерно 80 водителей.
— Долго приходилось стоять на трассе, ожидая автомобиль?
— По-разному, от пяти минут до десяти часов, один раз даже сутки ждали попутную машину. Конечно, когда приходилось стоять на трассе подолгу, то даже ночевали у дороги. На челябинском участке нас не хотели подбирать и мы потеряли целые сутки: пришлось спать в лесу, а поутру продолжать стопить. Но даже, если мы не ехали, мы шли, а значит, двигались вперёд, и совершенно не переживали, если водители нас игнорировали.
— Что делал, если не успевал добраться до предполагаемого ночлега?
-Главный плюс автостопа в том, что можно расслабиться и не торопится. При передвижении на поезде ты проезжаешь мимо тысячи интересных мест и не встречаешься с сотней интересных людей. На официальном транспорте ты обязан строить планы, успевать куда-то. А в случае, если до ночи мы не могли выехать, просто спали на природе в палатке и спальниках. Бывает, что останавливается водитель, который хочет заработать, таким мы отвечали, что мы автостопщики и не особо богаты. Таких водителей называют таксистами, и они обычно кружат вблизи городов. Вообще нужно сразу показывать свою сущность, договариваться обо всём перед тем как садишься в машину, иначе потом могут возникнуть недопонимания. Пару раз такое случалось, водитель пожаловался на маленькую зарплату и попросил на бензин, мы скинули ему по сто рублей, не столь большие деньги, чтобы спорить и прибедняться. Однако обычно драйверы стопились бескорыстные и были рады подвезти нас, а некоторые даже кормили.
— А где еще вы ночевали, только под открытым небом? И как мылись весь этот месяц?
— Ночлег появлялся сам с собой. В Суздале, например, попались хорошие люди, которые приютили нас на сутки у себя на даче. В Екатеринбурге и в Казани живут наши друзья, которые помогли с ночлегом и с едой в дорогу. Условия, конечно, не совсем привычные. Автостопщикам приходится ночевать в лесу, нет условий, чтобы мыться каждый день, впрочем, к этому быстро привыкаешь.
— Тянуло домой?
— Через пару недель начал скучать по матери и коту. Однако чем дальше и дольше едешь, тем интереснее и проще. Вдвоём тоска не ощущается. Вообще от странствий тело становится крепче, характер спокойней, мелкие проблемы решаются как-то сами собой. А с матерью и друзьями я списывался через интернет.
— Возникало желание все бросить и вернуться домой?
— Наоборот, иногда хотелось остаться. Например, в Казани я нашёл очень радушных и необычных людей, с теми же интересами, что и у меня. Они не хотели нас отпускать, и на обратном пути я всерьёз думал, что вместо дома поеду обратно к ним. На тридцатый день путешествия, когда начались холодные дожди, а трава уже покрылась инеем, у меня было опустились руки, я хотел купить билет на поезд, добравшись до дома вдвое быстрее, но всё же решил завершить свою «миссию». Наверно, прежде всего я хотел доказать себе, что я могу.
— Как благодарил за доброту людей?
— Как советуют многие автостопщики: «Возвращайте добро во вселенную. И делайте его первыми. Любой может накормить голодного, отсыпать нищему мелочи, сказать доброе слово грустному». Вот и мы дарили добро — кормили бродяг или дарили вещи или еду некоторым драйверам. Возвращаясь уже с общины, где мне подарили мешок яблок, я отдал их подвозившему меня парню. Люди хорошие есть везде, а телевизор — это «зомбоящик», который лучше бы выбросить и попутешествовать. Потому что мир гораздо лучше и добрей, чем нам рассказывают.
— Что запомнилось и впечатлило больше всего?
— Впечатляло нас, что всё у нас получилось спонтанно и внезапно, будто нам помогали сверху. А если брать место, то больше всего запомнилась Суздаль. Город маленький, но сколько там старинных церквей и домов, оттого и едет туда народ со всей Европы. И видно, что и сами люди очень любят свой городок. В Москве запомнился центр, а именно, старый Арбат. Вообще по столице гуляли с навигатором, который имелся в смартфоне Вадима, чтоб не заблудиться и посмотреть самые красивые места, но нам не хватило и недели. К тому же метро там очень дорогое и большую часть денег съел именно метрополитен. Так же запомнился слёт автостопщиков, где познакомились с девушкой, которая приютила нас в Люберцах на полторы недели. После поездки вера в себя только укрепилась, и я стал более самостоятельным. Ни разу ни пожалел о данном путешествии.
— Можешь поведать про какой-нибудь удивительный случай?
— Расскажу о случае в Перми. Нас высадили в центре города поздно вечером. У нас был выбор, либо напроситься в больницу или полицейский участок, либо в Макдональс. Шёл дождь и мы торопились быстрей найти ночлег. На пути нам попалась часовенка, и хотя она была закрыта, я постучал. Дверь открыл сурового вида охранник, на лице большой шрам, на руках наколки. Сначала он хотел нас послать куда подальше, но мы показали ему нашу суть и он был рад нас приютить и накормить.
— На твой взгляд, чем опасен автостоп?
— Опасно, если не умеет общаться с людьми. А если голова на плечах, то нет особых трудностей. Как говориться, язык до Киева доведет. Опасностей больше в городе, когда живёшь оседло, в путешествии явно ощущаешь, что вселенная тебя хранит. Драйверы могут подсказать, накормить и дать денег.
— Видишь ли ты себя автостопщиком в будущем?
— Не только им. Ведь в мире столько всего интересного, путешествия — лишь один из способов узнать мир. В будущем хотелось бы видеть себя человеком, занимающимся любимым делом и приносящим людям что-то полезное. А вообще хотелось бы каждое лето куда-нибудь выезжать. Следующая цель, я думаю это Курильские острова, ведь по дороге туда — столько дивных мест, например Алтай, Байкал, Владивосток, гейзеры Камчатки, остров Сахалин…
Беседовала Мария ВАХИТОВА