СпецавтоЦОН запустил новую услугу для населения: предэкзаменационную подготовку на автодроме теперь можно пройти и в выходные дни. Напомним, что ещё на прошлой неделе данная платная услуга не осуществлялась на территории автоЦОНа областного центра, сообщает корреспондент Петропавловск kz — ИА REX-Казахстан. Это событие повлекло немало нареканий со стороны курсантов, проходивших экзамен на автодроме без единой возможности опробовать его трассу и получше узнать нового «железного коня». Естественно, что и результаты экзаменов оставляли желать лучшего.
После того, как процесс сдачи экзамена по вождению в нашем городе перевели в спецавтоЦОН, а произошло это с наступлением нового 2015 года, процент сдавших практический экзамен резко сократился. Причём, количество получивших водительское удостоверение, а, значит, прошедших экзамен на автодроме курсантов, составляет лишь маленький процент.
Корреспонденту Петропавловск kz — ИА REX-Казахстан удалось побывать на специализированном автодроме в спецЦОНе и понаблюдать за процессом сдачи экзамена. Он проходит примерно, в следующем порядке.
Группа курсантов из определённой автошколы Петропавловска приходит в назначенное время и отправляется на сдачу теоретического экзамена. Как только курсант проходит тест, состоящий из 40 вопросов, не допустив более восьми ошибок (только тогда экзамен считается пройденным), он отправляется на автодром. К слову, с компьютерным тестированием проблем почти ни у кого не возникает.
Дождавшись, пока приятный женский голос автоматизированной системы объявит его очередь на сдачу экзамена и номер автомашины, на которой он будет проходить (а их две), курсант садится в салон автомобиля, в котором уже поджидает инструктор. Разговаривать внутри салона нельзя, задавать вопросы инструктору также нельзя. Перед началом экзамена инструктор ведёт знакомство с автомобилем, показывает, где включаются повороты, «аварийка», свет, как переключиться на задний ход. На это даётся несколько минут.
И вот автомат объявляет: «Автомобиль №2 – вы можете начинать движение». Тут начинается самое интересное: курсант заводит автомобиль, трогается и начинает свой путь к получению водительских прав. Только вот далеко не у всех это выходит с первого раза.
Стоит отметить, что в спецавтомобиле, предназначенном для сдачи практического экзамена, нет дополнительных педалей тормоза и сцепления, какими оборудованы машины автошкол. Инструктор не помогает своему временному подопечному ни в чём, по крайней мере, он не должен этого делать. В случае необходимости, а такие уже были, он имеет право воспользоваться ручником, чтобы экстренно остановить автомобиль. Дабы уберечь имущество ЦОНа.
Как нам рассказали инструктора ЦОНа, с которыми мы успели разговориться, большинство курсантов не сдают вождение из-за того, что просто-напросто не умеют ездить.
— Что с них можно взять, если некоторые всего 10-20 часов «откатали»? – говорят инструктора спецЦОНа. Трогаться толком не умеют, не говоря уже об элементах парковки, которые нужно выполнить за две минуты, не наехав на кабель, проложенные вдоль бордюров. Не видят красный свет светофора, — говорят инструктора спецЦОНа.
— И на бордюры наезжают, и в сугробы. Дают газу так, что машина рвётся чуть ли не в бой, естественно, что сцепление горит, — сетуют инструкторы.
Не мудрено, что при таком раскладе и количество сдавших экзамен с начала нового года составляет порядка 20 человек! А ведь каждый день свой тест-драйв проходят группы, в которых обычно 18-20 курсантов, — продолжает инструктор.
И все же какие же ошибки совершают курсанты? По словам Ермека, инструктора автоЦОНа, здесь основной влияющий на провал экзамена фактор – нехватка практического навыка. А вовсе не отсутствие опыта езды по незнакомой трассе, да ещё и на «чужой» машине!
А ошибки вылезают с самого начала сдачи экзамена – первая и самая распространённая – наезд на стоп-линию перед знаком «Стоп». Затем следует упражнение «горка», на которую нужно заехать, остановится перед стоп-линией и тронуться уже через три секунды. При этом, не сдав назад более 20 сантиметров. Иначе с курсанта снимаются 20 штрафных баллов! Отметим, что горка довольно крутая, и сами инструкторы не смогли припомнить, где есть такая же в Петропавловске.
Распространённая ошибка при упражнении «парковка», которое нужно выполнить в самом конце экзаменационной трассы – наезд на кабеля, расположенные вдоль бордюр. Именно здесь снимаются с экзамена большая часть курсантов. Даже если они практически без ошибок преодолели трассу автодрома, то парковка задом и горизонтальная – в карман, делает сдачу экзамена практически невыполнимой задачей. Поскольку припарковаться задним ходом и не задеть штрафной кабель требует опыта и навыков. Представители же автошкол сетуют, что разметку и контрольные кабеля не видно под снегом. И надо отметить, что во время нашего визита автодром, действительно, был не почищен.
Так и подрываются многие курсанты именно на парковке, как на подземной мине. Наехав три раза на этот кабель, получают уже 60 штрафных баллов, а то и больше. Всего с начала экзамена каждому курсанту даётся 100 баллов. А если нарушения были и до этого, автомат выносит приговор: «Автомобиль №1 – упражнение не выполнено» или «Экзамен закончен, вы не сдали».
Такие неутешительные «приговоры» звучат здесь чуть ли не для каждого курсанта. Но, многие из них уже готовы к тому, что придётся пересдавать, поэтому не отчаиваются.
Так, например, Гульнара Р., ученица «ДОСААФа» призналась нам, что проехать трассу без подготовки очень сложно, поэтому обязательно воспользуется услугой предэкзаменационной подготовки. Правда, говорит, что дорого 1700 за час, но выбора нет. Иначе экзамен сдаст не скоро.
— На белую линию надо заехать двумя правыми колёсами. — При выполнении упражнения горизонтальной парковки. Только тогда оно будет зачтено компьютером. Надо успевать смотреть в зеркала и везде, чтобы не наехать на кабеля, — говорит Гульнара.
Как нам стало известно, те курсанты, которые после провала экзамена по вождению попробовали трассу на платной основе, смогли сдать со второго раза. Думается, что незнакомая трасса и машина все-таки, наряду с волнением, делают свое дело. И теперь, когда появилась возможность пробовать, отучившиеся курсанты все-таки получат долгожданные водительские удостоверения. Благо, что пересдавать вождение на автодроме можно бесплатно. Только вот настораживает, а не получится ли так, что теперь автошколы будут ориентироваться в практических занятиях на прохождение трассы экзаменационного автодрома, а в городе занятия вовсе прекратят? Как тогда будет чувствовать себя новоявленный водитель с правами, который умеет парковаться и совершать различные маневры, но боится мимо проходящих машин и пешеходов?
Ольга ВАЙТОВИЧ, фото автора