Мы первое поколение людей, которое о реальном положении дел в городском или сельском хозяйстве может знать больше, чем любой вышестоящий начальник. Просто потому что появилось огромное количество источников информации, за которой ни у акима города, ни, тем более, у акима области нет времени следить внимательно.
Да, у нас эта информация мусорная, часто клонирующая друг друга, иногда фейковая, а он получает выжимку из самого важного, но в этой выжимке нет большого количества крайне необходимых руководителю данных о том, что происходит в городе на самом деле. А главное — безграничная возможность общаться практически со всем городом. Пока где-то аким отчитывается о проделанной работе, горожане в социальных сетях со скоростью солнечного света обмениваются информацией: ДТП на такой-то улице, сломанный колодезный люк, плохой асфальт, протекает крыша, обвалился потолок, завышают цены, педофил в Подгоре, пожар в маршрутке…
Этот информационный шум не сможет передать подчиненный, ожидающий акима в 8 утра у кресла с кратким докладом о ситуации, несмотря на всю его важность. Раньше такой проблемы просто не было — ни соцсетей, ни интернета, ни даже просто дискового телефона на холодильнике у каждого жителя города. Как вы думаете, кто первый узнал об обрушении дымовой трубы ТЭЦ-2? Ручаюсь, что большая часть горожан в соцсетях увидела эпичное падение гиганта вперед всех начальников просто потому, что мы бесконечно глубже сидим в этой информационной бомбардировке. Через секунду большинство мобильников жужжало: «Ты это видел?»
Вы, возможно, видели, как идут аппаратные совещания в акимате области: отремонтировано 10 километров дорог, построено 200 домов, инвестиции в сельское хозяйство составили 300 триллионов… Нам дали возможность не только увидеть совещания, но и то, что эти совещания не изменились — они всё также неповоротливы.
Никто не скажет руководителю: «Баке, у тебя там ремонт улицы Горького начали, первый участок сдали как попало! Там лужи после дождя, а ведь это реконструкция с ливневкой!»
Пока аким рассказывает о том, что в этом году в Петропавловске построили уже 300 комбайнов Claas, и скоро в СКО приедет глава этого концерна, люди в соцсетях обсуждают, как смешно выглядит новость о строительстве этих комбайнов на заводе, где нет даже конвейера для сборки. А если он есть — то почему его так никому и не показали до сих пор?
Беда современного чиновника в том, что ему докладывают искаженную информацию. Так повелось, что подчиненные не говорят о проблемах, а лишь о достижениях, а то ведь могут и голову с плеч долой за плохую весть. Плохое всплывает только тогда, когда его уже невозможно не заметить из окна акимата невооруженным глазом. 20 марта — явный тому показатель, а по лужам на улице Горького аким не ездит. Как не ездит и по окраинам. Например — по Бензострою, который с ужасными мусорными кучами уже никак не назовешь Береке. Несолидно для обновленного топонима…
Стоит понимать, что чиновники любого уровня — обычные люди, они просто больше похожи на начальников. И попадают они на свои места не в результате тестов на intelligence quotient (IQ). В Казахстане, да и в любой стране, для этого есть и другие пути… И самое забавное как раз в том, что сейчас это тоже стало ни для кого не секретом. В том числе и потому, что теперь информация распространяется быстрее. Теперь мы прекрасно можем видеть, что со многими проблемами не справляются, где-то совершают откровенные ошибки, где-то откровенно лгут и сами верят в эту ложь.
Аппарат функционирует и в общем и целом справляется с поставленными задачами, но за последние годы в Северо-Казахстанской области не произошло ровным счетом ничего, что можно было бы назвать действительно прорывом, который так нужен! И отчасти это происходит как раз потому, что абсолютное большинство руководителей не сумели подстроиться под новый сверхбыстрый мир, не сумели понять, чем и как живут люди, зависящие от них, не сумели погрузиться в информацию глубже, чувствовать настроения, видеть проблемы своими глазами, а не в буквах докладов. Скорость принятия решений практически не увеличилась.
Знаете, как это называется? Бюрократия. А ведь это слово у большинства граждан ассоциируется с прежними временами. Сотни тысяч бумажек, заполнявшие раньше столы любого административного работника, стали теперь сотнями тысяч файлов в компьютерах. Мусор, царивший на рабочем столе и в папках — полностью переехал в «Рабочий стол» и «папки».
Говорят, аким области ходит на работу пешком. Неужели ему нравится кривая тротуарная плитка перед его офисом? Говорят, городской аким ездит инспектировать строительство, в том числе дорожное. Неужели он не видит, как безобразно организовано рабочее пространство? Реконструируют улицу Горького: силовой кабель протянут у входа в школу№10, двухметровые ямы, разрытые экскаватором, огородили деревянным заборчиком 30-сантиметровой высоты, дети его, конечно, перешагивают и идут дальше — прямо перед экскаватором…
Иногда так хочется, чтобы городом и областью руководили люди, которые много лет здесь прожили и еще до получения большого портфеля знали о том, что на самом деле происходит и где болевые точки. Конечно, есть у главных руководителей та информация, которой простые жители в социальных сетях не делятся: например о бюджете. О том, можно ли в этом году выделить миллионов 300 на ремонт той или иной улицы, или на переселение жителей ветхих домов. Но беда в том, что обратной связи у акимов практически нет: отчетные встречи с населением и беседы с руководителями КСК таковыми считать сложно. Это разовые акции.
Впрочем, все это я написал не для того, чтобы обвинять кого-то из акимов. Мы действительно первое поколение, которое о большинстве проблем знает больше и узнаёт быстрее, чем начальники. И ничего с этим поделать нельзя…
Это лучшая публикация о работе акимов, ее можно проецировать на всех наших чиновников, абсолютно не владеющих коммуникационными навыками, исключая президента. С ними мы точно не построим Новый Казахстан. Молодец, Андрей.
Респект автору. Это касается практически всех акимов и подавляющего большинства чиновников, абсолютно не владеющих коммуникационными навыками, занимающихся в лучшем случае самопиаром.
Боюсь с заголовком я бы поспорил — на самом деле лидера осведомленности определять бесполезно — каждый из нас несмотря на интернет и прочее осведомлен только в меру своих возможностей, источников и интересов. Где-то лучше осведомлен человек непосредственно проживающий в эпицентре событий, где-то аким и его подчиненные — это объективная реальность по другому быть не может на то мы общество, что вместе существуем, коммуницируем и решаем вопросы сообща каждый в своей зоне обитания и компетенции. Да возможно простые люди где-то быстрее узнают информацию о неких знаковых событиях, но аким с подчиненными владеет более обширным массивом информации которая скорее всего для каждого конкретного человека и не интересна целиком. Эта информация само-собой не так глубока чтобы отражала каждую мелочь, но этой обширной информацией не владеет никто другой. Короче повторюсь это обычная жизнь общества, кто-то узнает какую-то информацию первым и дальше коммуникации разносят эту информацию остальным, каждый смотрит на предмет со своей стороны и вносит вклад в эти процессы. Акимат только маленький сервисный винтик самоуправления в общественном механизме и не отделим от остального общества. Хотя у нас это зачастую не так и плохо работает в силу невыборности местных акимов. Акимы смотрят больше наверх чем на общество решать проблемы которого он поставлен — отсюда и проблемы.
У них просто нет желания знать всё это. Захотели бы узнали.
Андрей, браво!!! Вы мастер своего дела, все как нужно расписали!
Когда чиновники заинтересованы в развитии города, то это видно, а в Петропавловске все как то странно происходит, вроде что то делается, а по факту столько моментов за которые очень стыдно перед нашими гостями, к примеру беспощадная вырубка деревьев, асфальт, который не понятно как уложен и очень короткий срок живет, автобусы которые очень проблемно ходят, да и много что еще. Все проблемы видят как работники акимата, так и все проверяющие органы, но почему то все меняется как то странно.
Если что-то происходит или не происходит, значит это кому-то выгодно.