В 2021 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев утвердил актуализированный Национальный план развития страны до 2025 года. Было определено десять общенациональных приоритетов, среди которых один целиком посвящён вопросам здоровья нации: «Доступная и эффективная система здравоохранения». Эффективность достижения этого общенационального приоритета оценивалась по четырем ключевым стратегическим показателям. Как оказалось, к концу первого года работы обновлённого плана ни один из них не был исполнен, сообщает Петропавловск.kz со ссылкой на Ranking.kz.
Один из основных показателей успешной реализации Национального плана в сфере здравоохранения — увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении — до 75 лет к 2025 году. Однако, согласно отчёту за 2021 год на официальном сайте МНЭ РК, продолжительность жизни в Казахстане не удалось увеличить — она, наоборот, сократилась.
Планировалось, что к концу 2021 года ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличится в среднем по Казахстану до 73,2 года. На деле же показатель упал до 70,2 года, что даже меньше, чем ранее, в 2020-м (71,4 года).
Причиной называют пандемию COVID-19, а также рост заболеваемости и смертности в стране.
Ещё один показатель эффективности здравоохранения — снижение материнской смертности. Ожидаемые показатели присутствуют в каждой программе, касающейся здравоохранения РК, однако цифры в них не совпадают.
Так, согласно Национальному плану, уровень материнской смертности должен был составлять менее 35 на 100 тыс. живорождений в 2021-м и снизиться до 10 к 2025 году.
Что касается несогласованности госпрограмм, здесь можно обратить внимание, что в предлагаемом Стратегическом плане Министерства здравоохранения на 2020–2024 годы было указано, что материнская смертность должна составлять 16,8 к 2021-му и 14,5 к 2025 году.
По факту же уровень материнской смертности в 2021 году составил 44,71 на 100 тыс. живорождений, то есть остался недостигнутым даже сильно завышенный для 2021-го по сравнению с планом Минздрава показатель. Нацплан в этой сфере провалили почти все регионы страны. Более того, в Атырауской области фактический уровень материнской смертности превысил ожидаемый в три раза. Исключение составили Жамбылская, Туркестанская и Павлодарская области, а также Нур-Султан.
В том же отчёте объясняется, что этот показатель не был достигнут из-за пандемии коронавируса и того факта, что больницы были перепрофилированы под «ковидные» медучреждения, а пациенты с другими заболеваниями не могли получить своевременную помощь.
Однако депутаты не считают, что пандемия повлияла на рост материнской смертности, поскольку международные эксперты утверждают, что высокая смертность от COVID-19 среди беременных женщин наблюдалась только в тех странах, где на момент пандемии существовали системные проблемы в организации акушерско-гинекологической помощи, сообщает Aktau.kz.
Что касается другого важного показателя Национального плана — детской смертности, — здесь показатели не были достигнуты вообще ни в одном регионе. К концу года детская смертность в Казахстане должна была снизиться до 7,6 на 1000 родившихся живыми по сравнению с 7,77 годом ранее. Однако показатель, наоборот, вырос до 8,44 в среднем по стране.
Ранее писали, что всего за шесть месяцев (январь–июнь 2021-го) младенческая смертность в Казахстане выросла на 12%, до 1,7 тыс. человек. Наиболее частой причиной младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, по этой причине умерли 932 ребёнка. 335 младенцев умерли от врожденных аномалий, ещё 72 — от инфекционных и паразитарных заболеваний.
В отчёте отсутствие запланированных результатов объясняется пандемией, нехваткой медицинского персонала и лекарств, а также перепрофилированием детских больниц и отделений во взрослые инфекционные отделения.
Национальный план также предусматривает повышение уровня удовлетворённости населения качеством и доступностью медицинских услуг, предоставляемых медучреждениями.
В 2025 году, согласно планам правительства, доступностью и качеством здравоохранения будут удовлетворены 80% граждан. К концу 2021-го же планировалось повысить показатель с 53,3% до 66,1% по всей стране. На деле, согласно отчёту МНЭ РК, этот показатель составил лишь 57,7%.