29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Проблемы образования: академия и пандемия

Июль. Макушка лета. Время отпусков и отдыха. Но не для всех. Горячая пора абитуриентов, особенно у пожелавших учиться в российских вузах. В конце прошлой недели большинство российских вузов объявили, что с 25.07.2022 г. прекращают прием документов. Однако в Интернете еще полным-полно объявлений об их приеме от абитуриентов. Это расчет на тех, кто подал заявления сразу в несколько вузов, но не прошел в самый-самый и теперь перенесет документы в другой.

В социальных сетях стон стоит! Волнуются не столько сами абитуриенты, сколько их родители.

Если первых тревожат, удастся ли поступить туда, куда хочется, то у мам – другие заботы. И не только бытовые.

Опять карантин?!

Говорят, снова ковид наступает. Не закроют ли опять границы, как в прошедшие два учебных года, когда студенты, по словам родителей, почти не учились. Кто-то застрял в институте и не мог приехать домой на каникулы. А кто-то не смог вернуться обратно — к месту учебы — даже из близкого к нашим границам Омска, где 30% студентов – выходцы из Петропавловска или из районов Северо-Казахстанской области.

Некоторым кажется, что карантин — чисто казахстанская выдумка злодеев–врачей. Но ведь в то же самое время школы, университеты и колледжи были закрыты либо на общенациональной, либо на местной основе в 172 странах, что затронуло приблизительно 98,5 % мирового населения школьного и студенческого возрастов.

Сейчас врачи-инфекционисты предупреждают: ковид наступает! В некоторых городах уже регистрируют по 200 заразившихся за сутки. Карантин может повториться и в новом 2022-23 учебном году. Ковид не покинул не только просторы Казахстана, но и других стран. Наоборот! Возможно, коронавирус станет сезонным заболеванием, как привычный грипп. И еще предсказывают, что может разгуляться уже появившаяся в разных странах ранее неизвестная у нас оспа обезьян. Да и своей местной заразы у нас хватает.

Как добраться до альма матер

Наших студентов в начале 2020 года хотя и пропустили к местам учебы, но вузы толком не знали, как уберечь привитых местных студентов от «диких иностранцев». Зная наши традиции и умение покупать любые справки, руководители многих российских вузов приказали подготовить для приезжих изоляторы, где наши «иностранцы» отсидели по две недели в карантине. Там можно было учиться удаленно — слушать лекции и выполнять задания преподавателей, полученные через Интернет. То есть стоны студентов и их родителей, что «дети» не получали знаний из-за карантина, конечно, имеют некоторые основания. Но давно известно, что тот, кто хочет работать, ищет для этого способы. А кто не работает, тот ищет оправдания своей лени.

Вот пример. В одном из престижных московских вузов преподает экономику выпускник Петропавловской СШ №5, «золотой медалист» Александр Юрьевич Путятин, окончивший в свое время географический факультет МГУ. Он, автор уже шести исторических романов, давно сотрудничает с Петропавловск.kz. Мы с ним всегда любили поговорить и обсудить творческие вопросы. Но во время карантина наши разговоры онлайн почти прекратились. Александр Юрьевич постоянно занят. Он сидит у компьютера и проводит занятия со своими студентами. То объясняет им, какие допущены ошибки в работах, присланных наставнику тоже онлайн, то принимает зачеты. Словом, выполняет учебный план. График групповой и индивидуальной работы рассчитан преподавателем по минутам. Свои лекции и контрольные задания он давно записал на компьютер. Студенты, живущие в разных городах и странах, даже рады «удалёнке»: они могут в любое время проконсультироваться с Александром Юрьевичем лично в указанное им время, прослушать лекции онлайн и выполнить контрольные задания. Так желающие учиться уже окончили два курса. Что поделаешь! Обстоятельства диктуют вузам свои правила.

Есть у меня знакомая с ее детства девушка Ляззат А. Сейчас она учится в знаменитой Московской аграрной академии имени Тимирязева.

Не могу не рассказать хоть немного об этом известном во всем мире научном и учебном заведении. Оно было создано вскоре после отмены крепостного права в Российской империи – в 1865 году, «по Высочайшему повелению Императора Александра II», как Петровская земледельческая и лесная академия. За более, чем полтора века, в стенах Тимирязевки подготовлено свыше двухсот тысяч квалифицированных специалистов как для отечественного сельского хозяйства, так и для стран ближнего и дальнего зарубежья и несколько тысяч преподавателей для средних сельскохозяйственных учебных заведений. Успешно защищено в Академии более 20 тысяч кандидатских и докторских диссертаций.

Самым известным из казахстанских выпускников Тимирязевки был Е.Н. Ауельбеков, бывший секретарь обкома компартии поочередно в трех областях Казахстана. Легко представить, насколько легче было работать в сельскохозяйственных областях человеку, имеющему профильное образование, а не высшую комсомольскую школу, к примеру.

Сейчас Тимирязевская академия объединяет 18 институтов разных направлений. В них обучаются 18 тысяч студентов и аспирантов. Из них – около 900 «иностранцев», вроде наших казахстанцев, 140 которых ежегодно принимают в Академию.

Руководители Академии объясняют, что количество их трудно сосчитать, т.к. некоторые студенты, примерно, после третьего курса принимают российское гражданство, перестают быть иностранцами и остаются работать в РФ. Среди них есть казахстанцы, давно живущие в разных регионах России. Кое-кто уезжает и в дальнее зарубежье. Особенно девушки. Завидные невесты, они быстро находят во время учебы женихов и, как нитка за иголкой, отправляются на родину мужей.

Выпускники Тимирязевки работают почти во всех странах мира. Некоторых — чего уж тут греха таить! – отчисляют из вуза за неуспеваемость или недисциплинированность. Как тут вычислить истинных казахстанцев?

Карантин в вузах

Как ни странно покажется, но перед Казахстаном сейчас стоит такая же, как в 19 веке, задача – обеспечить страну грамотными специалистами, которых у нас растеряли в ходе «дикой» и неумной приватизации. Теперь надо готовить новых агрономов, ветеринаров и прочих работников сельского хозяйства.

Наша землячка Ляззат поступила в Академию на факультет «Агробизнес и биотехнологии» по направлению министерства образования Казахстана незадолго до объявления карантина по ковиду. Баллов ЕНТ у нее было достаточно для поступление «на бюджет», как говорят студенты. Место в общежитии получила. Зачеты и экзамены сдала хорошо. Но все это было в спокойное доковидное время.

Юная студентка успела успешно окончить только один семестр. Радостно отправилась к маме в Казахстан… И тут… Карантин!

Многие ли из нас тогда знали, чем обернется для нас вроде бы обычное при опасных эпидемиях мероприятие – карантин. Сколько их было раньше! Чуть ли ни каждый год – то по гриппу, то по гепатиту или крымской геморрагической лихорадке. А на юге республики и чума бывала, и холера, и даже лепра. Только об этой «государственной тайне» прежде редко сообщала пресса. Вот и казалось нам, что эпидемии и тем более пандемии – это не про нас.

Не стану рассказывать, что было в начале 20 века и особенно во время Гражданской войны. Когда будущий «враг народа» М. Тухачевский освободил Петропавловск от войск «благородного» адмирала Колчака, в городе и окрестностях было обнаружено около 3 тысяч трупов расстрелянных и умерших от тифа, испанки и других неизвестных болезней. Такая же картина была в Омске и в других сибирских городах. Именно врачи тогда не допустили развитие эпидемий.

В московских вузах местных студентов допускали до занятий. Приезжих же помещали в изолированные помещения. Там они сидели две недели на карантине, но занимались «по удалёнке» и работали в спешно оборудованных для них лабораториях и читальных залах. Руководство каждого вуза решало вопрос допуска к занятиям по-своему.

Сейчас же никто пока не скажет, что будет в начале нового учебного года — радостный праздник День знаний или новый карантин.

Практика

Почти два года студенты и учащиеся колледжей учились удаленно. Только весной 2022 года карантин ослабили, но до середины лета нынешнего года по-прежнему были закрыты границы Казахстана и ограничено движение пассажирских поездов. Как добраться бедным студентам до российских вузов? Наша Ляззат застряла дома после первого курса. Она училась самостоятельно «по удаленке», выполняя задания, полученные из Тимирязевки по электронной почте, и также отправляла куратору выполненные работы. Это были обычные, как в школе, тесты, тексты докладов и даже курсовые работы. Было трудно. Иногда девушка пробовала консультироваться у местных биологов. Но задания, полученные студенткой из Академии, часто были такими сложными, что приходилось обращаться по электронной почте к кураторам из вуза. Благодаря стараниям самой студентки еще три семестра она окончила успешно. Но впереди была длительная практика. Ее онлайн не пройдешь. Надо ехать в вуз… Но по железной дороге это невозможно. Тогда мама Ляззат решила отправить дочь в Москву чартерными самолетами, хотя стоимость билетов на них и сравнить нельзя с ценой на железнодорожные билеты. Маршрут составили такой: девушка летит до Минска, там делает пересадку, ждет 9 часов самолета на Москву. Прошло полсуток – вот она, столица нашей не так уж давно единой Родины! Сколько студентов раньше училось в Москве, Ленинграде, в других крупных городах! Сам будущий Елбасы окончил ПТУ на Украине!

Тимирязевская академия и сейчас, как при СССР, сохраняет свои сады и поля близ зданий Академии и базы для практического обучения студентов в разных регионах страны, хотя на землю и недвижимость претендовали «новые русские», возжелавшие построить там свои коттеджи в тюремном стиле. Но ведь нельзя только в пустой аудитории подготовить ученого агронома или ветеринара – нужна серьезная практическая подготовка. Ведь некоторые городские юноши и девушки и живую корову только в кино видели. Студенты по-прежнему проходят практику в различных научно-исследовательских институтах и лабораториях. Всё зависит от того, какими объектами исследований они хотят заниматься. Если это человеческие клетки, то студенты могут проходить практику в Медико-генетическом научном центре. Если студенту интересна работа с животными клетками, то им могут предложить пройти практику в Федеральном научном центре животноводства. С микроорганизмами студенты работают в Федеральном научно-исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи. Это там ученые определили вид вирусов, вызвавших заболевания «короной», и нашли лекарства, избавляющие от них. Для интересующихся растениями есть места для практики во Всероссийском НИИ сельскохозяйственной биотехнологии, Институте физиологии растений имени К.А. Тимирязева, Федеральном научном центре овощеводства и в других НИИ.

Ляззат отправилась на практику совсем близко к родному Казахстану – в Курганскую область. Там существует одна из баз Академии. Как всегда добросовестная, наша студентка работала в теплицах, сидела на грядках, высаживая рассаду, трудилась на молочной ферме, в лабораториях, писала отчеты о проделанной работе.

И вдруг руководитель практики сообщил, что она должна вернуться в Академию, где идет отбор студентов для дальнейшего прохождения практики за границей. Педагоги её рекомендовали, но ей надо пройти ещё и собеседование с представителями Германии. Практика будет по обмену студентами — по принципу «ваши к нам – наши к вам». По обмену, учатся в российских вузах студенты из многих других стран. Никто на студентах миллионы не зарабатывает, но у ребят есть возможность узнать особенности будущей профессии в той или иной стране. А в Германии существует еще и обмен школьниками с Америкой. Обычно старшеклассники живут там в семьях, так они совершенствуют знания английского языка и изучают обычаи страны.

Конкурс среди студентов Академии, желающих поехать в Германию на практику, оказался довольно суровым. Немецкие представители отобрали только пятерых казахстанцев. Они и отправились работать за рубежом. Там практикантов распределили по фермам, где они прошли весь курс выращивания растений – самую трудную часть практики. Сейчас будущие специалисты уже собирают урожай, пакуют редис, разные виды капусты и зелени,отправляют товар в магазины. Даже немцы, известные любители мяса, летом предпочитают ему овощные салаты.

Сначала наша девочка попала к фермеру, который заставил ее работать с раннего утра до позднего вечера.

Я тогда спросила у ее мамы, моей коллеги, как дела у дочери. И получила такой ответ: «Работа тяжелая. Просыпается в 6 утра. В семь бежит на работу. Заканчивает в 9 часов вечера». Посоветовала обратиться к руководителю практикой, который просто обязан следить, чтобы графики работы соблюдались. Ляззат перевели к другому фермеру. Через некоторое время коллега сообщила, что дочери у нового хозяина «работать немного легче. График работы тот же, но Ляззат работает до 18 часов вечера. В первой компании хозяин ее похвалил. Расстроился, что она уезжает. Даже не спустился на завтрак. Пожелал Ляззат удачи и сказал, что таких воспитанных и правильных девочек сейчас нет. И попросил передать мне, что я ее хорошо воспитала. Мне стало приятно. В душе переживаю за нее. Труд действительно не из легких». Что поделаешь! Такую специальность выбрала дочка. Едва ли она знала раньше, как приходится работать крестьянам в поле или на овощной плантации. Вот и хлебнула романтики!

Теперь рабочий день у практикантов такой же, как у местных рабочих, но зарплата меньше. Ведь студенты всем обеспечены, не платят ни за жилье, ни за питание. В выходные они ездят на экскурсии в ближайшие города, посещают музеи и различные местные праздничные мероприятия. Оказавшись в новой для них языковой среде, девушки и юноши довольно быстро осваивают немецкий язык, хотя их никто не заставляет. Этот способ изучения разговорного языка называется методом погружения.

Русский язык тоже не забыт в Германии. Им владеют многие немцы, прежде жившие в ГДР, где в школах преподавался русский. Кстати, и в Тимирязевской академии, прежде, чем начать изучение профильных предметов, студенты – иностранцы изучают русский язык, на котором им предстоит учиться.

В Казахстане снова устанавливаются тесные деловые связи с иностранными партнерами. Недавно, в середине мая 2022 года, были подписаны документы о сотрудничестве Московской аграрной сельскохозяйственной академии им. К. А.Тимирязева с Кызылординским университетом имени Коркыт Ата и Казахским НИИ почвоведения и агрохимии им. У. У. Успанова. Договор предполагает объединение усилий сторон в области проведения научных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров.

Свои подписи под этим важными документами поставили ректор РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Академик РАН, профессор В. И. Трухачев, ректор Б, С. Каримова и председатель правления НИИ Р. Х. Рамазанова.

В дальнейшем стороны планируют разработать совместные образовательные программы и программы повышения квалификации, инициировать реализацию инновационных проектов и проведение научных мероприятий.

Ректор Тимирязевской академии В.И. Трухачев отметил, что подписание двух соглашений является важным вкладом организаций в международное сотрудничество России и Казахстана, в получение новых знаний, проведение исследований в области селекции, садоводства, ветеринарии, растениеводства, микробиологии и гидромелиорации, участие ученых в совместных образовательных проектах. Следовательно, у казахстанских выпускников знаменитой Академии есть реальная возможность стать серьезными научными работниками и потрудиться на благо родной страны.

Один комментарий

  • Михаил Потапыч

    Чтобы не плодить не нужные кадры, может быть необходимо вернуть практику обучения за счет предприятий -заказчиков специалистов, потратив на обучение они уже точно трудоустроят и будут наблюдать за успехами их студента. С другой стороны — трудоустройство 100%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *