В Петропавловском суде началось рассмотрение дела о контрабанде автомобилей. На скамье подсудимых — четыре человека, их подозревают в создании транснациональной преступной группы. По версии следствия под видом запасных частей подозреваемые поставляли машины из России в Казахстан. Однако в Казахстане эти автомобили становились вполне рабочими и колесили по нашим дорогам. Общее количество автомобилей, попавших таким образом в Казахстане — около полутора тысяч штук, сообщает Петропавловск.kz.
Подозреваемых в контрабанде членов ОПГ задержали минувшей весной. У них изъяли 60 автомобилей, поддельные документы и российские госномера. Спустя почти год следствия — на скамье подсудимых гражданин И. Его обвиняют в создании транснациональной преступной группы. Санкции только по этой статье предусматривают до 15 лет тюрьмы. Однако адвокат линию обвинения называет абсурдной.
— Всю жизнь был водителем, перевозчиком. Никогда не приобретал ни одной машины, не продавал, доказательств таких нет. Представляете, простому водителю, у которого как говорится «руки в мазуте», сам ремонтирует машины, вменяют, что на Дальнем Востоке он открыл 23 подконтрольные фирмы. Это абсурд, — рассказывает адвокат Нурум Казбеков.
Правозащитники говорят, что Иванов и трое его коллег работали легально. Поставляли на рынок Казахстана машины без документов на запчасти, что не запрещено законом. А то, что их покупатели потом каким-то образом ставили авто на казахстанский учёт — уже другая история.
— В обвинительном акте указывается, что запрещён ввоз и эксплуатация в РК. Но слово ввоз — это уже надуманно, потому что такого нет в законе. Ввоз праворульных автомобилей не запрещён. Другое дело, что запрещена регистрация и эксплуатация, но наши подзащитные только лишь ввозили автомобили без документов для продажи их на запчасти, — говорит адвокат Татьяна Петрова.
К слову, в этом деле есть еще одна сторона — сотни автовладельцев, у которых следствие изъяло якобы нелегально пригнанные из-за границы авто. Светлана Милюшина говорит, только в их группе в мессенджере почти полторы тысячи человек из разных регионов Казахстана. Люди недоумевают, если закон нарушался, то почему все сделки купли-продажи в спеццонах проходили. И не проверялись.
— Документы об изъятии автомобиля мне не выдавали, постановления не было. Автомобиль завезен в страну не мной, поставлен на учёт в 2008 году, я не первый владелец в стране. В городе Кокшетау я его приобрела, здесь на законных основаниях в автоцоне ПТС мне выдали, налоги исправно плачу. Я считаю, что я добросовестный владелец данного автомобиля и к этому делу отношения не имею, — рассказывает жительница Петропавловска Светлана Милюшина.
Когда вернут водителям автомобили и вернут ли вообще, никто не знает. Судебный процесс только начался.
Без колес как комбайны надо было завозить.