Автор: Сергей Виниченко, историк, писатель. Казахстан. Однажды в моих руках оказался документ из Костанайского госархива, присланный известным краеведом Арманом Козыбаевым. Заявление в Кустанайский уездный военно-революционный комитет, датированное шестым октября 1919 года, было написано учителем Пресногорьковского 2-классного русско-казахского училища Спандияром Кобеевым.
В нем заявитель просит перевести его во вновь открывшуюся национальную школу в ауле №3 Убаганской волости (ныне аул Аксуат Мендыкаринского района). В углу листа размашистая запись «Назначить учителем. Приказ 2, §36». При изучении документа возникло предположение, что просветитель работал в Пресногорьковском начальном училище в период гражданской войны и учил будущего писателя Габита Мусрепова. Но сам классик казахской литературы в своих воспоминаниях об этом не пишет, да и школа в Пресногорьковке тогда была 4-х классной. Датировка заявления тоже навела на размышления – Пресногорьковская волость была освобождена от белых после 14 октября 1919 года, скорее всего Кобеев писал его в уездном городе или же был решительно уверен в победе наступающих частей Красной армии.
Все известные источники указывают на работу в должности учителя Спандияра Кобеева в поселке Фёдоровка (современный Узункольский район Костанайской области). Изучая документы, связанные с разрешением вопроса о месте преподавания автора романа «Калым» (Казань,1913 г.) мне пришлось погрузиться в историю возникновения аульных школ в Пресногорьковской волости Петропавловского уезда. До 1901 года обучение казахских детей происходило, по свидетельству очевидца, таким образом: «Ученики садятся на кошме полукругом, держа в руках книгу или грифельную доску, учитель заставляет всех детей вместе громогласно выкрикивать буквы, слова и фразы или же копировать их, записывая на досках». Учителями были, как правило, странствующие татары из Казанской и Оренбургской губерний.
В 1901 году по ходатайству казахов Пресногорьковской волости было открыто Федоровское сельское русско-казахское училище, переименованное в сентябре 1904 года в Пресногорьковское и преобразованное в волостную школу с интернатом на 30 казахских детей. Было решено отчислять на ее содержание 50 копеек с каждой кибитки.
Поселок Фёдоровка находился в 35 верстах от станицы Пресногорьковской и располагался на отлогих берегах большого озера Клескуль (Терисколь). Населяли его переселенцы из Малороссии и Орловщины. Сегодня село лежит у шоссе, а в те далекие годы находилось в далёкой глуши, на огромном расстоянии от уездных городов.
Место для школы было выбрано в пяти верстах от посёлка, у аула №4, за озером. Здание для нее было построено на средства местных казахов и состояло из двух классов и двух комнат для ночлега детей в интернате. В ноябре 1904 года из казны Министерства народного просвещения было выделено две тысячи рублей для пристройки учительских квартир. Всего на содержание школы в год отпускалось 3363 рубля, из которых 800 должны были вносить казахи волости. В 1907 году число интернов пришлось сократить до двадцати, уменьшить жалование учителям и прекратить выдачу ученикам белья, одежды и обуви. Дело в том, что Пресногорьковскую волость разделили на две, выделив Каратальскую, и школа осталась только на казенных средствах, так как покибиточный сбор прекратился.
В 1910 году училище перенесли в село Фёдоровское. Вызвано это событие было рядом причин. Целых десять лет здание стояло в голой степи совершенно одиноко, подвергаясь снежным заносам, буранам и ветрам. Объезд озера в летнее время удлинял расстояние до села до восьми верст. Ближайший аул находился в двух верстах. Его владелец Ташатов был некоторое время волостным управителем и являлся попечителем школы. Сравнительная близость аула лишь вредила школьной дисциплине – ученики часто отпрашивались в гости, задерживались у родных и знакомых и неохотно возвращались к учебе. Отдаленность от поселков затрудняла доставку продуктов для содержания интерната и удорожала их стоимость. Обучение и воспитание каждого интерна обходилось казне в 170 рублей. В Фёдоровке было свое сельское училище на 80 учеников, открытое в 1905 году. Здание школы также было ветхим и размещалось в старом священническом доме. Одну и ту же комнату приходилось обращать в спальню для интернов, а днем в класс и вести в ней учебные занятия. В комнатах стояли железные печи, сильно дымившие и дававшие угар. В 1911 году построили новое здание, совместив два училища.
Таким образом, Пресногорьковская русско-казахская школа была преобразована в двуклассное училище с 6 –летним курсом обучения. В 1912 году в ней обучались 116 казахских детей из Пресногорьковской, Караобинской, Убаганской, Каратальской, Средней, Канжигалинской волостей. Увеличение численности школьников произошло потому, что до слияния школ в интернате могли учиться лишь дети казахов Пресногорьковской волости. Окончившие курс могли поступать в учительские школы и семинарии, педагогические классы, фельдшерские школы. Учебный план такого училища состоял из уроков разговорной русской речи, русского языка (чтение, письмо, диктовка, заучивание стихов, казахский язык и грамота, магометанское вероучение, арифметика (все предметы по 6 часов в неделю, русский язык -12). Первое время, пока ученики не понимали русскую речь, преподавание велось на родном языке. Учебники и письменные принадлежности выдавались учащимся бесплатно. Учителя также бесплатно выписывали учебные руководства и журналы «Известия по народному образованию», «Нива», «Сельский вестник» Педагогами работали выпускники, окончившие Кустанайский педагогический класс, открытый И.Алтынсариным, Оренбургскую учительскую школу, Казанскую крещено-татарскую учительскую школу.
Спандияр Кобеев (1878 — 1956 гг.), автор ряда книг, переводчик и поэт, заслуженный учитель Республики, депутат Верховного Совета Казахской ССР, награжденный за просветительский труд двумя орденами Ленина, всю свою жизнь проработал в одном ауле Аксуат, воспитывая сельских ребят. А у озера Терисколь время полностью стерло следы здания бывшей школы, но ее воспитанники пронесли память о ней и своих учителях через всю жизнь…
Ещё одно русско — казахское училище – Сухотинское открыли в 1904 году в шестидесяти верстах от Петропавловска, в ауле Коктерек. Петропавловцы построили здесь здание с комнатами для учеников, учителя и местом ночлега учеников из дальних аулов, стоимостью более трёх тысяч рублей. На содержание здания и проживавших в нём учащихся по волости собирался покибиточный налог. Специальный попечитель распоряжался собранной суммой денег, которая шла на закупку мяса, муки, дрова и оплату сторожу, исполнявшего обязанности сторожа. В 1906 году многие родители отказались платить и школа опустела. О нежелании и отсутствии средств для оплаты было заявлено на сходе в следующем году и сход принял решение — Сухотинское училище перевести в город Петропавловск, в котором тогда проживало около тысячи казахов. На сметные казённые средства сняли квартиру и приняли 15 учеников. В это время в Коктереке строили интернат с кухней, пристройкой для заведующего и столовой. В школе учились 19 детей – из которых 12 были казахами.
В феврале 1910 года училище было закрыто и окончательно перенесено в Петропавловск. В первый учебный год в него поступили 33 казаха, 27 русских и 19 татар. На 1 января 1911 года в русско-киргизском училище учились дети из волостей: Петропавловской -6, Полуденской – 16, Таинчикульской – 4,Дубинской -2, Кокчетавской – 2. Омской и Чалкарской по 1. Остальные учащиеся были из Петропавловска.
В уезде с середины XIX века в казачьих станицах и посёлках Горькой линии были открыты одноклассные училища для детей казаков. Мальчиков и девочек в них обучали раздельно. В Пресновской и Пресногорьковской станицах, открытых в 1861 году, через тридцать лет обучались 58 девочек и 84 мальчика. Они принимали участие в торжествах по случаю встречи цесаревича Николая в июле 1891 года. Очевидец писал: «… с правой стороны подъезда дома Кладенова стали представители станицы с хлебом-солью – правее их ученики и ученицы школ со своими наставниками и попечителями…Его высочество подошёл к учащимся детям, они встретили его народным гимном…».
Были открыты училища в Островке (1876 год), Екатериновке (1893 год), Кабаньевском и Новорыбинке(1880 год), в Казанском(1886 год), Камышловском(1868 год) и других посёлках.
В пресногорьковском училище в годы Первой мировой войны учился Баймухаммед Зтулин. О короткой жизни одного из ярких молодых поэтов 20-х годов прошлого века нам известно из воспоминаний классика советской казахской прозы Сабита Муканова. Именно он в 1957 году, в начавшуюся «хрущёвскую оттепель», напомнил читателям о литературном наследии Зтулина, написав: «Не все выдающиеся люди прошлого, в том числе и деятели первых лет Октября, получили заслуженную ими известность. К числу таких, к сожалению, полузабытых народных героев принадлежит и Зтулин».
Баймухаммед родился 26 апреля 1899 года в ауле Шалинке Аккусакской волости Петропавловского уезда (ныне Жамбылский район СКО) в семье скотовода-кочевника. Азы первоначальной грамоты целых шесть лет преподавал ему местный мулла Кулыбай. В 1913 году в соседний аул из далекой Уфы приехал башкир Сейткерей Магазов, выпускник медресе «Галия». Он впервые познакомил пытливого ученика с литературными произведениями Габдуллы Токаева, выдающегося татарского поэта, с творчеством Пушкина, Лермонтова, Крылова. В этот период Баймухаммед начинает писать стихи. Об этом он говорит Сабиту Муканову, с которым познакомился летом 1916 года. На просьбу Сабита почитать стихи он скромно отвечает: «После ознакомления со стихами татарских и казахских поэтов даже стыдно становится читать свои стихи». Началась переписка двух друзей.
Осенью Баймухаммед пишет Сабиту: «…Я перебрался в станицу Пресногорьковскую и начал учиться. Правда, в русскую школу попасть мне не удалось. Во-первых, я опоздал на добрых два месяца. Во-вторых, мне в моем возрасте совестно было садиться за парту с маленькими третьеклассниками… Я нанял себе частного репетитора – учителя местной церковно-приходской школы. Учитель мой, Сергей Иванович Лиходзеев, поддерживает во мне уверенность в моих незаурядных способностях… Казахских детей здесь немало. Это приятно. Ведь в аулах нет казахских школ, кроме того, чувствуется, что наш народ начал понимать преимущества обучения в русской школе. Если года два-три тому назад в Пресногорьковке обучалось не больше пятка казахских детей, то нынче их уже более двух десятков. Конечно, это дети богатых и состоятельных людей… В этом году Пресногорьковская школа превращена в Высшее начальное училище с семилетним сроком обучения. По окончании его можно поступить без экзаменов в 5 класс гимназии или же на двухгодичные учительские курсы, которые готовят учителей начальных земских и ЦПШ…». Баймухаммед пишет в Пресногорьковке стихотворение «1916 год». В нём он с болью говорит о тяжёлой народной доле и призывает людей не терять надежды, набраться силы и мужества.
Сабит Муканов с нетерпением ждал писем от товарища, особенно новые стихи и книги – сборники Габдуллы Токаева и стихи Абая. Баймухаммед писал, что после знакомства с поэзией Абая сжег некоторые свои стихи, настолько поразил его слог великого просветителя. На февральскую революцию 1917 года в Петрограде он отзывается стихотворением «Туганыма», в котором призывает родных к новым переменам в жизни, надеясь на лучшую для них долю. Осенью молодой поэт уезжает в Троицк и учится в медресе «Уазифа» вплоть до закрытия его колчаковским правительством.
Однажды учащиеся медресе, отдыхая у Золотой сопки возле речки Уй, познакомились с неким Антоновым, связанным с троицким подпольем. Беседы с бывшим солдатомбольшевиком произвели сильное впечатление на Зтулина. Вскоре подполье было разгромлено белыми, и новый знакомый исчез. Под именем Антонова скрывался Владимир Гозак, будущий председатель Петропавловского уездного ревкома. После отступления белой армии Зтулин работает на родине учителем, инструктором народного просвещения. По поручению В.И.Гозака зимой 1920 года он занимается вопросами образования в уезде, составляет список молодых людей для прохождения краткосрочных учительских курсов. Летом он и сам учится на таких двухмесячных курсах, где преподавал педагогику и казахский язык Магжан Жумабаев. «Баймагамбет быстро рос, — писал Сабит Муканов,- за короткое время получил большие знания. Его сознание, его политический багаж так стремительно росли, что он по самым сложным проблемам мог высказать свое мнение. У него хватало способности и знаний для того, чтобы написать по животрепещущим вопросам того времени свои статьи на русском или казахском языке». 11 июня 1920 года Баймухаммед Ханафиич Зтулин ответил на ряд вопросов как сочувствующий ВКП (б): — Имущественное положение? — Ничего не имею собственного. — Какие главные должности занимали? — Учился до 1918 года. С 1918 года – учительствовал в Федоровском районе (ныне Костанайская область) — Когда и по какой причине прибыли в Петропавловск? — Прибыл в Петропавловск 8 июня 1920 года учиться на курсах. — Что должны сделать рабочий и крестьянин для Красной Армии? — Оказать посильную помощь, в чем могут. — Что побуждает Вас вступить в группу сочувствующих? — Желание служить трудящимся. — Давно ли Вы стали сочувствовать и в чем на деле проявили свое сочувствие? — С приходом Советской власти агитировал в ее пользу. 11 декабря 1920 года Б.Зтулин был принят в ряды ВКП (б). Во время Западно-Сибирского мятежа 1921 года Баймухаммед и Сабит вступили в отряд ЧОН, оборонявшие Петропавловск. В уличных боях Сабит Муканов был ранен в ногу и оказался в госпитале Коммунаров. От товарища по отряду Гриши Варенько он узнал о героической гибели друга в ночь с 13 на 14 февраля. В последнем своем стихотворении «Клятва» поэт написал: …Гори же, моя звезда, злодеев я не прощу, не успокоюсь до конца, пока не отомщу. В степном мятежном краю, от ковылей седом, я песню свободы пою из ножен сверкнувшим клинком. Я и прежде говорил: клятву свою сдержу; если даже из всех сил страшный ударит джут. Сраженный обрушившимся на него горем будущий писатель ушел из госпиталя на похороны своих товарищей на Соборную (ныне Октябрьскую) площадь. Позже он писал: «Каждого погибшего положили в отдельный гроб. Некрашеные, простые, стояли они один за другим печальными рядами. Весь город был в глубокой скорби… Прихрамывая, я помогал нести гроб Баймагамбета. Провожающие плакали. Гробы с телами коммунаров были опущены в братскую могилу, вырытую на центральной площади города. Останки погибших засыпали землей любимого края, землей Приишимья, которую отстояли они в борьбе. Собравшиеся со слезами говорили: «Прощай». Я тоже весь в слезах повторял и повторял это слово». Через всю свою жизнь пронёс Сабит Муканов память о друге. Стихи поэта были утрачены в тот мятежный год, и писатель восстановил часть наследия, считая, что жизнь и творчество Зтулина являются «неисследованной драгоценностью». Небольшой сборник, собранных по крупицам стихотворений, был издан в 1957 году. Именем поэта названа улица в Петропавловске.
В аульных школах преподавали настоящие самородки, подобные Бекету Утетлеуову (1883-1949гг, аул Кара-Оба). Они были достойными продолжателями дела великого просветителя Ибрая Алтынсарина.
О Бекете вспоминал Габит Мусрепов: «В то далёкое время, когда сельских учителей знали наперечёт, нужно было какое-то особое счастье – попасть в руки этого педагога…Если был одним словом определить всю сложность и неповторимость его натуры, я бы сказал о нём — просветитель». Летом 1918 года Бекет написал прошение в Пресногорьковскую школу, в котором « лестно отозвался о моих способностях и настаивал на том, что мне необходимо продолжить учёбу в русской школе…» — написал Габит Махмудович, считавшего Бекета человеком, давшим ему путёвку в жизнь, открывшего в нём дар писателя.
В возрасте двенадцати лет Бекет Утетлеуов поступил в Кустанайскую двуклассную русско-казахскую школу. Там он подружился с будущим писателем, представителем критического реализма в советской литературе Казахстана Спандияром Кобеевым, который впоследствии писал: «Бекет Утетлеуов, Абубакир Байтишев, Ермантай Алдашов, Василий Вахмяков, Турман Шынтасов, Иван Ширяев – все мы были неразлучные друзья, везде и всюду: в школе, дома и на улице были вместе». С 1923 по 1925 год Бекет Утетлеуов заведовал школой, которую основал Ибрай Алтынсарин в городе Кустанае. Он написал две книги на казахском языке: «Жиған — терген», «Дүниенің ісі ақыретке кетпес», перевел басни И. А. Крылова, стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, А. Н. Плещеева, Н. И. Красовского. Им были опубликованы «Учебник казахского языка для русских», «Роль аналитико-синтетического звукового метода в правильном письме и выразительном чтении». Ильяс Омаров писал: «У Бекета не так уж много своих произведений. Однако даже в том немногом, что он нам оставил, мы можем увидеть его социологические воззрения, его талант акына. Бекет, прежде всего, был заметен как просветитель. Он пресекал невежество, пустое богатство и зазнайство, призывал народ к знанию и культуре».
С начала 30-х годов до 1949 года Б. Утетлеуов преподавал русский язык в ауле Кара-Оба. В числе его учеников были будущий министр культуры Казахской ССР Ильяс Омаров, доктор физико-математических наук, академик Умирзак Султангазин, доктор филологический наук, писатель-переводчик Жумагали Исмагулов.
Вклад народных просветителей в развитие образования Казахстана трудно переоценить. Они навсегда остались в истории и в памяти народа.