Общественники Петропавловска не намерены мириться с дифференцированным тарифом на поездки в общественном транспорте. Юрист Павел Афанасьев, руководитель департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области Лазьм Мияшева, руководитель Ассоциации защиты прав потребителей и предпринимателей Надежда Дубовая, члены областного филиала Народной партии Казахстана считают тариф в 130 тенге за наличный расчёт и 80 тенге по электронке несправедливым по отношению к различным категориям жителей. Они намерены бороться с этим разделением, сообщает корреспондент Петропавловск.kz.
Для этого собрались в региональном филиале Народной партии Казахстана и обсудили насущную для всех петропавловцев тему. По результатам дебатов направили запросы в отдел ЖКХ города, в прокуратуру, в Палату предпринимателей, департамент по регулированию естественных монополий, Правительство для граждан и Ассоциацию «СКО Автотранспортный союз».
Общественники хотят узнать, кто принял решение об увеличении платы за проезд до 130 тенге за наличный расчёт, на основании какого нормативного документа это сделано. И, вообще, законно ли такое разделение. Почему одна и та же услуга имеет весомую разницу в 50 тенге?
Сейчас партийцы ждут ответов на свои запросы. Чем чиновники аргументируют принятие драконовского дифференцированного тарифа, мы обязательно расскажем.
Сейчас хотелось бы рассказать о самых ярких моментах дискуссии.
Юрист Павел Афанасьев дифференцированный тариф считает несправедливостью и противоречием экономической теории.
— Если мы заходим в автобус и едем одинаковое количество остановок, то и платить должны одинаково, деньги то одни и те же! Проезд за наличные по экономической теории должен быть дешевле. Наличка — это живые деньги, бери и пользуйся. Безналичку обрабатывает банк. Он проводит как минимум две операции: зачисление и снятие со счёта. Плюс налогообложение, из этих 80 тенге 7,5 тенге забирает банк. Перевозчикам остается 72,5 тенге, — говорит юрист. — С меня берут 130 тенге, то есть за мой счёт компенсируют проезд «безналичников»? В таком случае было бы честнее, если стоимость одной и той же услуги уровняли и сделали одинаковой, к примеру, 100 тенге.
Общественники признались, что не против поддержать повышение тарифа, но только на основании мониторинга и реальных расчётов затрат перевозчиков. С 1 сентября на электронное билетирование перешла часть маршрутов. Позже к ним добавились остальные. По идее, к концу октября должна быть ясна картина рентабельности городских общественных перевозок, которую предприниматели, судя по всему, на большинстве маршрутов занижали. Возможно, мониторинг покажет, что и повышения никакого не нужно, а бизнесмены драматизируют ситуацию ради большей наживы.
— Перевозчики предоставляют расчёты, что всё плохо, тарифа не хватает. Но цифры в них ровные, округлённые до миллионов, одинаковые для всех. Такого не может быть. Проверить расчёты никто не может: ни департамент госдоходов из-за моратория, ни отдел ЖКХ, который не имеет полномочий по контролю и надзору, — Павел Афанасьев не верит в такие доводы. — Пока нет первых итогов введения безналичных расчётов, поднимать тариф нерезонно.
Общественник уверен, что безналичные платежи выявят сокрытие прибыли.
Павел Афанасьев напомнил, что в 2019 году проводили мониторинг, который показал занижение пассажиропотока в 1,5 раза даже по нерентабельным, как уверяли перевозчики, маршрутам. По выгодным линиям бизнесмены скрывали прибыль почти в 3 раза.
Юрист считает, что перевозки нужно полностью переводить на безналичный расчёт. Это будет соответствовать закону и исключит хитрости со стороны водителей.
— Поступает много нареканий на водителей. Пассажиры жалуются, что в автобусах нередко портят QR-коды, чтобы нельзя было рассчитаться телефоном. Были случаи, когда водители с психу не принимали карточки или пробивали дважды, — рассказывает юрист. – Дифтариф за наличный и безналичный расчёт породил неразбериху. Водители, зачастую получающие зарплату исключительно из собранных наличных денег, естественно, хотят получить больше. Потребители не должны страдать из-за этого.
С Павлом Афанасьевым согласна руководитель департамента по защите прав потребителей Лазьм Мияшева.
— Почему кто-то должен сидеть за 80 тенге, а я стоять за 130? Дифференцированный тариф внёс социальное разделение. Почему приезжие в наш город, которые не имеют банковской или автобусной карты, должны платить дороже? Это нарушение гражданского законодательства, публичного договора, прав потребителей, — считает Лазьм Мияшева. — Я понимаю, что мы должны подойти к цифровизации, но на начальном этапе должна быть другая система, должно быть равенство между гражданами.
я уже писала-ввели терминалы и сразу полезла прибыль 32-35 тысяч тенге в день(уже после выплаты зарплат водителю и кондуктору и за минусом солярки) на далеко не прибыльных маршрутах.
Это все от наглости и безнаказанности в стане перевозчиков и тотального бардака во всех гос структурах. Все вопросы решаются не как положено с соблюдением законодательства, экономическим обоснованием и пр., а как хочет некий высокопоставленный бастык уровень которого за частую дно, а мотивы коррупционные. Вот и у нас тупо идет лоббирование карточного оператора с наглым принуждением людей к использованию его глючных услуг. Единственный возможный мотив разницы в стоимости — это зарплата кассира, но она явно не 50 тг с каждого пассажира и банковские услуги по безналу стоят точно не меньше. Сколько помню наличкой всегда все обычно стоило дешевле. И да ни одно предприятие тариф которого контролируется никогда не скажет что работает безубыточно — все всегда работают «на грани банкротства» и при этом фиг кого выгонишь из этого бизнеса.
Тю… Афанасьева и Ко нужно, как «пионеров по борьбе с диф.тарифами общественного транспорта» отправить в столицу или Алмату. Там такое же разделение. И за наличку 180 тенге проезд, по карте — 90.
А то, что у нас водители безграмотные в плане бесконтактной оплаты — это проблема из работодателя. Большинство про NFS в телефонах не знают, а больше половины не знают как правильно выставить на своём терминале оплату за проезд 2х и более людей.
Если уж начал пиарится, так пусть тогда спросит супермаркеты, почему тем у кого есть скидочная карта есть скидка в 3%, а у кого нет — то и скидки нет. Та же самая ситуация. А напомнить о себе на хайповой теме много ума не нужно.
А ещё пусть съездит в столицу России. Там уже давным давно по карте Тройка проезд 35 рублей, а по разовым картам метро 50 рублей. Так что у нас в КЗ не Америку открыли. Это много где практикуется.
Делайте единую транспорт карту чтобы приезжие платили одной картой по Казахстану как банк карты
Чиновникам из акимата карманы набиваем