Об этом сообщил Первый заместитель руководителя Антикоррупционной службы по Северо-Казахстанской области Нурлан Жахин. Он отметил, что в настоящее время соответствующие поправки согласовываются в рамках нормотворческой деятельности Агентства по противодействию коррупции, сообщат Петропавловск.kz.
С декабря 2019 года введена обязанность руководителей как государственного, так и квазигосударственного секторов предупреждать совершение коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками, неисполнение либо ненадлежащее исполнение этой обязанности чревато строгой дисциплинарной ответственностью вплоть до увольнения (освобождения) с должности (ст. 22 Закона «О противодействии коррупции»).
Кроме этого, прорабатывается введение административной ответственности руководителей квазигосорганизаций за непринятие мер по предотвращению коррупции. В настоящее время соответствующие поправки согласовываются в рамках нормотворческой деятельности Агентства.
Чтобы не доводить до крайних мер с вытекающими последствиями привлечения к ответственности за коррупцию, в октябре прошлого года по инициативе Агентства для квазигосударственного сектора в законодательство введен такой превентивный инструмент, как антикоррупционный комплаенс.
Его основная цель – предупреждение и профилактика коррупционных проявлений в квазигосударственном секторе.
Наличие комплаенс-служб в компаниях с долей участия государства является обязательным требованием, и, на мой взгляд, такое законодательное закрепление является большим успехом в деле противодействия коррупции.
В лице комплаенс-офицеров мы получаем «агентов перемен» с соответствующим мандатом в квазигоссекторе, иными словами, общество получает контактное лицо в случае, если сталкивается с коррупцией в госкомпаниях, и такое лицо обязано принять действенные меры по упреждению негативных возможных последствий.
Частный сектор, если хочет работать с госкомпаниями, обязан будет соответствовать высоким антикоррупционным требованиям. Поэтому для частных компаний законом закреплено право создавать комплаенс-службы на свое усмотрение.
Для полноценного внедрения института антикоррупционного комплаенса необходимо сформировать действенные полномочия антикоррупционных комплаенс-офицеров, обеспечив их практическую независимость от исполнительного звена в своих организациях.
У многих может возникнуть закономерный вопрос «в чем же конкретно заключается предназначение антикоррупционных комплаенс-офицеров?».
Основной их функционал:
1. Разработать и внедрить антикоррупционную политику в компании с учетом специфики работы.
2. Обеспечить исключение конфликта интересов в деятельности компании
3. Обеспечить введение в договоры компании антикоррупционной оговорки, т.е. условия договора, устанавливающего обязательство контрагента соблюдать нормы антикоррупционного законодательства.
4. Обеспечить закрепление антикоррупционных норм в трудовых договорах с закреплением обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции.
5. Контролировать соблюдение антикоррупционных стандартов и регламентов.
6. Антикоррупционные комплаенс офицеры должны обеспечить открытость компании, обратную связь с обществом в случае сообщения о возможных коррупционных рисках.
7. Провести внутренний анализ коррупционных рисков по методологии, разработанной Агентством.
8. Начать процедуру подготовки к прохождению и получению стандарта ISO 37001 – стандарта против взяточничества.
9. Организовать антикоррупционную экспертизу актов компании (тут речь не идет о научной антикоррупционной экспертизе).
10. Обеспечить защиту работников, сообщивших (в том числе анонимных) о коррупционных нарушениях в деятельности организации, внедрить механизм «горячей линии» для сотрудников, которые решили сообщить о коррупции в организации.
11. Обеспечить открытость и доступность информации о работе организации.
12. Осуществлять постоянный мониторинг эффективности контрольных процедур иными службами компании.
С учетом значительного расширения субъектов коррупции и включения всего квазигоссектора в орбиту коррупционных правонарушений для руководителей компаний в свете их персональной ответственности обеспечение должной работы антикоррупционных комплаенс-офицеров должно стать обязательным условием.
Руководители должны понимать, что если антикоррупционные комплаенс-службы не будут реально обеспечивать соблюдение соответствующей организацией и ее работниками законодательства о противодействии коррупции, то существующие в данной организации коррупционные риски в организационно-управленческой, финансовой деятельности могут способствовать совершению коррупционных преступлений, а это чревато ответственностью не только дисциплинарной, но при наличии тяжких деяний — уголовной.
Также нельзя забывать, что при решении вопроса о дисциплинарной ответственности руководителя за качество превентивной работы в коллективе ключевую роль может сыграть его деятельность через призму исполнения рекомендаций, внесенных Агентством по результатам внешнего анализа коррупционных рисков в данной организации.
В свою очередь, Агентство продолжит работу по созданию и эффективному функционированию комплаенс-служб во всех квазигосударственных компаниях, координируя на системной основе эти процессы.
Наша задача – заставить руководителей не на словах, а на деле заниматься профилактикой и предупреждением коррупции в своих коллективах.
За чей счет будет содержание комплаенс –офицеров?