На съёмках первого ток-шоу в Петропавловске «You&City» в программе о городе без лица председатель Союза художников Северо-Казахстанской области Марат Кожахметов поделился профессиональным мнением о реставрации Подгорья, сообщает корреспондент Петропавловск.kz.
Летом 2020 года в Подгорье Петропавловска шла реставрация. Власти попытались облагородить историческую часть города и сделать из неё музей под открытым небом в русском стиле. Изменения ощутила только центральная улица имени Г. Потанина. Вдоль неё и на пересекающих улочках установили МАФы и детские площадки, разбили мини-скверы, поменяли освещение. Всему этому очень рады жители района, где никогда подобного не было.
Настораживает, что из района не получился музей, а улица с бутафорными домами, обшитыми панелями под дерево, типовыми детскими площадками и скверами. О памятниках истории и архитектуры этого микрорайона при реставрации и вовсе не вспомнили.
Гость ток-шоу Марат Кожахметов считает, что из Подгорья сделали не музей под открытым небом, как заявлял аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов. Центральную улицу старинного микрорайона просто-напросто оформили в деревенском стиле. Его атрибутами являются такие элементы, как МАФы медведей, колодцы, мельницы, заборчики. Всё это использовано здесь.
— Сделали «потёмкинские деревни». Старые ветхие дома закрыли современными стройматериалами. Конечно, улица Потанина преобразилась. Это нужно было давно сделать, — говорит Марат Ташимович. – На мой взгляд, всё это недолговечно, если хозяева домов не будут следить и ухаживать. Заходил в магазин, там грубо всё прикручено, кое-где обшивка уже отваливается.
Ещё один гость программы #Юсити о символах Петропавловска Владимир Козлов, учредитель ТОО «Мир аттракционов», рассказал, почему современные скульптуры и МАФы в городе быстро приходят в негодность. Как, например, вазоны, музыкальные инструменты по ул. Конституции Казахстана. За короткий срок они облупились и потеряли шедевральный внешний вид.
Он сообщил, что при изготовлении скульптур из пластика не соблюдают технологию. Она особенная, основана на обратном принципе. Сначала нужно сделать форму, а потом в неё отливать изделие.
— У нас изделия из стеклопластика отливают сразу. Не дают просыхать слоям по отдельности. Это приводит к отслоению. Сам пластик по стандартам не должен отслаиваться. В Петропавловске нет сертификации скульптур из пластика. При изготовлении скульптур из гипса не соблюдают температурные режимы, поэтому они быстро приходят в негодность, — рассказал Владимир Иванович.
По его мнению, в городе есть прекрасный скульптор Светлана Брютова. Она автор многих МАФов и скульптур. Чтобы создавать долговечные изделия, мастеру не хватает помещения – хорошей мастерской, где можно не только творить, но и выдерживать температурные режимы.
— Таким мастерам должен помогать акимат. Выделять помещения с инфраструктурой. Первое время помогать с оплатой коммунальных услуг. Мастер не сможет самостоятельно потянуть тепло, пар, воздух. «Выхлопа» сначала не будет, пока не поймут, что это произведения искусства, — считает учредитель «Мира аттракционов».
В Петропавловске не отказались от идеи сделать Соборную площадь
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Всё верно сказано. Средства, которые могли быть вложены в восстановление (пусть даже в виде новодельной, но точной копии) уникального по архитектурному стилю Дома Дмитриева, потрачены на то, что за полгода утратит лоск и приглядное состояние. Столько пафоса — и такой неважный результат. Главное, улица очищена от (самих собой, видимо, дошедших до такого состояния) «гнилых обрубков».
Бутафория это любимое дело акимата причем во всех сферах деятельности. Неужели кто-то думает что этим всем можно привлечь туристов? Задача тут одна малость облагородить вид чтобы замазать глаза всем приезжим. Никакая бутафория ни даже ратуша туристам не интересны такого полно в каждом городе и сносить ради этого дома которые сами уже исторические объекты, выгонять из них людей которые там быть может родились абсолютно не правильно. Лучше бы потратили деньги на реконструкцию крепости. Крепость — это реальный туристический бренд, на который приехали бы посмотреть многие, это запоминается и это музей. Еще уникален наш музей изобразительных искусств, который тоже при должном отношении не стыдно показать туристу, но сам по себе он стимул не большой, а вот в добавок к крепости уже очень даже. А все эти мельницы на въезде в город — ничто, вот если бы настоящая мельница совсем другое дело.
Здравствуйте ! Как же вы все замечательные люди, забыли про Собор Петра и Павла!? Это и есть символ города Петропавловска!!!
В очередной и не последний раз соглашусь с Читателем. Мельница Полякова как нельзя лучше подходит под ремесленные мастерские, коим во внутреннем дворике краеведческого музея, скажем прямо, тесновато, а в здании водокачки я бы разместил гончарную мастерскую, благо и дымовая труба имеется. Что до крепости — повторюсь, что там совсем не нужны радикальные изменения: нужно только по примеру московского Кремля сделать территорию ТОО «Изолит» более доступной, сохранив всё, что там есть сейчас и выделив небольшие дополнительные к площадке с памятным крестом участки для размещения «уголка карты сакральных мест» согласно идее М.Кожахметова, где были бы представлены материалы и о самой крепости, копии разрушенного в парке грота с пушкой и православной часовенки в память о солдатской Петропавловской церкви. Также можно выделить часть помещения бывшего пакгауза либо другое строение под этнографический музей, раз уж о полномасштабной «этнодеревне», как в Усть-Каменогорске и Оренбурге, говорить вряд ли есть смысл. Ну и, само собой, основательно и деликатно поработать с нынешней «Крепостной площадью», которая могла бы ничем не уступать Театральной и Центральной, а может, даже превосходить. Место замечательное и перспективное, остаётся пересмотреть подход к расходу бюджетных и спонсорских средств, и символ города готов.