29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Игры нашего детства

Хочу обратиться к тем, кто рос до эпохи интернета. Вы помните своё детство? Испытываете жгучую приятную ностальгию по тем годам, когда всё лето не было ни единой причины оставаться дома? Давайте вспомним, чем мы тогда занимались. Основан этот рассказ только на моём личном опыте и детстве. «Термины» буду использовать тоже только те, что были у нас.

 

Казаки-разбойники

Во-первых, конечно, мы играли в казаков-разбойников. Собирались всем двором, делились на две команды, и те, кому повезло стать «плохишами», убегали прочь от тех, кто был «казаком». Родители тогда были ворчливые и внимательные, поэтому в нашем «кубике» были строго оговорены правила – со двора уходить было можно, но не дальше определённых границ – метров 40 от дома. Так и прятались «разбойники» – кто в канаву под теплотрассой, кто в густые кусты, кто на деревья, прямо в густую крону. Прятались и давали слово своим игровым товарищам-преступникам ни в коем случае не говорить секретный шифр «казакам». Потому что это – гарантированный проигрыш команды. А «казаки» ловили своих жертв и вели их в условную «тюрьму», где выпытывали шифр щекоткой или (лет в 12, когда такое уже очень будоражило кровь) угрозами поцеловать, если «казак» был мальчишкой, который поймал свою «разбойницу». Впрочем, и фразы «поцелуй, потом скажу» от особо самоуверенных «разбойников» и «разбойниц» тоже звучали.

Я росла в 90-ые, поэтому нет-нет, да наши бравые «казаки» менялись на «ментов» и ловили они «бандитов». Время такое было…

Классики

Я о-о-очень давно не видела ни одних нарисованных мелками классиков во дворах Петропавловска. Для нас же это была одна из самых распространённых игр. Мы играли, кажется, во все её вариации – чертили и (простите за тавтологию) классические классики, в которых первые три клетки идут вертикально, и прямоугольники 5*2, и разные другие, порой на полдвора, их аналоги. Чаще всего играли с так называемыми «пинашками» – самые элитные из которых делали из двух крышек от банок и муки или двух крышек и соли. Варианты подешевле и похуже (потому что страшно скользили по асфальту из-за инерции) были из одной крышки и пластилина, на который иногда приклеивали вырезанный из открытки кружочек. Правила довольно часто меняли, потому что так было веселее и интереснее. Но в каждом из вариантов наступать на черту и выпинывать за неё свою «пинашку» было категорически запрещено. Мы прыгали с диким азартом, порой на это уходили часы.

 

Жмурки или «слепая сковородка»

Самая нечестная игра, по моему мнению. Из-за того, что нам не всегда получалось найти то, чем завязать глаза «водящему» (которого мы чаще называли «голящий»), порой приходилось полагаться на его честность. Тут уже главную роль начинало играть умение щуриться таким образом, чтобы никто не понял, что ты видишь. Зона для этой игры у нас была вокруг большой «лазилки» во дворе, каждый из убегающих должен был непременно её касаться – иначе в честном варианте игры у «голящего» не было бы вообще никаких шансов. Играли большими компаниями, из-за толпы всегда была толкучка и кажущаяся невыполнимой задача поймать хотя бы одного противника, обычно всё-таки приводила к результату.

Цвета

Зону для игры делили на две части, в центре стоял водящий, который называл цвет, и те дети, на чьей одежде, в цвете волос или глаз этот цвет имелся – спокойно переходили на другую сторону. Остальные должны были перебежать так, чтобы их не поймал тот, кто «голит». Получалось не у всех. В то время особо ценными, по-своему модными и дефицитными были детские трусики с изображением фруктов. Хочешь-не хочешь, а приходилось вытягивать их из-под шортов и показывать нужный цвет. Именно тогда мы узнали о существовании фисташкового цвета (фисташек мы тогда ещё не пробовали и даже никогда не видели) или цвета «маренго».

Резиночки

Бельевая резинка – это целый мир для детей, которые росли в девяностые. Сначала нужно было пройти квест «выпроси у мамы два метра резинки», а потом выходить во двор, гордо задрав нос. Тот, кому удавалось добыть этот атрибут, на время становился королём всей детворы – ведь именно он решал, кто и в каком порядке будет прыгать, он устанавливал правила, по которым игра будет усложняться, ему вслед грустно смотрели, когда его грозные родители кричали из окна «домо-о-о-ой!». Из-за того, что я была одной из самых маленьких девочек во дворе – конкурентно соревноваться в прыжках у меня получалось редко. На уровне сложности «резинка на талии» – она была мне по шею. Увы, особой прыгучестью тогда отличались не все, и на каком-то этапе у резиночки оставались только самые высокие дети. Именно они показывали почти акробатические номера, создавая в перекрестье спортивного снаряда «бантики» и «конверты».

 

Прятки

В прятки, наверное, играли все. И, к счастью, в них играют и современные дети. По крайней мере дома – точно. Мы играли в простые и в «московские» прятки. Простые – это классика, один «голит» и считает до ста, остальные прячутся кто где и стараются не высовывать нос. Ищущий должен «застукать» того, кого нашёл, причём это – физическое действие, ему необходимо добежать до места, откуда игра началась и постучать по поверхности стены, у которой он считал, назвав имя «застуканного». Если это успеет сделать кто-то другой, включая того, кого ведущий бежит «застукать» – он в этом раунде победит.

«Московские» прятки отличались тем, что «водящий» выбирался практически случайным образом – один из нас поворачивался ко всем остальным спиной, а кто-то из толпы ударял его по плечу. Угадал кто ударил – водит он, не угадал – водишь сам.

 

Стоп халей-хало и точка и заяц, заяц, сколько время

Гугл сказал мне, что по всему СНГ игру называют просто «хали-хало», мы, видимо, решили пойти дальше и назвать её гораздо сложнее. Для нашей игры не был нужен мяч, только люди. Вся суть – выбрать одного игрока, назвать его имя и бежать со всех сил, пока тот громко кричит «Стоп халей-хало и точка! Раз-два-три! Стоп!». Услышав последний «стоп!» остановиться и надеяться, что тот, от кого бежал, не угадает сколько до тебя шагов, «гигантских» (это шаг почти в шпагате), «кирпичиков» (когда ставишь пятку одной ноги к носку другой), «полукирпичиков», «зонтиков» (когда нужно обернуться вокруг себя, шагнув вперёд) и так далее. Выигрывал тот, кто умел свои «гигантские» подгонять под метр и полтора. Тот же принцип был у игры «Заяц, заяц! Сколько время? Я спешу на день рождения! У меня стоят часы, заяц, заяц, помоги!» – только в этом случае условный и при этом весьма своеобразный «заяц», становясь спиной к игрокам, называл им вполне себе «льюискэрролловское» время, исчисляемое в тех же «кирпичиках», «гигантских» и «утиных» шажочках. Кто дошёл до «зайца» первым – тот и победил.

Девять стёклышек

Такую игру в современности, когда родители особенно тщательно пекутся о безопасности своих чад, сложно даже представить. Но мы – другой случай. Мы со всей дури кидали маленьким упругим резиновым мячом в кучу стёкол! Сначала чертили мелом квадрат, делили его на девять квадратиков поменьше, в центр складывали стопку из аналогичного количества плоских стёклышек, ставили «голящего» за метра три от этого места и швыряли мяч в цель. Если стеклянная башня рушилась – ведущий бежал за мячом, а мы должны были разложить стёклышки по девяти малым квадратам. Не успели до того момента как он поднял мяч и прибежал швырять им в нас – сами виноваты. Именно из этих соображений сила броска обычно была максимальной, при этом никто за всё время не пострадал.

Вышибалы

Наши дворовые «вышибалы» были не только спортивной и подвижной игрой, но ещё и интеллектуальной. Выбирались двое игроков, которые играли роль этих «вышибал», они становились метрах в семи друг от друга, в центре стояли все остальные. Они выполняли задания, иногда получали мячиком по спине, руке, ноге или пятой точке и вылетали из игры. Задания были самые разные. «Ручеёк»  – мяч должен прокатиться между ногами всех, кто в центре, «салют» – все должны прыгать и кричать «Ура-а-а-а!», «бомба!» – и всё садятся на корточки, прикрывая уши. Интеллектуальная же часть у нас заключалась в том, что некоторые «голящие» иногда называли слово, которое игроки должны были произнести по буквам. Так в свои семь лет я выучила как пишутся слова «шифоньер», «палисадник», «алоэ», «парашют»…

Ножички

Ещё одна игра, в которую настоящим и будущим детям, скорее всего, не поиграть. Потому что это на самом деле было опасно. Если в случае с резиночками инвентарь выпрашивался у мам и бабушек – тут за помощью нужно было идти к отцу или деду. И если последние нехотя всё же отдавали тебе какой-нибудь самый ненужный складной нож – ты, опять же, становился героем двора. Чертился круг, делился пополам, в свои части становились игроки и по очереди кидали нож на сторону противника, постепенно «отрезая» куски его территории и присоединяя их к своей. Выбывал тот, кто уже не мог стоять на своём маленьком кусочке земли.

К вам приехала мадам

В нашем дворе в эту игру любили играть абсолютно все – вне зависимости от возраста и пола. Чаще всего ведущими были старшие ребята, которые лучше мелких владели языком и мастерски умели ловить играющих на ошибках. «К вам приехала мадам, толстая как чемодан! Губки бантиком не строить, да и нет не говорить, чёрный с белым не носить, «эр» не выговаривать!» – и понеслось. Порой, если коса находила на камень, ведущий по полчаса мог пытать одного особенно внимательного игрока – тот и на бал успевал поехать, и с принцем/принцессой там познакомиться и поесть хорошенько и всё о дворце рассказать. Вернее – «поговойить с пьинцем и йассказать о двайце» (намеренно заменяя «р» другим звукоом).

Съедобное – не съедобное

Тут ведущий кидал по очереди сидящим на лавочке игрокам мяч и называл различные слова. Если это можно съесть – мячик необходимо было поймать, если нет – отбить. Подлавливали друг друга словами типа «картинка», которое протяжно тянули – «ка-а-а-а-артинка» и все думали, что сейчас будет «картошка». Часто говорили слово «какашка», и если на нём кто-то ловил мячик – этого человека ещё пару дней именно так и называли всем двором. Иногда в статусе «какашек» ходили все поголовно, так что никто не обижался.

А ещё мы делали «секретики» — искали идеально выпуклые стёклышки и закапывали их в землю, предварительно подложив под них фантик от конфеты, пуговицу или другое детское сокровище.

При этом по двору мы бегали всё лето босиком – тогда никому и в голову не приходило бить бутылки на детских площадках – главной нашей проблемой была крапива, а не мусор. А единственным временем, когда двор был совершенно пустым – был вечер пятницы, когда по телевизору показывали диснеевские мультфильмы. От фразы «Дисней по пятницам» сердце до сих пор приятно трепещет.

 

10 комментариев

  • Владимир

    Кашевар или пекарь, в лапту, 12 палочек, генирал, во флажки, в пробки(от косметики или парфюмерии, пивных бутылок), кондалы..

  • Дмитрий Серков

    А из телепередач, кроме Диснея, — множество весьма увлекательных викторин и замечательный приключенческо-комедийный сериал «Строго на юг» о канадском конном полицейском (1997 год).
    Спасибо за ностальгический экскурс!

  • Читатель

    Самыми востребованными были те у кого был мяч или шайба, помимо прочего все делали луки, стрелы, арбалеты, соревновались у кого стрела выше вылетит, рогатки символ «криминала» были не так популярны. Лыжи, санки, клюшки, коньки были у всех, помимо этого для катания массово использовались металлическая тара для молока, лимонада и прочего. Зимой вечерами часто собирались в подъезде играли в настольные игры, рисовали и в жмурки кстати чаще всего играли в подъезде. Было дело дети в подъездах устраивали концерты показывали номера, а другие ходили по чужим подъездам их смотреть — жизнь была насыщенная!

  • Читатель

    Дмитрий Серков, Строго на юг — классный был веселый сериал в конце 90-х, недавно его вспоминал, таких было не мало всех и названий не вспомнить, но для меня это уже не было детство. Элен и ребята, Детективное агентство лунный свет много было хорошего сейчас такого мало.

  • Дмитрий Серков

    Читатель, согласен. Всё, в том числе поп-музыка, независимо от пошиба, было добрее, искреннее, вызывало яркие образы и ассоциации, которые греют душу по сей день. Даже легендарная бразилиада, при всей своей специфичности, — просто шедевральна! Куда всё сгинуло?

  • Читатель

    Дмитрий Серков, с музыкой отдельная история была в то время — радио Камертон 72,6МГц если память не подводит. Лучшей радиостанции в нашем городе никогда не было и по сей день нет. Это было настоящее петропавловское радио безо всяких ретрансляций, с кучей викторин, музыкальных рубрик и лучшим репертуаром. Когда они пропали из эфира долго ждал возвращения, но увы его так и не произошло… а на ТВ тогда бил все рейтинги местный Ишим-ТВ

  • Дмитрий Серков

    Эхма, «было время много лет назад»… Сейчас песни непоющей, как оказалось, группы «Хай-Фай» со своеобразной абстрактно-философской лирикой и характерным почерком превосходного мелодиста Павла Есенина воспринимаются как абсолютная классика. Нынешние же выкидыши ни музыкой, ни композициями даже назвать нельзя. Одно утешение — по-прежнему добротный и эффектный Константин Меладзе и редкие удачные вещи других творческих людей. Остальное, мягко говоря, не впечатляет.

  • Читатель

    Вспомнил незаслуженно забытые мегапопулярные игры детства которые точно из современных детей никто не знает.
    Первая — фантики от жевачек которые тогда собирали все и даже существовали курсы обмена крутых фантиков на попроще. Участники складывают фантики одной стороной в стопку, потом по очереди ладошкой хлопают по стопке и забирают перевернувшиеся.
    Вторая — пуговки — жутко занимательная игра, в детстве ни одна пуговица на земле не валялась все были в карманах детей. Точно уже и правила не помню. Делается лунка в земле. От проведённой черты на краю площадки примерно в 3-5 метрах от ямки участники поочерёдно бросают свои «битки», стараясь попасть в саму ямку или, что бы его «биток» упал как можно ближе к краю ямки. После того, как все битки брошены, определяется право первого удара. Чей биток ближе всех к ямке, то и начинает игру. В том случае, если биток участника попал прямо в ямку, он автоматически начинает игру первым. Но если в ямку залетело несколько битков, участники перебрасывают заново. Если все битки лежат на земле на разных расстояниях от ямки, участник, биток которого ближе всех к ней, щелбаном старается забить свой биток в ямку. Если получилось он пытается забить все последующие, пока не промахнётся. Тогда право удара переходит к игрокам, чьи битки ещё не попали в ямку. Когда все битки оказываются в ямке, проигравшие участники платят выигравшим выкуп за свой биток отдавая одну из своих разменных пуговиц. На пуговицы также был свой обменный курс.

  • Дмитрий Серков

    Ну и, конечно, ставшая интернациональной игра в асыки. В моём родном городке (юг Центрального Казахстана) была настолько популярна, что доводилось наблюдать в соседнем дворе юную амазонку по имени Юлия, резавшуюся в «мослы» наравне с самыми заядлыми игроками мужского пола. Сезон открывался буквально с первой весенней проталиной. Лучшие кости высоко ценились и также служили «валютой».
    А ещё — «кино», своего рода аналог игры «в города», в которой верно (и быстрее других) угадавший фильм по первым буквам и краткому описанию смысла слов названия загадывал свой ребус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *