Патриархальный Петропавловск и не подозревал, что стал центром притяжения очень внимательных взглядов из-за океана, пишет корреспондент Петропавловск kz.
Недавно автору этих строк позвонил астанинский коллега и попросил помочь журналисту из Вашингтона, который должен приехать в СКО для написания материала или даже серии материалов. Журналиста зовут Джошуа Кучера, и он специализируется на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке. Мы встретились с Джошуа в летнем кафе в центре города, и он посвятил меня в свои план: написать статью на тему «Возможен ли Крым в Казахстане?».
Украинские события, хоть напрямую и не касаются нас, но все-таки затронули казахстанцев за живое. В социальных сетях до сих пор бушуют нешуточные страсти. Армии «диванных аналитиков» ведут сражения в виртуальном пространстве, по накалу страстей не уступающие реальным боям.
Характерно, что для многих наблюдателей украинские коллизии стали поводом примерить их на родные казахстанские реалии. Что сказать? Как попытку изучить ситуацию с целью избежать чужих роковых ошибок это можно только приветствовать. Но, увы, нередки откровенно истерические и провокационные настроения. Масла в огонь подлили известные высказывания одиозных российских политиков, таких как Владимир Жириновский и Эдуард Лимонов. Интеллектуальную прослойку казахстанского Фейсбука буквально взорвало от возмущения, причем некоторые комментаторы в порыве праведного негодования порой заходили слишком далеко. Словом, провокаций хватает с обеих сторон. Один из важнейших уроков, который мы все должны пройти — сохранять холодную голову, ведь на карту поставлено слишком дорогое завоевание – межнациональное согласие и стабильность в нашей стране.
Итак, американский коллега Джошуа Кучера попросил помочь организовать встречу с представителями акимата Северо-Казахстанской области и руководством Русской общины. И, конечно, его интересовало мое мнение. «Конечно, я не являюсь экспертом по вопросу национальных отношений и, уж тем более, по геополитике, мое мнение – это просто мнение жителя Петропавловска. Убеждена, что аналогии между Крымом и Петропавловском неуместны», — твердо ответила я.
Однако как не помочь коллеге? К сожалению, для встречи с руководством областью время оказалось неудачным. Только что в наш регион был назначен новый аким Ерик Султанов вместо Самата Ескендирова, написавшего заявление об отставке вследствие коррупционного скандала, разразившегося в акиматовских стенах. И, как это часто бывает, смена первого руководителя «рассыпала все карты». Следом за своим шефом ушла советница по связям со СМИ, а замену ей еще не нашли. Так что с акиматом не повезло, зато с Русской общиной все получилось как нельзя лучше.
Руководитель Русской общины, являющийся еще и верховным атаманом союза казачьих объединений Юрий Захаров вылетел ближайшим авиарейсом из Алматы для интервью. Встреча состоялась вечером следующего дня.
Юрий Захаров, как выяснилось, считает, что изначально не правильно сравнивать Казахстан с Украиной. При этом руководитель русской общины не отрицает наличие в стране коррупции, но подчеркивает, что есть, и борьба с ней. И в первую очередь казахстанцам далек радикализм. Захаров уверен, что в полиэтническом составе государство выжило только благодаря Назарбаеву, умеющему соблюдать интересы разных групп. Он убежден, что за три века, которые русские и казахи живут вместе, последние обрусели и психологически стремятся ко всему европейскому. Глава русской общины не видит никаких рисков во время президентства Елбасы. Вероятность возникновения определенных проблем он допускает после ухода Назарбаева и то, если власть не будет передана им приемнику.
Думается, североказахстанцам будет интересен взгляд американского журналиста на ситуацию в Петропавловске. Специально для читателей Петропавловск kz – ИА REX-Казахстан я перевела основные моменты статьи Джошуа Кучера об итогах его поездки, опубликованной на популярном в Штатах сайте «Al Jazeera America». Решила не слишком загружать текст своими комментариями, чтобы вы сами могли сделать выводы.
Статья вышла под довольно двусмысленным заголовком «North Kazakhstan isn’t the next Crimea — yet», что можно перевести как «Северный Казахстан – это не следующий Крым. Пока». Это зловещее «yet», на мой взгляд, звучит довольно двусмысленно. Что же позволило корреспонденту из Вашингтона сделать подобные предположения?
В начале своего материала Кучера проводит параллели с украинской коллизией, замечая, что недавний «захват Крыма» вызвал гордость у россиян, которые нарекли своего президента Владимира Путина «собирателем земель русских», и страх среди их соседей, которые опасаются, что их территории могут быть «следующими». «Северный Казахстан кажется главным кандидатом, — пишет американский журналист. После Украины Казахстан имеет наибольшее количество этнических русских за пределами России, около четырех миллионов. Этнические русские в Казахстане живут рядом с границей и являются субъектами правительства, которое пытается продвигать казахстанскую идентичность».
Далее Джошуа Кучера делает обстоятельный экскурс в историю основания города и времена обретения Казахстаном независимости: «Призрак этнического сепаратизма был намного более угрожающим в 1990-х, когда Казахстан стал новым независимым государством, и казахи были меньшинством в своей собственной стране… Правительство Казахстана предприняло ряд мер для того, чтобы приглушить эту угрозу. Организована миграция этнических казахов из соседних стран, которая, наряду с эмиграцией многих этнических русских в Россию, изменила демографический баланс в стране. Если в 1989 году казахи составляли менее 40 процентов населения, то сегодня эта цифра выросла до 66 процентов (процент русских, тем временем, снизился с 40 процентов до 21)».
Однако автор считает, что «риторика вокруг давней дружбы между русскими и казахами является пережитком советской историографии» и делает довольно спорный, но безапелляционный вывод о том, что «Казахстан находится под экономическим давлением со стороны России». Нурсултан Назарбаев неоднократно подчеркивал, что объединение в ЕАЭС является только экономическим, а не политическим проектом.
Вашингтонский обозреватель, тем не менее, не удержался от комплимента Елбасы, оценив его политику как «деликатное балансирование между желанием казахифицировать страну с необходимостью избежать отчуждения своих этнических русских с одновременным уравновешиванием отношений с российским правительством». С момента обретения независимости Казахстан стремился к тому, что называется «внешняя политика многовекторности», и это ему удается, отмечает автор.
«Однако события в Украине поставили это тонкое балансирование под сомнение, — считает Джошуа Кучера. — Первоначальный дипломатический ответ Казахстана на присоединение Крыма был осторожным. В телефонном разговоре с немецким канцлером Ангелой Меркель, Назарбаев подчеркнул важность целостности территории Украины, в то время как, говоря по телефону с российским президентом в тот же день, он сказал, что «понимает позицию России по защите прав национальных меньшинств в Украине и ее интересы безопасности».
«Существует расхожее мнение, что пока Назарбаев у власти, он накопил достаточно доверия у казахстанских русских и столь же доверительные отношения с Москвой, чтобы противостоять кризису. Хотя некоторые в Астане опасаются, что в условиях неопределенности после его ухода националисты могут прийти к власти», — резюмирует американский журналист, приводя аналогичное мнение Юрия Захарова: «Пока Нурсултан Назарбаев является президентом, то не будет никаких больших проблем. Но если, не дай Бог, что-то случится с ним, нет никакой гарантии».
Автор предпочел завершить свою статью на этой тревожной ноте.
Вера ГАВРИЛКО,
фото автора