Жители села Заградовка Есильского района Северо-Казахстанской области изобрели новый дорожный знак. Надпись на асфальте «ЯМА 100 М» предупреждает водителей об огромной яме. Казалось бы, ничего особенного, многие дороги области далеки от идеала. Нонсенс в том, что подъездную дорогу к селу сделали осенью 2019 года. Почему дорожное покрытие, в которое «вбухали» почти 380 млн тенге государственных денег, развалилось почти сразу после ремонта, кто его восстановит и понесёт за это ответственность, разбирался корреспондент информационного агентства Петропавловск.kz.
Асфальтированную дорогу к своему селу заградовцы ждали несколько десятилетий. В 2019 году на её ремонт из республиканского бюджета выделили 378 млн тенге. Конкурс по госзакупкам выиграл подрядчик ТОО «KazFortis». К работам приступили в мае 2019 года. Кое-как, с затяжными перерывами на месяцы, работы были закончены к ноябрю 2019 года.
Недолго жители села радовались новой дороге. Она начала рушиться почти сразу после укладки.
Дорогу в эксплуатацию не приняли. Она не соответствовала указанным в проекте параметрам. Директор подрядной организации Эдуард Шандер написал гарантийное письмо. В нём обязался до конца мая 2020 года привести дорогу в порядок и установить дорожные знаки, закупленные почти на 2 млн тенге. Как уверяет житель Заградовки Анатолий Пухальский, часть из них прошлой осенью повтыкали в промёрзшую землю. Долго они не простояли и попадали. Оставшиеся подрядчик хранил у себя на складе, видимо, до лучших времён.
15 мая 2020 года представители областной Антикоррупционной службы вместе с передвижной лабораторией регионального филиала Национального центра качества дорожных активов приехали в Заградовку. Они визуально изучили изъяны новой дороги. Взяли пробы из разных участков дорожного полотна для изучения качества в лабораторных условиях.
В тот день на участке ждали приезда «гостей». Установили дорожные знаки и столбики. Судя по неокрепшему бетону, в который «посадили» лишь высокие «указатели», поставили их накануне. Во время визита делегации рабочие красили знаки. Создавали деятельный вид, даже когда начался проливной дождь, они продолжали красить.
Не нужно быть экспертом, чтобы определить, насколько фальшив выполненный ремонт дороги. Все изъяны налицо. Покрытие пористое, щебень асфальта отколупывается пальцами. Участки с огромными ямами сменяются испещрёнными трещинами промежутками. По обочинам лежат огромные глыбы щебня.
— В мае 2019 года подрядчик ТОО «KazFortis» выиграл конкурс по госзакупкам на средний ремонт подъездной дороги к селу Заградовка протяжённостью 5,7 км. Работы начал в июне. С июля его не было 1,5 месяца. По словам директора ТОО, во время отсутствия работал на другом объекте. С октября возобновил работы. По настоящее время дорога не завершена. Сотрудники отдела ЖКХ подали иск в специализированный межрайонный экономический суд СКО для признания подрядчика недобросовестным участником госзакупок и обязали завершить работы. До сих пор дорога не принята в эксплуатацию, — рассказал руководитель отдела ЖКХ Есильского района Кайрат Имантаев.
У районного отдела ЖКХ есть претензии к качеству покрытия. Оно разрушается на протяжении всего участка. Съезды на обочину засыпаны щебнем крупной фракции и не укатаны. Дорожные знаки установлены не по стандарту. Идёт претензионная работа совместно с технадзором.
Ширина дороги по проекту составляет 7 м. Представители центра качества дорожных активов замерили её в нескольких местах на протяжении полотна. Оно оказалось меньше необходимых параметров – 6,5 метров.
Получается, что подрядчик бесстыдно сузил дорогу. Однако свою вину не признаёт. По словам директора ТОО Эдуарда Шандера, в его документах ширина дороги составляет 6 м.
По словам директора областного филиала Национального центра качества дорожных активов Жолдыбая Тентекова, по проекту толщина покрытия должна быть 8 см. Взятые экспертами пробы (керны) ни на одном участке не соответствовали этому показателю. Она варьировалась от 7 до 4 см.
В лаборатории керны испытают на плотность и другие физико-механические свойства.
— Сетка на полотне говорит о нарушении технологии укладки асфальтовых смесей, либо на основании был плохо пролит битум, нет сцепления асфальта с основанием. Не соблюдена толщина слоя. По проекту общий слой покрытия должен составлять 8 см. На некоторых участках слой полотна не более 2-3 см, — визуально резюмировал он.
Работы около села Заградовка контролировала технадзор Галина Нагорная. Она уверяет, что неоднократно писала подрядчику предписания об устранении нарушений по качеству асфальта, ширине дороги, установке знаков. Однако тот, по неизвестным причинам, игнорировал её требования.
Житель Заградовки Анатолий Пухальский рассказал, что асфальт укладывали при минусовых температурах. По норме для этих работ на улице должно быть не менее +10 градусов.
— Всю свою жизнь, 57 лет ждал дорогу. Деньги укатали куда-то. Теперь от дороги остались одни скандалы. Сначала 15 дней строили. Потом 4 месяца никого не было. Снег пошёл. Приехали, за неделю всё укатали, и уехали. Знаки повтыкали в снег, они упали. Где-то совсем не было, — рассказал А. Пухальский.
На все замечания, как представителей общественности, так и центра качества дорожных активов, директор «KazFortis» Э. Шандер отвечал невозмутимо. Такое ощущение, что ему всё равно, что происходит вокруг. А работы ценой в 378 млн для него что-то вроде детской игры в песочнице. Сделал, как смог. А что, и так сойдёт!
Он говорит, что полотно разрушается из-за закупленного осенью асфальта у другого поставщика. Материал оказался некачественным. А работы не успели сделать в срок, потому что проект не соответствовал реальности. По плану нужно было сделать средний ремонт в срок с мая по конец октября 2019 года. За это время, как уверяет подрядчик, он сделал капитальный (!) ремонт дороги. Некачественно выполненные работы оправдывает задержками в выделении средств и нехватку времени. Обвиняет во всём заказчика работ — отдел ЖКХ Есильского района и проектировщиков.
Ссылки подрядчика на низкое качества асфальта представитель центра экспертизы называет пустыми отговорками. Говорит, что подрядчик не должен был использовать некачественный материал.
Э. Шандер уверяет, что проделанная работа не принесла прибыли. Напротив, он трудился в ущерб себе.
— В проекте заявлено, что дорога асфальтирована. То есть 70% материала должны были брать отсюда, остальное добавлять. На самом деле здесь был грейдер. Все материалы покупали. К деньгам, которые получили, ещё половину добавили и закрыли эту дорогу. Денег, что выделило государство на эту дорогу, должно было хватить на 2 км. Можем обратиться в счётную палату, заказать экспертизу по документации. Тогда будет подтверждение моих слов, — высказался Э. Шандер.
Руководитель управления превенции и добропорядочности Антикоррупционной службы по СКО Дамир Хабибулин говорит, что о капитальном ремонте дороги не может быть и речи. Он подразумевает переделку всего полотна. Стоимость таких работ в 2 раза больше текущей. Подрядчик производил средний ремонт дороги, где ранее был грейдер.
— Стоимость среднего ремонта дороги в 2019 года была порядка 35-40 млн за 1 км. Цена на ремонт этой дороги была завышена на 40% из-за отсутствия асфальтового покрытия, как материала под основу, — пояснил. Д. Хабибулин.
Директор подрядной организации Э. Шандер пообещал до 31 мая 2020 года завершить работы. Ему нужно снять некачественное покрытие, постелить заново и качественно.
После дорогу будет принимать и исследовать лабораторно специальная комиссия.
Читайте также:
На севере Казахстана подрядчик переделывает отремонтированную дорогу
Здравствуйте!
Вообще таких подрядчиков и тех надзор кто контролировал выполнение работ, надо в тюрьму сажать! А их, как будто они не 300 000 000 с лишним, а пятьсот тенге просра…. Поругали, дали срок для исправления не до чётов и на тебе подрядчик новые подряды уже почти на 700 000 000. ЭТО ВООБЩЕ БЕЗПРИДЕЛ. ВСЕХ В ТЮРЬМУ, С КОНФИСКАЦИЕЙ ИМУЩЕСТВА И НА ДОЛГОЕ ВРЕМЯ.