В канун Дня защиты детей история героя нашего материала «Сиротская доля» Саши Данина разрешилась благополучно, на что сирота даже боялся надеяться. Стараниями многочисленных небезразличных к сиротской доле людей, парень и его брат с сестрой по решению Петропавловского городского суда вновь обрели квартиру, где родились и выросли.
Материал «Сиротская доля», опубликованный в одном из номеров нашей газеты, ранил сердца многих читателей. Не счесть число людей, интересовавшихся судьбой трёх сирот, переживших чудовищное детство, оставшихся без родителей. Кто-то настойчиво задавал вопрос: «Почему так случилось?», другие выдвигали версии насчёт того, кто виноват, иные просто просили сообщить координаты детей, чтобы помочь.
Как раз последним мы вынуждены были отказывать. Дети, пережив кровавое детство (мать на глазах одного сына убила отца, а затем на глазах дочери погибла сама от рук очередного сожителя, беспробудное пьянство взрослых, нищета, вынужденное попрошайничество), простили всё это родителям. И, что вполне понятно, стеснялись своего прошлого и ситуации, в которой оказались.
Именно поэтому в газетной статье были изменены имена и фамилии действующих лиц. Важным оставалось лишь то, что трое сирот по каким-то подозрительно странным обстоятельствам остались без родительской квартиры. Заметим, довольно дорогостоящей по меркам Петропавловска.
Сегодня настало время, когда герой нашей публикации Саша Данин с гордостью рассекречивает своё настоящее имя – Павел Дерябин — и благодарит за это людей, которые неравнодушны к его беде.
Всё началось с обращения парня к депутату Северо-Казахстанского областного маслихата Серику Исмаилову, который вплотную занялся жилищной проблемой сирот. На депутатское обращение отреагировал областной Департамент по защите прав детей, подтвердив нарушение сиротских прав.
После депутатского обращения, учитывая значимость проблемы для детей, прокурор Северо-Казахстанской области Аскар Досекенов взял её под личный контроль. В результате в интересах сирот был подан иск в суд от имени прокурора города Петропавловска. Решение проблемы оказалось в руках профессионалов и, что немаловажно для ребят, им не пришлось тратить деньги, которых у них просто нет, на представителей в суде.
Суд установил истинную хронологию событий. По его мнению, квартира, где жила семья Павла, его родственниками была приватизирована незаконно. В акте приватизации нет ни Павла, ни его младшего брата. Но, даже несмотря на то, что сестра вписана в него была, это не помешало их матери совершить обмен квартиры на две комнаты в общежитии, которые позже тоже оказались в чужих руках в рамках недавней акции по легализации имущества.
По решению Петропавловского городского суда, которое было вынесено 24 мая, родительская квартира должна перейти в собственность Павла, его брата и сестры. Комнаты в общежитии, на которые она была обменены, по мнению суда, являются собственностью государства и не могли быть легализованы законным способом. Решение суда может быть обжаловано в законный срок.
В то же время эта история, когда сироты, оставшись без родительского жилья, вынуждены доказывать своё право на него в суде, — далеко не редкость.
По словам Кайрата Бурыбаева, заместителя прокурора СКО, учитывая, что прокуратура регулярно выявляет факты аналогичных нарушений прав сирот, североказахстанскими прокурорами инициирована не имеющая аналогов в республике система электронной базы данных по детям–сиротам.
«В неё включены полные сведения о детях–сиротах, включая информацию об имуществе, на которое они имеют право. К сожалению, именно это имущество становится предметом посягательства граждан, для которых не только Закон, но и всё человеческое чуждо. Но инициированная нами система, получившая поддержку со стороны Генеральной прокуратуры и рекомендованная для всех регионов страны, ставит своеобразный заслон таким посягательствам. Учитывая, что, по нашей практике, органы опеки и попечительства не справляются с задачей защиты имущественных прав сирот, мы вынуждены были искать способ защитить наших детей. Теперь уверены, что впредь ситуации, как у Павла и его родных, не возникнут. Но в любом случае дети, оставшиеся без родителей, должны знать, что они не одни в этом мире. Рядом с ними есть мы – прокуроры», — говорит Кайрат Бурыбаев.
Непосредственное участие в решении судеб детей, нуждающихся в защите своих прав, сегодня принимает и такая структура, как Департамент по защите прав детей. Айгуль Мустафина, главный специалист департамента, разъясняет, что в ведомство может обратиться любой ребёнок или взрослый. Департамент не наделён карательными или контролирующими функциями, но его специалисты всегда могут оказать посредническую помощь, посоветовать, куда обратиться и проконтролировать решение вопроса, как это было в случае с Павлом Дерябиным.
Сергей СМИРНОВ